Журналистика в историческом измерении
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Уровень высшего образования бакалавриат |
Направление подготовки 42.03.02 «Журналистика» |
форма обучения – очная, заочная |
Разработчик: С. Д. Балмаева, канд. филос. наук, доцент | |
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _____________ З.А.Незнамова 15 марта 2015 г. |
СОГЛАСОВАНО: Декан факультета телерадиожурналистики _________________ С.Д.Балмаева 11 марта 2015 г. |
ПРИНЯТО: Ученым советом факультета телерадиожурналистики |
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры телерадиожурналистики № 6 от 11 марта 2015 г. |
© НОУВПО Гуманитарный университет
© Балмаева С.Д., 2015
Рабочая программа дисциплины «Основы теории журналистики»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 42.03.02 «Журналистика».
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной частирабочего учебного плана.
Форма обучения | очная |
Семестр | VII |
Трудоемкость дисциплины | 2 ЗЕ, 72 акад. час., в том числе: |
Контактная работа: (в том числе, интерактивные занятия – 6 часов) | 34 час. |
Лекций | 17 час. |
Семинарских занятий | 17 час. |
Самостоятельная работа: текущая, творческая и проблемно-ориентированная | 38 час. |
Контроль: | 9 час |
Дифференцированный зачет | VII семестр |
Форма обучения | заочная |
Семестр | IV семестр |
Трудоемкость дисциплины | 2 ЗЕ, 72 акад. час., в том числе: |
Контактная работа: (в том числе, интерактивные занятия – 3 часа) | 8 час. |
Лекций | 4 час. |
Семинарских занятий | 4 час. |
Самостоятельная работа: текущая, творческая и проблемно- ориентированная | 64 час. |
Отчетность: | |
Дифференцированный зачет | IV семестр |
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
- Область профессиональной деятельности обучающихся.
Область профессиональной деятельности обучающися, освоивших программу бакалавриата, включает решение профессиональных задач в средствах массовой информации и в смежных информационно-коммуникационных сферах.
- Объекты профессиональной деятельности обучающихся.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: массовая информация, передаваемая по различным каналам средствами массовой информации и другим медиа, адресованная различным аудиторным группам.
- Виды профессиональной деятельности обучающихся:
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся обучающиеся, освоившие программу бакалавриата:
- журналистская авторская;
- редакторская;
- проектно-аналитическая;
- организационно-управленческая;
- социально-организаторская;
- производственно-технологическая.
- Профессиональные задачи обучающихся
Обучающиеся, освоившие программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи:
- журналистская авторская деятельность:
создание материалов для различных типов, видов СМИ и других медиа с учетом их
специфики;
редакторская деятельность:
- приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной
ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ, материалов в соответствие с языковыми
нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими
требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
- проектно-аналитическая деятельность:
участие в разработке и коррекции концепции медиапроекта, определении его
формата, в различных видах программирования, планирования;
- организационно-управленческая деятельность:
участие в соответствии с должностным статусом в организации работы
медиапредприятий, их подразделений, творческих коллективов;
- социально-организаторская деятельность:
привлечение к сотрудничеству со СМИ и другими медиа представителей различных
сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;
- производственно-технологическая деятельность:
участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы,
интернет-СМИ и других медиа на базе современных технологий.
- Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:
- способностью ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);
- способностью понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3);
- Перечень знаний, умений и навыков и (или) описание опыта деятельности, характеризующие формирование компетенций.
В результате освоения компетенций студенты:
знают историческую эволюцию роли журналистики (XVII–XXI в.) в контексте развития средств коммуникации; сущность журналистики; изменение миссии журналистики; взаимодействие журналистики с экономикой, политикой, другими сферами общественной жизни;
умеют анализировать, реконструировать «логику» развития средств коммуникации и журналистики; прогнозировать влияние журналистики на другие сферы духовного производства; анализировать важнейшие инновационные практики в сфере массмедиа;
владеютнавыками и категориальным аппаратом сравнительно-исторического исследования журналистики, экономики, политики; их взаимного влияния на социальную структуру общества, изменение системы ценностей, тенденции общественного развития.
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Учебно-тематический план занятий
студентов очной формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Объем дисциплины (в акад. час.) | Контактная работа (в часах) | Самостоятельная работа студентов (в акад. в часах) | |
в том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
1. | Журналистика в историческом измерении XVII–XXI вв. | - | |||
2. | Журналистика в семантическом поле культуры | ||||
3. | Журналистика в поле экономики и политики | ||||
4. | Журналистика как творческая деятельность | ||||
Итого: |
Учебно-тематический план занятий
студентов заочной формы обучения
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов (трудоемкость дисциплины) | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах) | |
в том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
1. | Журналистика в историческом измерении XVII–XXI вв. | - | |||
2. | Журналистика в семантическом поле культуры | ||||
3. | Журналистика в поле экономики и политики | ||||
4. | Журналистика как творческая деятельность | ||||
Итого: |
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие [Электронный ресурс]. – М. : Аспект Пресс, 2012. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/104038/
2. Дымова И. Профессиональная этика журналиста [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Дымова, П. Рыков, Г. Щербакова . - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013.- 164 с. - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175&sr=1
3. Журналистика и редактирование: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Т. В. Гордиенко. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=375895
4. Есин Б. И. История русской журналистики (1703 - 1917) [Электронный ресурс] : учебно-метод. комплект / Б. И. Есин. - 4-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. – 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=496290
5. Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов [Электронный ресурс] / Евгений Криницын. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=518841
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/05.php
4 Кастельс М. Сетевая теория силы / Пер. с англ. В. Гатова. URL: http: //postjournalist.ru/?p=424
5 Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста : очерки теории и практики: учебное пособие [Электронный ресурс]. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. – 528 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=143219
6 Овчинников В. Формирование инновационной модели планирования работы мультимедийной редакции / Меди@льманах. 2011. № 5.
Дополнительная литература
1. Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб, 2005.
3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
5. Вартанова Е. Л. Основы медиабизнеса. М., 2009.
6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
7. Грушин Б. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967.
8. Дзялошинский И. М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. - М.: АПК и ППРО, 2012.
9. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-пресс, 2015.
10. Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Медиатекст: особенности создания и функционирования. - M.: НИУ-ВШЭ, 2011.
11. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999.
12. Засурский Я. Н., Вартанова Е. Л. История печати. Антология. В 2-х томах. - М.: Аспект-пресс, 2001. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2366509/
13. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.
14. Лозовский Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008.
15. Лозовский Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Тюмень, 2004. URL: http://virlib.eunnet.net/metod_materials/javerting/
16. Луман Н. Реальность масс-медиа. - М.: Праксис, 2005. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3796597/
17. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.
18. Рашкоф М. Медиавирус. – М., 2005.
19. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М., 2007.
20. Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию : учеб. пособ. – М., 2004.
21. Фомичева И. Д. Социология СМИ : учеб. пособ. – М., 2012, гл.6.
22. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Наука, 2006.
23. Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. – М., 1997.
24. Шелонаев С.М. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиаагентов. - http://cyberleninka.ru/article/n/mediaprostranstvo-struktura-i-raspredelenie-sotsialnogo-kapitala-media-agentov (Shelonaev S.M. Mediaprostranstvo: struktura i raspredelenie sotsial'nogo kapitala mediaagentov.
25. Ширки К. Включи мозги. Свободное время в эпоху Интернета: пер. с англ. М.: Карьера Пресс, 2012.
26. Урри Дж. Мобильности. М.: Издательство: Праксис, 2012.
Источники
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с изм. и доп.).
4. Кодекс профессиональной этики российского журналиста //Профессиональная этика журналиста. – М. : Галерия, 2002.
Журналы
1. Вестник МГУ. Серия «Журналистика».
2. Журналист.
3. Журналистика и медиарынок.
4. Медиальманах.
Интернет-источники
1. Сайты исследовательских организаций (Gallup media, Comcon-2, Левада-центр, Мониторинг.ru).
2. Introduction to Theory of Communication. – URL: http://www. sagepub.com/upm-data/4983_Dainton
3. Сайт Центра по изучению средств массовой информации. – URL: www.mediastudies.org
4. Сайт Ассоциации по изучению журналистики и массовой коммуникации. Страница для преподавателей по этим специальностям в США и других странах мира. – URL: http://lamar.colostate. edu/~aeimcpr
5. «The European Journalism Center» – информационный форум для журналистов, руководителей средств массовой информации и преподавателей в области журналистики. – URL: www.regioweb.nl/eic/index.html
6. Сайт, обеспечивающий информационными ресурсами прессу, преподавателей журналистики. – URL: www.reporter.org
7. Национальная профессиональная организация студентов и практиков в области изучения коммуникаций. – URL: www.uark.edu/depts/comminfo/
8. Общественно-политическая газета на тему коммуникаций. – URL: www.rupr.ru
9. Центр коммуникативных технологий. – URL: www.prcom.ru
10. Сайт Гильдии издателей периодической печати. – URL: www.gipp.ru
11. Сайт проекта «Медиалогия». – URL: www. medialogia.ru
12. Сайт проекта «Медиакратия». – URL: www. mediacratia.ru
13. Университетская библиотека он-лайн - http://www.biblioclub.ru
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задачи:
В ходе занятий студенты:
• научатся видеть журналистику «стереоскопически»: её функции как регулятора общественного внимания и доверия; её функции в создании символической реальности;
• овладеют категориями, с помощью которых теория коммуникаций и теория журналистики исследует социокультурную роль журналистики;
• научатся анализировать взаимопроникновение поля экономики, поля политики и журналистики в массовом индустриальном обществе;
• предпримут исследование «новых медиа», кризиса традиционных социальных институтов, новую «сетевую» социальную реальность, предпосылок «гражданской журналистики;
• опишут изменение «портрета» профессии «журналист».
Основные понятия: медиареальность; медиатизация общественной жизни; общественное мнение; «конструирование социальной реальности»; социальный капитал, его формы; «повестка дня», медиавирусы, мемы, «культурные герои», «креативный класс», «поле экономики», «поле политики», воспроизводство социального порядка, «поле медиа и журналистики», медиакратия, глобальные сети медиакапитала, де-массификация, netократия, «новые медиа», «гражданская журналистика».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Уровень высшего образования бакалавриат |
Направление подготовки 42.03.02 «Журналистика» |
форма обучения – очная, заочная |
Разработчик: С. Д. Балмаева, канд. филос. наук, доцент | |
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _____________ З.А.Незнамова 15 марта 2015 г. |
СОГЛАСОВАНО: Декан факультета телерадиожурналистики _________________ С.Д.Балмаева 11 марта 2015 г. |
ПРИНЯТО: Ученым советом факультета телерадиожурналистики |
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры телерадиожурналистики № 6 от 11 марта 2015 г. |
© НОУВПО Гуманитарный университет
© Балмаева С.Д., 2015
Рабочая программа дисциплины «Основы теории журналистики»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 42.03.02 «Журналистика».
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной частирабочего учебного плана.
Форма обучения | очная |
Семестр | VII |
Трудоемкость дисциплины | 2 ЗЕ, 72 акад. час., в том числе: |
Контактная работа: (в том числе, интерактивные занятия – 6 часов) | 34 час. |
Лекций | 17 час. |
Семинарских занятий | 17 час. |
Самостоятельная работа: текущая, творческая и проблемно-ориентированная | 38 час. |
Контроль: | 9 час |
Дифференцированный зачет | VII семестр |
Форма обучения | заочная |
Семестр | IV семестр |
Трудоемкость дисциплины | 2 ЗЕ, 72 акад. час., в том числе: |
Контактная работа: (в том числе, интерактивные занятия – 3 часа) | 8 час. |
Лекций | 4 час. |
Семинарских занятий | 4 час. |
Самостоятельная работа: текущая, творческая и проблемно- ориентированная | 64 час. |
Отчетность: | |
Дифференцированный зачет | IV семестр |
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
- Область профессиональной деятельности обучающихся.
Область профессиональной деятельности обучающися, освоивших программу бакалавриата, включает решение профессиональных задач в средствах массовой информации и в смежных информационно-коммуникационных сферах.
- Объекты профессиональной деятельности обучающихся.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: массовая информация, передаваемая по различным каналам средствами массовой информации и другим медиа, адресованная различным аудиторным группам.
- Виды профессиональной деятельности обучающихся:
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся обучающиеся, освоившие программу бакалавриата:
- журналистская авторская;
- редакторская;
- проектно-аналитическая;
- организационно-управленческая;
- социально-организаторская;
- производственно-технологическая.
- Профессиональные задачи обучающихся
Обучающиеся, освоившие программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи:
- журналистская авторская деятельность:
создание материалов для различных типов, видов СМИ и других медиа с учетом их
специфики;
редакторская деятельность:
- приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной
ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ, материалов в соответствие с языковыми
нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими
требованиями, принятыми в СМИ разных типов;
- проектно-аналитическая деятельность:
участие в разработке и коррекции концепции медиапроекта, определении его
формата, в различных видах программирования, планирования;
- организационно-управленческая деятельность:
участие в соответствии с должностным статусом в организации работы
медиапредприятий, их подразделений, творческих коллективов;
- социально-организаторская деятельность:
привлечение к сотрудничеству со СМИ и другими медиа представителей различных
сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними;
- производственно-технологическая деятельность:
участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы,
интернет-СМИ и других медиа на базе современных технологий.
- Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:
- способностью ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);
- способностью понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3);
- Перечень знаний, умений и навыков и (или) описание опыта деятельности, характеризующие формирование компетенций.
В результате освоения компетенций студенты:
знают историческую эволюцию роли журналистики (XVII–XXI в.) в контексте развития средств коммуникации; сущность журналистики; изменение миссии журналистики; взаимодействие журналистики с экономикой, политикой, другими сферами общественной жизни;
умеют анализировать, реконструировать «логику» развития средств коммуникации и журналистики; прогнозировать влияние журналистики на другие сферы духовного производства; анализировать важнейшие инновационные практики в сфере массмедиа;
владеютнавыками и категориальным аппаратом сравнительно-исторического исследования журналистики, экономики, политики; их взаимного влияния на социальную структуру общества, изменение системы ценностей, тенденции общественного развития.
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Учебно-тематический план занятий
студентов очной формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Объем дисциплины (в акад. час.) | Контактная работа (в часах) | Самостоятельная работа студентов (в акад. в часах) | |
в том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
1. | Журналистика в историческом измерении XVII–XXI вв. | - | |||
2. | Журналистика в семантическом поле культуры | ||||
3. | Журналистика в поле экономики и политики | ||||
4. | Журналистика как творческая деятельность | ||||
Итого: |
Учебно-тематический план занятий
студентов заочной формы обучения
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов (трудоемкость дисциплины) | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах) | |
в том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
1. | Журналистика в историческом измерении XVII–XXI вв. | - | |||
2. | Журналистика в семантическом поле культуры | ||||
3. | Журналистика в поле экономики и политики | ||||
4. | Журналистика как творческая деятельность | ||||
Итого: |
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1
Журналистика в историческом измерении
Понятия «коммуникация», «медиа» и «журналистика». Механизмы саморегуляции в обществах до возникновения журналистики. Протожурналистика. Эволюция социальной роли журналистики (XVIII–XXI вв.). Становление журналистики как профессиональной деятельности, ее ценности и нормы. Институциональные и вне-институциональные формы журналистской деятельности. Журналистика как профессия и журналистика как призвание: внутренние и внешние конфликты. «Новые медиа», гражданские сети, де-профессионализация журналистики: есть ли у журналистики будущее? Изменение социокультурной функции журналистики в XXI веке.
Тема 2