В социальном измерении

Впервые опубликована на немецком языке в журнале Internationale ZS für Theorie und Wissenschaft der Architektur в сентябре 2006 года. Опубликовано: Делитц Х. Архитектура в социальном измерении // Социол. исслед., 2008, № 10. – C. 113–121. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-10/Delitts_15.pdf Перевод: Вильковский М.Б., кандидат социологических наук, исполнительный директор Фонда содействия сохранению культурного наследия «Русский авангард»

Имея чуть более столетия от роду, социология яв­ляется достаточно молодой наукой об «обществе», бо­лее того, о «современном» обществе, которое с середи­ны XIX века становится все более и более проблемным. Сформировавшись во Франции и Германии в эпоху рас­цвета индустриализации, урбанизации и зарождения индивидуализма, эта наука в качестве объекта изучения избрала законы общества, жадно впитывая в себя реа­лии нового мира, который, все сильнее ускоряя темпы, дробился и пытался получить свободу от церковного влияния. Возможно ли поддержание социального по­рядка после того, как такие традиционные понятия как мораль, нравственные устои и религия были пре­даны забвению и появилось новое понятие – «социаль­ный вопрос»? По мнению Эмиля Дюркгейма (Париж) и Фердинанда Тённиса (Гамбург/Киль), это составля­

ет основную проблему социологии. Таким образом, су­ществует определенная теория общества (так сказать «диагноз современного общества»). Согласно учению Тённиса, общество – это явление, характеризующееся разделением труда, договорными отношениями и не­естественностью в противоположность традиционной сельскохозяйственной органичной «общине». Благода­ря учению Дюркгейма, социология стала изучать также доминирующую функциональную дифференциацию со­временного общества в противоположность сегментар­ной дифференциации. Макс Вебер (Мюнхен), а также Георг Зиммель и Вернер Зомбарт (Берлин) продолжили развивать классическую теорию и сформировали евро­пейскую концепцию социологии. Одновременно в Чи­каго развивалась американская социологическая школа (под влиянием немецкой теории – в первую очередь, учений Зиммеля), которая рассматривала миграцию и пространственные перемещения как толчок к форми­рованию социального порядка.

Сегодняшнее общество – объект исследования со­временной социологии – можно лучше всего изучать на примере больших городов, которые являются ме­стом скопления всего современного, наглядно пред­ставляя «социальный вопрос», а также новые типы вос­приятия и образа взаимодействия, индивидуализации и растущего сознания контингентности. Ограниченные пространства, высотки, здания банков, парламенты, ма­газины, вокзалы, жилые дома формируют город – пер­вичную ячейку в структурах современного общества: капитализма, денежной экономики, потребительства, рационализации и бюрократизации. Они демонстри­руют особенности общества, разделенного на классы. Архитектура и города ХХ столетия, а также люди, жи­вущие в этих городах, становятся объектами изучения социологии (также как статистики, идеологии, филосо­

фии) при попытках понять особенности современного общества.

Социология до сегодняшнего момента не была со­поставлена с архитектурой, как, например, была сопо­ставлена с литературой, религией, искусством, техни­кой и урбанистикой. Кроме того, ни одной из теорий общества в рамках социологии не предпринимались попытки сформулировать проблематику и разработать специальные методы социологии архитектуры.

Концепция региональной социологии и социо­логии города стала развиваться в Германии с 1945 года под влиянием эволюционистской теории «экологии города», разработанной в Чикаго и рассматривавшей проб лемы «городских конфликтов», урбанизации, се­грегации и т.п.

В противовес социологии города начала разви­ваться социология архитектуры1, объектом изучения которой стали непосредственно здания и постройки как феномен параллельно с развитием других новых направлений теории архитектуры и изучением про­странства по отношению к социологии и культурологии в целом2. Сегодня все большее количество социологов, занимающихся различными направлениями этой науки, пытаются выделить основной вопрос, изучению кото­рого должна быть посвещена социология архитектуры. Кроме того, только недавно стали появляться такие раз­делы науки как социология пространства3 и социология ландшафтной архитектуры4. Стали предприниматься попытки систематически проанализировать теорию архитектуры при помощи социологии5. Наконец, со­циологи всего мира, кажется, начали интересоваться социологией архитектуры6. Однако, стоит отметить, что и классиков социологии, по меньшей мере Мориса Хальбвакса и Георга Зиммеля, занимала проблема архи­тектуры в современном обществе. Вальтер Беньямин, Мишель Фуко, Норберт Элиас и Эрнст Блох в первую очередь известны тем, что предметно пытались сопоста­вить современное общество и архитектуру с ее формами и содержанием7. Примеру этих теоретиков последовали

другие, менее известные ученые-одиночки, однако ни те (ставшие в некотором роде классиками социологии), ни другие не смогли определить основной вопрос соци­ологии архитектуры и развить соответствующую систе­матическую теорию.

Вопрос об отношении социологии к архитектуре и теории архитектуры может рассматриваться под не­сколькими углами зрения. (А) Прежде всего необходимо вспомнить об особом положении социологии, которая породила целый ряд междисциплин, среди других дис­циплин в целом. С этой точки зрения социология ар­хитектуры является подразделом социологии, в центре которого находятся архитектура и теория архитектуры, определяющиеся как объекты выражения и изучения общества. Особенность социологии состоит в ее муль­типарадигматийном характере8. Как и все социальные явления, архитектуру и теорию архитектуры можно проанализировать при помощи множества несводимых друг к другу, зачастую диаметрально противоположных теорий общества. Данные возможности изучения в каж­дом конкретном случае обосновываются в эксплицит­ных или имплицитных социальных теориях в зависи­мости от того, какие отношения выбираются в качестве основы социологизации в качестве первичного явления (обмен, коммуникация, одобрение, конфликт). Учиты­вая это положение, спектр теорий, применимых для изучения архитектуры и теории архитектуры, расши­ряется (А1). Чтобы получить представление, о чем идет речь, нужно ознакомиться с работой 2004 года, которая

Undisziplinierte Architekturtheorie(n), in: Wolkenkuckucksheim 9. Jg., Heft 2, März 2005); раньше все было иначе. Социология архитектуры в понимаемом и предлагае­мом здесь смысле является общественно-аналитическим подходом к изучению ар­хитектуры (а впоследствии и критики); кроме того, ею предпринимаются попытки рассмотреть теорию архитектуры.

Сопоставление теорий.

изучает особенности Потсдамской площади с точки зре­ния семи различных подходов в теории социологии9. Спектр подразделов социологии, которые связаны с ар­хитектурой (А2), может быть расширен. С другой сторо­ны, наряду с вышеуказанными подходами, мы предлага­ем собственный более системный подход: рассмотрение архитектуры в качестве главного «средства отражения социальных процессов»10 (В). И, наконец, на основе примеров мы рассмотрим, каким образом при помощи социологии архитектуры можно анализировать архи­тектуру общества и что может быть выявлено благодаря этому анализу (С).

Наши рекомендации