Прообразы газет в античности.
Средние века и эпоха Возрождения.
Начало книгопечатания. Личность Иоганна Гуттенберга.
Книгопечатание и формирование новой коммуникативной среды.
Прообразы газет. Рукописные и печатные листки новостей.
Появление и развитие цензуры в Западной Европе.
Прообразы газет в античности.
Древняя Греция
Журналистики в современном понимании слова как особого социального института, выполнявшего функцию сбора, обработки и периодического распространения актуальной общественной информации, в античности еще не существовало. В Древней Греции и Древнем Риме не было системы периодических изданий, средств массовой информации. Между тем древнегреческий полис выработал некоторые способы передачи социально значимо информации.
Важнейшим каналом общественной коммуникации была агора, городская площадь, служившая центром политической и религиозной жизни полиса, местом собраний. Прогуливаясь по агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, обсуждали слухи. Глашатаи оповещали граждан о важных событиях.
Другим местом общения греков были гимнасии, помещения для спортивных занятий. Постепенно гимнасии превратились в центры обмена информацией и идеями, в своеобразные высшие учебные заведения, где с докладами выступали философы.
В демократическом государственном устройстве полисов высшая законодательная власть принадлежала народному собранию. Устное слово было не только основным носителем информации, но и инструментом политического влияния. Успех в политике напрямую зависел от умения красиво и убедительно говорить. Протагор утверждал, что красноречие – «политическая добродетель». В народном собрании Древней Греции, как правило, голосовали за предложение лучшего оратора. В Древней Греции не было адвокатов, которые брали на себя защиту интересов граждан полиса в суде. Грекам приходилось самостоятельно излагать перед судом суть своих претензий, доказывать их обоснованность. Выигрывал тот, кто говорил убедительнее.
Все это привело к расцвету в Древней Греции в V веке до нашей эры ораторского искусства. Учителями красноречия стали софисты (мудрецы), выступавшие с публичными лекциями в разных полисах. Софисты поражали слушателей изощренностью своих аргументов, умением доказывать любой тезис, мастерством импровизированных ответов на вопросы публики. Завоевав репутацию непревзойденных ораторов, они стали давать дорогостоящие уроки красноречия. Крупнейшими представителями софистики были: Протагор, Горгий, Гипий.
Протагору(ок. 480 – ок. 410 до н.э.) принадлежит знаменитое утверждение: «человек – мера всех вещей». В преподавании особое внимание уделял он правильности употребления слов.
Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н.э.) добивался формальной выразительности речи. Заботясь о ее благозвучии, он использовал ритм, ассонансы и аллитерации, внутренние рифмы. В речи «Похвала Елене» Горгий утверждал: «Слово – властитель великий, а телом малый и незаметный; творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить». Софисты видели свою задачу в том, чтобы подготовить человека к участию в политической жизни полиса.
Более скромные задачи ставили перед собой логографы – составители судебных речей. За солидное вознаграждение они писали речь для своего клиента, а иногда выступали вместо него в суде. Мастером судебного красноречия был Лисий (ок. 435-380 до н.э.). Его речи отличались простотой, краткостью, меткостью характеристик. Лисий стилизовал речь в соответствии с характером своего клиента. Античное предание включает Лисия в число 10 лучших ораторов древности.
Однако первое место в этом списке по праву принадлежала Демосфену (ок. 384-322 до н.э.). Демосфен начинал как логограф. Добившись значительных успехов на поприще судебного красноречия, он решил попробовать свои силы в качестве политического оратора. Но его первое выступление в народном собрании закончилось провалом – тихий голос, плохая дикция вызвали насмешки слушателей. Но Демосфен не оставил надежды добиться успеха. Он много работал и постоянными упражнениями совершенствовал свои ораторские навыки. По легенде, чтобы развить силу голоса, Демосфен произносил речи под шум морских волн, чтобы улучшить артикуляцию клал в рот маленькие камешки и без устали проговаривал замысловатые тирады. Усилия Демосфена были вознаграждены: он стал величайшим оратором, искусство которого потрясало и вызывало восторг современников.
В своих страстных речах Демосфен часто откликался на самые актуальные события, волновавшие его современников. Так, например, он обрушился с резкой критикой против македонского царя Филиппа. С тех пор слово «филиппика» стало обозначать гневное, обличительное выступление.
Ораторские речи послужили одним из источников публицистики. Другим ее источником была историческая проза. Родоначальником древнегреческой историографии, «отцом истории» был Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до н.э.). Он написал историю Греко-персидских войн. Геродот обращается к важным политическим событиям, свидетелем которых был сам. Он не ограничился описанием лишь фактов, а дал ответ на вопрос о причинах войны, свое объяснение победы греков. По его мнению, победа греков над персами была закономерна: в ней проявились преимущества рабовладельческой демократии над восточной деспотией.
В Древней Греции существовали письменные каналы оперативной передачи социально значимой информации. Книги – нерегулярные, непериодические письменные источники информации предшествовали регулярным и периодическим газетам и журналам. Алфавит был позаимствован греками у финикийцев в VIII веке до нашей эры. Античные книги представляли собой рукописные папирусные свитки, на которых текст располагался столбцами. Читали столбцы справа налево. Переписчиками книг были рабы. Книги ценились очень высоко и сначала распространялись в ограниченном количестве экземпляров среди друзей и единомышленников автора. Книжная торговля в Древней Греции развивается лишь с V века до нашей эры. Но и в это время книги остаются доступными немногим из-за их дороговизны.
К V веку до нашей эры греки в своем большинстве были грамотны. Основным письменным источником информации были ежедневные публичные надписи, содержавшие сведения о значимых событиях полисной жизни. Беленые деревянные таблички, на которых записывалась информация, назывались левкомата. Они выставлялись в публичных местах, записи на них периодически обновлялись. Сообщаемые факты никак не комментировались. Левкомата – прообраз местных газет.
Надписи делались и на стенах храмов, на больших каменных стелах. Они содержали важные официальные документы – законы, указы, договоры. Публичные записи не были инструментом власти, способом контроля за гражданами полиса. Их цель состояла в том, чтобы информировать население и провозглашать полисные ценности.
Древний Рим.
Рим – наследник великой культуры Древней Греции, ее демократических традиций. Рим, как и Эллада, не знал института цензуры, хотя слово «цензор» восходит к латинскому «censor» - «оценщик». Цензором в Древнем Риме называли выборного чиновника, который каждые пять лет проводил перепись граждан. Он имел право, оценив их деловые и моральные качества, корректировать списки всадников и сенаторов. Он мог вычеркивать из списка недостойных и включать туда новые имена.
Демократическое устройство античного общества породило свободу слова и право на свободомыслие. В народном собрании, в Сенате ораторы свободно выражали свои мнения по важнейшим вопросам общественно-политической жизни. Литературные произведения не подвергались предварительной цензуре. Однако терпимость к чужому мнению не исключала сурового наказания для тех, кто нарушал нормы полисной этики. Так, например, Протагор в книге «О богах» усомнился в существовании богов, за что был изгнан из Афин. По мнению Дж. Мильтона, в античности только два вида сочинений находились под контролем власти: клеветнические и те, в которых попирались религиозные чувства и представления древних греков и римлян. Однако, это не совсем так. Овидия за эротические стихотворения и поэмы по приказу императора Августа сослали на берег Черного моря. Это свидетельствует о том, что табу налагалось на более широкий круг произведений. Бесспорно одно: в античности не существовало предварительной цензуры. Трактат Протагора сожгли по решению ареопага, а книги Овидия были изъяты из публичных библиотек уже после их опубликования.
В Древнем Риме до середины IV составлялись анналы (от лат. «anno» - «год») – ежегодные рукописные перечни-хроники важнейших событий официальной жизни. Изложение событий велось в строго хронологическом порядке – деловито, лаконично, сухо. В отличие от греческих историков, стремившихся дать свое объяснение происшедшему, римские хронисты ограничивались лишь констатацией фактов. В анналах сохранились имена высших римских чиновников, сообщения о солнечных и лунных затмениях, о войнах, повышениях цен, знамениях и т.д. Анналы записывали на беленых табличках, которые ежегодно выставляли в доме верховного жреца, великого понтифика. К нему могли приходить все граждане, чтобы познакомиться с записями.
Когда Рим захватил новые территории, возникла необходимость распространять информацию по провинциям. Канадский исследователь Гарольд Иннис в книге «Империя и средства коммуникации» (1950) утверждал, что социальные и властные структуры Римской империи формировались под влиянием письменности. Рим стал империей, когда письменное слово, контролируемое элитой, оказалось основным способом общения власти с народом. Благодаря письменности представители элиты смогли управлять из центра страны огромными территориями и тем самым способствовать расцвету императорской власти.
Еще при Юлии Цезаре (100-44 до н.э.) ежедневно стали выходить рукописные бюллетени «Acta senatus» («Сенатские ведомости») и «Acta diurna»(«Ежедневные ведомости»). «Acta senatus» были своего рода официальным периодическим изданием, содержавшим протоколы заседаний Сената. Они просуществовали до I века нашей эры, пока раздраженный нападками сенаторов на него, и на его, семью император Тиберий не запретил их. Это был первый в истории репрессивный акт в отношении периодических изданий. В «Acta diurna» записывалась не только официальная информация, но и весьма разнообразные сведения, которые отражали повседневную жизнь римлян и могли вызвать интерес у читателей (казни, несчастные случаи, военные события, похороны, чудеса, городские объявления и т.д.). «Acta diurna» не только вывешивались, но и продавались. В период империи их содержание стало беднее и однообразнее: они превратились в придворную хронику. Иногда императоры использовали «Acta diurna» в пропагандистских целях.
Диурнарии – так называли в Риме тех, кто собирал и записывал информацию для «Acta diurna» - далекие предшественники нынешних журналистов. Падение Рима в V веке нашей эры привело к исчезновению рукописных прообразов газет. Но память о них сохранилась в языке.
Слово «журналистика» этимологически восходит к латинскому «jiurnal» - «дневной», того же корня французские слова «jour» - «день», «journal» - первоначально «дневник», а затем «газета».
Рим унаследовал от Древней Греции традицию ораторского красноречия. Некоторые произведения ораторской прозы содержали отклик на актуальные события общественной жизни и являлись образцами ранней публицистики. Так, в своих «Речах против Катилины» римский писатель, общественный деятель и блестящий оратор Цицерон (106-43 до н.э.) выступил с разоблачением заговора, организованного его политическим противником, римским патрицием Катилиной. Цицерон воздействовал на слушателей, используя разные приемы: афоризмы, остроумные сентенции, броские концовки фраз, нагнетание вопросительных и восклицательных конструкций. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями, как, например, знаменитое выражение: «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы!») из «Первой речи против Катилины».
Античность создала средства коммуникации, которые в измененном и усовершенствованном виде существуют и в современном медийном пространстве: алфавит, книга, собрания, на которых произносятся речи и принимаются важные решения, регулярно публикующиеся записи важнейших событий. Все это пришло к нам из общественно-политической и повседневной жизни древних. В античной культуре – истоки современной публицистики. Античное красноречие, античная историография, летописи, хроники подготовили появление европейской публицистики. Само ее название восходит к латинскому «publicus» - «общественный».