Тема 1. Предыстория журналистики от античности до XVII века

Тема 1. Предыстория журналистики от античности до XVII века

План:

Прообразы газет в античности.

Средние века и эпоха Возрождения.

Начало книгопечатания. Личность Иоганна Гуттенберга.

Книгопечатание и формирование новой коммуникативной среды.

Прообразы газет. Рукописные и печатные листки новостей.

Появление и развитие цензуры в Западной Европе.

Прообразы газет в античности.

Древняя Греция

Журналистики в современном понимании слова как особого социального института, выполнявшего функцию сбора, обработки и периодического распространения актуальной общественной информации, в античности еще не существовало. В Древней Греции и Древнем Риме не было системы периодических изданий, средств массовой информации. Между тем древнегреческий полис выработал некоторые способы передачи социально значимо информации.

Важнейшим каналом общественной коммуникации была агора, городская площадь, служившая центром политической и религиозной жизни полиса, местом собраний. Прогуливаясь по агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, обсуждали слухи. Глашатаи оповещали граждан о важных событиях.

Другим местом общения греков были гимнасии, помещения для спортивных занятий. Постепенно гимнасии превратились в центры обмена информацией и идеями, в своеобразные высшие учебные заведения, где с докладами выступали философы.

В демократическом государственном устройстве полисов высшая законодательная власть принадлежала народному собранию. Устное слово было не только основным носителем информации, но и инструментом политического влияния. Успех в политике напрямую зависел от умения красиво и убедительно говорить. Протагор утверждал, что красноречие – «политическая добродетель». В народном собрании Древней Греции, как правило, голосовали за предложение лучшего оратора. В Древней Греции не было адвокатов, которые брали на себя защиту интересов граждан полиса в суде. Грекам приходилось самостоятельно излагать перед судом суть своих претензий, доказывать их обоснованность. Выигрывал тот, кто говорил убедительнее.

Все это привело к расцвету в Древней Греции в V веке до нашей эры ораторского искусства. Учителями красноречия стали софисты (мудрецы), выступавшие с публичными лекциями в разных полисах. Софисты поражали слушателей изощренностью своих аргументов, умением доказывать любой тезис, мастерством импровизированных ответов на вопросы публики. Завоевав репутацию непревзойденных ораторов, они стали давать дорогостоящие уроки красноречия. Крупнейшими представителями софистики были: Протагор, Горгий, Гипий.

Протагору(ок. 480 – ок. 410 до н.э.) принадлежит знаменитое утверждение: «человек – мера всех вещей». В преподавании особое внимание уделял он правильности употребления слов.

Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н.э.) добивался формальной выразительности речи. Заботясь о ее благозвучии, он использовал ритм, ассонансы и аллитерации, внутренние рифмы. В речи «Похвала Елене» Горгий утверждал: «Слово – властитель великий, а телом малый и незаметный; творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить». Софисты видели свою задачу в том, чтобы подготовить человека к участию в политической жизни полиса.

Более скромные задачи ставили перед собой логографы – составители судебных речей. За солидное вознаграждение они писали речь для своего клиента, а иногда выступали вместо него в суде. Мастером судебного красноречия был Лисий (ок. 435-380 до н.э.). Его речи отличались простотой, краткостью, меткостью характеристик. Лисий стилизовал речь в соответствии с характером своего клиента. Античное предание включает Лисия в число 10 лучших ораторов древности.

Однако первое место в этом списке по праву принадлежала Демосфену (ок. 384-322 до н.э.). Демосфен начинал как логограф. Добившись значительных успехов на поприще судебного красноречия, он решил попробовать свои силы в качестве политического оратора. Но его первое выступление в народном собрании закончилось провалом – тихий голос, плохая дикция вызвали насмешки слушателей. Но Демосфен не оставил надежды добиться успеха. Он много работал и постоянными упражнениями совершенствовал свои ораторские навыки. По легенде, чтобы развить силу голоса, Демосфен произносил речи под шум морских волн, чтобы улучшить артикуляцию клал в рот маленькие камешки и без устали проговаривал замысловатые тирады. Усилия Демосфена были вознаграждены: он стал величайшим оратором, искусство которого потрясало и вызывало восторг современников.

В своих страстных речах Демосфен часто откликался на самые актуальные события, волновавшие его современников. Так, например, он обрушился с резкой критикой против македонского царя Филиппа. С тех пор слово «филиппика» стало обозначать гневное, обличительное выступление.

Ораторские речи послужили одним из источников публицистики. Другим ее источником была историческая проза. Родоначальником древнегреческой историографии, «отцом истории» был Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до н.э.). Он написал историю Греко-персидских войн. Геродот обращается к важным политическим событиям, свидетелем которых был сам. Он не ограничился описанием лишь фактов, а дал ответ на вопрос о причинах войны, свое объяснение победы греков. По его мнению, победа греков над персами была закономерна: в ней проявились преимущества рабовладельческой демократии над восточной деспотией.

В Древней Греции существовали письменные каналы оперативной передачи социально значимой информации. Книги – нерегулярные, непериодические письменные источники информации предшествовали регулярным и периодическим газетам и журналам. Алфавит был позаимствован греками у финикийцев в VIII веке до нашей эры. Античные книги представляли собой рукописные папирусные свитки, на которых текст располагался столбцами. Читали столбцы справа налево. Переписчиками книг были рабы. Книги ценились очень высоко и сначала распространялись в ограниченном количестве экземпляров среди друзей и единомышленников автора. Книжная торговля в Древней Греции развивается лишь с V века до нашей эры. Но и в это время книги остаются доступными немногим из-за их дороговизны.

К V веку до нашей эры греки в своем большинстве были грамотны. Основным письменным источником информации были ежедневные публичные надписи, содержавшие сведения о значимых событиях полисной жизни. Беленые деревянные таблички, на которых записывалась информация, назывались левкомата. Они выставлялись в публичных местах, записи на них периодически обновлялись. Сообщаемые факты никак не комментировались. Левкомата – прообраз местных газет.

Надписи делались и на стенах храмов, на больших каменных стелах. Они содержали важные официальные документы – законы, указы, договоры. Публичные записи не были инструментом власти, способом контроля за гражданами полиса. Их цель состояла в том, чтобы информировать население и провозглашать полисные ценности.

Древний Рим.

Рим – наследник великой культуры Древней Греции, ее демократических традиций. Рим, как и Эллада, не знал института цензуры, хотя слово «цензор» восходит к латинскому «censor» - «оценщик». Цензором в Древнем Риме называли выборного чиновника, который каждые пять лет проводил перепись граждан. Он имел право, оценив их деловые и моральные качества, корректировать списки всадников и сенаторов. Он мог вычеркивать из списка недостойных и включать туда новые имена.

Демократическое устройство античного общества породило свободу слова и право на свободомыслие. В народном собрании, в Сенате ораторы свободно выражали свои мнения по важнейшим вопросам общественно-политической жизни. Литературные произведения не подвергались предварительной цензуре. Однако терпимость к чужому мнению не исключала сурового наказания для тех, кто нарушал нормы полисной этики. Так, например, Протагор в книге «О богах» усомнился в существовании богов, за что был изгнан из Афин. По мнению Дж. Мильтона, в античности только два вида сочинений находились под контролем власти: клеветнические и те, в которых попирались религиозные чувства и представления древних греков и римлян. Однако, это не совсем так. Овидия за эротические стихотворения и поэмы по приказу императора Августа сослали на берег Черного моря. Это свидетельствует о том, что табу налагалось на более широкий круг произведений. Бесспорно одно: в античности не существовало предварительной цензуры. Трактат Протагора сожгли по решению ареопага, а книги Овидия были изъяты из публичных библиотек уже после их опубликования.

В Древнем Риме до середины IV составлялись анналы (от лат. «anno» - «год») – ежегодные рукописные перечни-хроники важнейших событий официальной жизни. Изложение событий велось в строго хронологическом порядке – деловито, лаконично, сухо. В отличие от греческих историков, стремившихся дать свое объяснение происшедшему, римские хронисты ограничивались лишь констатацией фактов. В анналах сохранились имена высших римских чиновников, сообщения о солнечных и лунных затмениях, о войнах, повышениях цен, знамениях и т.д. Анналы записывали на беленых табличках, которые ежегодно выставляли в доме верховного жреца, великого понтифика. К нему могли приходить все граждане, чтобы познакомиться с записями.

Когда Рим захватил новые территории, возникла необходимость распространять информацию по провинциям. Канадский исследователь Гарольд Иннис в книге «Империя и средства коммуникации» (1950) утверждал, что социальные и властные структуры Римской империи формировались под влиянием письменности. Рим стал империей, когда письменное слово, контролируемое элитой, оказалось основным способом общения власти с народом. Благодаря письменности представители элиты смогли управлять из центра страны огромными территориями и тем самым способствовать расцвету императорской власти.

Еще при Юлии Цезаре (100-44 до н.э.) ежедневно стали выходить рукописные бюллетени «Acta senatus» («Сенатские ведомости») и «Acta diurna»(«Ежедневные ведомости»). «Acta senatus» были своего рода официальным периодическим изданием, содержавшим протоколы заседаний Сената. Они просуществовали до I века нашей эры, пока раздраженный нападками сенаторов на него, и на его, семью император Тиберий не запретил их. Это был первый в истории репрессивный акт в отношении периодических изданий. В «Acta diurna» записывалась не только официальная информация, но и весьма разнообразные сведения, которые отражали повседневную жизнь римлян и могли вызвать интерес у читателей (казни, несчастные случаи, военные события, похороны, чудеса, городские объявления и т.д.). «Acta diurna» не только вывешивались, но и продавались. В период империи их содержание стало беднее и однообразнее: они превратились в придворную хронику. Иногда императоры использовали «Acta diurna» в пропагандистских целях.

Диурнарии – так называли в Риме тех, кто собирал и записывал информацию для «Acta diurna» - далекие предшественники нынешних журналистов. Падение Рима в V веке нашей эры привело к исчезновению рукописных прообразов газет. Но память о них сохранилась в языке.

Слово «журналистика» этимологически восходит к латинскому «jiurnal» - «дневной», того же корня французские слова «jour» - «день», «journal» - первоначально «дневник», а затем «газета».

Рим унаследовал от Древней Греции традицию ораторского красноречия. Некоторые произведения ораторской прозы содержали отклик на актуальные события общественной жизни и являлись образцами ранней публицистики. Так, в своих «Речах против Катилины» римский писатель, общественный деятель и блестящий оратор Цицерон (106-43 до н.э.) выступил с разоблачением заговора, организованного его политическим противником, римским патрицием Катилиной. Цицерон воздействовал на слушателей, используя разные приемы: афоризмы, остроумные сентенции, броские концовки фраз, нагнетание вопросительных и восклицательных конструкций. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями, как, например, знаменитое выражение: «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы!») из «Первой речи против Катилины».

Античность создала средства коммуникации, которые в измененном и усовершенствованном виде существуют и в современном медийном пространстве: алфавит, книга, собрания, на которых произносятся речи и принимаются важные решения, регулярно публикующиеся записи важнейших событий. Все это пришло к нам из общественно-политической и повседневной жизни древних. В античной культуре – истоки современной публицистики. Античное красноречие, античная историография, летописи, хроники подготовили появление европейской публицистики. Само ее название восходит к латинскому «publicus» - «общественный».

Средние века

Средневековая культура превыше всего ставила традицию и авторитет Священного Писания и Церкви. Поэтому человек Средневековья испытывал недоверие и проявлял настороженность к любым новшествам. Для него куда важнее было раскрыть потаенную истину, проникнуть в тайный смысл явлений. Все мирское представлялось опасным, греховным, способным разрушить сложившееся духовное равновесие. Его взгляд был обращен к небу. Преходящая земная жизнь осознавалась лишь как подготовка к жизни вечной. Эти особенности средневекового сознания обусловили относительное безразличие средневекового человека к миру новостей. Он не ощущал острой потребности в новой информации. Его кругозор был ограничен повседневными заботами, тяжелой работой, борьбой за выживание. Самые важные сведения и истины он находил в Библии и церковных проповедях. Основная масса населения была неграмотной. На этапе раннего Средневековья светские школы почти повсеместно в западной Европе были вытеснены монастырскими, в которых готовили будущих клириков.

Отсталость средневековой Европы в технической и образовательной областях проявлялась в сфере коммуникации. Средневековое общество было преимущественно бесписьменным. Велика была роль слухов, преданий, вообще устной передачи информации. Основными центрами социальной коммуникации в Средние века были церковь и городская рыночная площадь. Здесь узнавали новости, обсуждали слухи, обменивались информацией.

Ораторское искусство утратило в Средние века свое былое значение. Это было связано с исчезновением народного собрания, Сената, суда, основанных на состязательности сторон. Сфера публичного слова сузилась и замкнулась в стенах храма. Теперь на события, которые волновали горожан, оказывались в центре общественного внимания, откликалась, прежде всего, церковная проповедь.

Проповедь как жанр ораторской нравоучительной прозы возникла в глубокой древности. Истоки этого жанра – в речах библейских пророков, в античном ораторском искусстве. Еще в 1-м тысячелетии до нашей эры иудейские религиозные ораторы и проповедники (пророки) в своих речах возвещали народу божественную волю, обличали соплеменников, нарушивших договор с Богом. Предсказывали страшные беды, которые постигнут за это израильтян. В пророческих проповедях содержались элементы публицистики. Пророки откликались на важные внешнеполитические события, войны. Образцами жанра в Новом Завете стали Нагорная проповедь Христа, послания апостолов.

Расцвет жанра пришелся на Средние века. Выдающимися проповедниками в западной культурной традиции были Августин Аврелий (354-430), Франциск Ассизский (1181/1182-1226), Бертольд Регенсбургский (ок. 1210-1272). Августином Аврелием было составлено 500 проповедей. Они отличались живостью интонации и простой стиля. Основатель братства нищенствующих монахов, названного по его имени орденом францисканцев, Франциск Ассизский был выдающимся писателем. Его перу принадлежат проповеди «Похвала добродетели», «Послание брату Льву». Стиль Франциска Ассизского отличался экспрессивностью, повышенной эмоциональностью. Выдающийся немецкий проповедник Бертольд Регенсбургский стремился быть понятным аудитории, войти с ней в контакт. Для этого он часто использовал прием имитации диалога, во время чтения проповеди монолог прерывался вопросом, якобы обращенным к кому-то из прихожан. Это нарушало монотонность проповеднического дискурса и привлекало внимание аудитории.

Средневековые проповедники, как и их далекие предшественники – иудейские пророки, откликались на важные события общественной жизни. Их авторитетное слово помогало пастве сориентироваться в непростых вопросах и коллизиях окружающего мира. По существу, оно играло роль, которую позднее возьмет на себя публицистика.

Миссия этих проповедников была чрезвычайно важна, поскольку в Средние века письменные источники информации были малодоступны. Во-первых, по причине неграмотности большинства населения, во-вторых, потому что книга была роскошью, драгоценностью, сокровище, как духовное, так и материальное. В те времена при крупных монастырях существовали специальные мастерские – скриптории, где монахи переписывали книги. Это были в основном книги религиозного содержания.

Книги были рукописными, написанными на пергаменте. Производство пергамента началось еще в I веке до нашей эры в городе Пергаме, в Малой Азии. Этот дорогостоящий материал (недубленая кожа, изготовленная из телячьих или свиных шкур) использовался для издания роскошных изданий уже во времена императорского Рима. В X веке нашей эры пергамент окончательно вытеснил папирус. На рубеже античности и Средневековья изменился и внешний вид книг: в IV-V веках нашей эры на смену папирусному свитку пришел кодекс, книжный формат, отличавшийся большей практичностью и сохранившийся поныне.

В средневековых пергаментах буквы образовывали орнамент. Заглавная буква на странице (инициал) представляла собой своего рода миниатюру, часто в виде птицы или фантастического животного. Оклад изготавливали из слоновой кости, металла и украшали драгоценными камнями. Позже, в XII-XIV веках, с подъемом городов и основанием первых европейских университетов появятся большие городские скриптории и значительное число светских книг. Книга из предмета роскоши и объекта почитания превратится в инструмент познания, учебник и товар. Товар дорогостоящий, доступный немногим. Кроме того, рукописные книги в Средние века читались и распространялись чрезвычайно медленно.

С ростом городов, развитием ремесел и торговли постепенно усиливался интерес к земным делам человека. Как следствие этих процессов на этапе зрелого Средневековья в обществе возросла потребность в информации. Основными каналами ее передачи были монастыри, университеты, княжеские дворы. В XII-XIII веках в западной Европе появились гонцы-курьеры, в чьи обязанности теперь входило доставлять корреспонденцию.

Этот возросший интерес к реальной жизни, историческим событиям отразился в хрониках-анналах (XII-XIV века). Средневековое общество приучалось использовать письменное слово. Центрами летописания были крупные монастыри (например, аббатство Сен-Дени во Франции). Написанные на латыни, хроники фиксировали важнейшие события общественной и религиозной жизни, происшедшие за год (от Пасхи до Пасхи). Средневековые монахи-хронисты воздерживались от комментария, не давали объяснения событиям, не связывали их в целостную картину развития человечества или отдельного народа. Кроме того, хроники изобиловали выдумками и фантастическими сведениями, которым средневековые читатели легко верили.

Исключение в этом отношении представляет многотомная «Хроника» Жана Фруассара (1337-1404). Фруассар описал в хронологическом порядке важнейшие эпизоды Столетней войны, воспел подвиги и английских и французских рыцарей как нравственные примеры. Он разыскивал и расспрашивал свидетелей событий, добивался точности деталей. Среди средневековых летописцев его выделяет установка на объективность. Это позволяет некоторым исследователям утверждать, что именно Фруассар стоял у истоков французской журналистики.

Эпоха Возрождения

Культура Возрождения поставила человека в центр мироздания, открыла ценность и красоту земной жизни. Это способствовало формированию вкуса к познанию нового. «Время купцов» (Ж. Ле Гофф) создало общественную потребность в открытой информации. Росло число городов, крупнейшие становились торговыми и коммуникационными центрами. Купцы привозили новости, легенды, рассказы об увиденном и пережитом в далеких и экзотических краях. Географические открытия расширили умственный кругозор европейцев, стимулировали интерес к тому, что происходило за пределами их привычного и узкого мира повседневности.

Важнейшим фактором развития новых коммуникационных технологий стали драматические события – Реформация и порожденные ею многочисленные религиозные конфликты. В 1517 году в Виттенберге местный священник Мартин Лютер (1483-1546) прибил к воротам собора тезисы, в которых обличал практику продажи церковью индульгенций. Это событие принято считать отправной точкой Реформации, великого перелома в европейской культуре, в расколе Христианской Церкви на Католическую и Протестантскую. Одним из самых трагических событий эпохи стала Варфоломеевская ночь. Устроенная накануне праздника святого Варфоломея 24 августа 1572 года массовая резня французских протестантов (гугенотов).

Драматизм эпохи сказывался в потоке новостей большого социального значения. В этом смысле Реформация была важным фактором зарождения периодической печати. Потребность в новостях должны были удовлетворять рукописные листки новостей, появившиеся в XV веке и ставшие прообразом газеты.

Журналистика США XVIII в.

Американские газеты XVIII века.

Периодическая печать на Американском континенте родилась столетием позже, чем в Европе. Первый печатный станок был установлен в 1638 г. Через полвека в 1690 г. выйдет первая американская газета «Общественные события», основанная английским эмигрантом Бенжаменом Хэррисом. Однако начинание оказалось неудачным: после публикации первого номера газета была закрыта по цензурным соображениям.

Первой регулярной американской газетой стала еженедельная «Бостонский листок новостей», основанная в 1704 г. в Бостоне местным почмейстером и книготорговцем Джоном Кэмпбеллом. Газета представляла собой один лист довольно плохой бумаги, содержал главным образом новости, перепечатанные из лондонских периодических изданий. Она информировала читателей о событиях политической и придворной жизни метрополии. Местные новости занимали весьма незначительное место: иногда сообщалось о нападении индейцев, несчастных случаях, криминальных происшествиях, печатались проповеди и некрологи. Здесь были напечатаны первые в американской прессе рекламные объявления. Подписка на газету стоила дорого.

До середины XVIII века американские владельцы типографий импортировали печатное оборудование из Англии и Германии, в колониях его не производили. Издателями первых американских газет были печатники. Их доходы в значительной степени зависели от правительственных заказов. Поэтому они были весьма осторожны по части публикации критических материалов и оппозиционных мнений. Ранняя газетная периодика носила неполитический, информационно-развлекательный характер. Значительное место в газетах отводилось информации коммерческого характера, сообщениям о том, какие товары поступили из Великобритании и где их можно купить.

Одной из первых осмелилась критиковать власти газета «Текущие новости Новой Англии», основанная Джеймсом Франклином (старшим братом Бенджамина Франклина) в Бостоне в 1720 г. Газета создавалась с ориентацией на британский «Зритель», и печатала преимущественно материалы нравоописательного характера. Главная цель газеты «выставить на обозрение пороки и глупости людей всех рангов и сословий». Газета стала своеобразным интеллектуальным форумом, где происходил обмен мнениями по актуальным вопросам общественной жизни колоний. Так, например, Франклин оспаривал эффективность правительственной программы вакцинации против оспы. Он не был против прививок, ему было важно бросить вызов властям, отстоять право газеты на критику правительства. Выпады Франклина не остались незамеченными, вскоре он был привлечен к суду и на месяц посажен в тюрьму.

Среди ранних американских газет хорошим литературным качеством публикаций выделялась «Пенсильванская газета» Бенджамина Франклина, выходившая с 1730 г. Б. Франклин печатал на страницах газеты эссе Дж. Аддисона и Р. Стила, свои собственные статьи и эссе. Другим достоинством газеты было подробное освещение местных событий, вопреки обычному тогда доминированию новостей из Великобритании. Б. Франклин внес вклад в развитие рекламы в местной периодике североамериканских колоний: он стал использовать в рекламных объявлениях крупные заголовки, иллюстрации. «Пенсильванская газета» оказала значительное влияние на культурную жизнь не только Пенсильвании, но и других колоний.

Заметным эпизодом в борьбе североамериканских колоний за свободу печати стала история типографа и издателя Джона Питера Зенгера, издававшего «Нью-Йоркскую еженедельную газету». Он обвинил королевского губернатора Уильяма Косби во взяточничестве, корыстолюбии и превышении служебных полномочий. В 1735 г Зенгер был привлечен к суду, его обвинили в подстрекательстве к мятежу. Защищал Зенгера известный адвокат Эндрю Гамильтон, он не стал оспаривать выдвинутого обвинения, он сказал: «правда не может быть клеветой». По большей части в своей речи Гамильтон говорил о необходимости отделения североамериканских колоний о Великобритании. Присяжные за 10 минут признали Зенгера невиновным. Оправдание Зенгера стало для правительства неприятным прецедентом.

Но большинство газет вплоть до 1760-х годов оставались политически нейтральными, сохраняя информационно и развлекательный характер. Ситуация изменилась в 1765 г., когда британский парламент принял закон о гербовом сборе. По этому закону облагались налогом юридические и хозяйственные документы, газеты и объявления. Это был первый прямой налог, который в колониях, что вызвало массовый протест. Американские издатели быстро поняли, что это приведет их к разорению, это приводит к быстрой политизации колониальных газет. В знак протеста некоторые американские газеты прекратили или приостановили свои публикации. Другие начали выходить как безымянные листки, что позволило им не платить новый налог. Движение протеста ширилось, в октябре 1765 г. межколониальный конгресс принял «Декларацию прав». В нем говорилось, что колонисты не обязаны платить налоги, принятые английским парламентом, так как они в нем не представлены. В 1766 г. английский парламент был вынужден отменить закон о гербовом сборе. Это позволило американским издателям периодики возможность свободной экономической деятельности.

С этого момента в печати развернулась дискуссия о будущем колоний, так называемые «патриоты» выступали за отделение от Великобритании. Трибуной «патриотов» была «Бостонская газета», основанная в 1719 г. Королевские губернаторы называли ее «рассадником крамолы». Английское правительство направило в Америку дополнительные войска, но это вызвало лишь новую вспышку негодования. 5 марта 1770 г. английские солдаты стреляли по толпе бостонцев и убили 6 человек. Журналист Сэмюэль Адамс в «Бостонской газете» опубликовал статью об этих трагических событиях, в которой она нарисовал страшную картину, как британские головорезы расправляются с мирными жителями Бостона. Взрыв возмущения был столь силен, что английским властям пришлось вывести войска из города.

Радикальные «патриотические» газеты сыграли важную роль в подготовке Американской революции. Во время войны за независимость 177501783 гг. процесс политизации газет ускорился. Все большее число газет становилось средством пропаганды «патриотических» идей. В годы войны газеты стали главным средством распространения новостей с театра военных действий. К концу войны за независимость престиж газеты в американском обществе был как никогда высок. Общепризнанным стал факт ее значительного вклада в дело революции. Газеты по популярности превзошли журналы, памфлеты и проповеди. Выдающимися деятелями американской журналистики периода революции были многие «отцы-основатели» США – Б. Франклин, А. Гамильтон, Т. Джефферсон, Т. Пейн.

Конец XVIII века был ознаменован быстрым количественным ростом американских газет. Если в 1775 г. в США выходило 37 газет, то к 1800 г. их число увеличилось до 200. Большая часть газет в конце века оставалась еженедельными, и только в 1784 г. в Филадельфии вышла первая американская ежедневная газета. В 1800 г. в Америке насчитывалось уже 17 ежедневных газет.

Агентство «Рейтер».

Основателем первого британского информационного агентства был Пауль Юлиус Рейтер (1816-1899). Он родился в немецком городке Касселе. Начал свою карьеру в скромной должности банковского служащего, затем переехал в Берлин. Во время бурных событий мартовской революции 1848 года Рейтер переехал в Париж, где в течение некоторого времени работал переводчиком в агентстве «Гавас». В 1851 году он перебрался в Лондон, принял британское гражданство и основал там собственное информационное агентство. Сначала контора Рейтера передавала телеграммы главным образом коммерческого содержания, но вскоре главным товаром стали важные политические и дипломатические новости. Рейтер предложил свои услуги английским газетам по вполне доступной цене. Сначала лондонские, а затем и региональные издания поспешили воспользоваться предоставившейся возможностью приблизиться к освещению международных событий как «Таймс». Основными клиентами «Рейтер» сначала были провинциальные издания и дешевые ежедневные лондонские газеты. С 1858 года агентство «Рейтер» стало главным поставщиком международной информации для крупнейших британских газет, включая «Таймс».

Как и «Таймс», «Рейтер» к точности и беспристрастности. «Рейтер» превосходило «Таймс» в объеме передаваемой информации и скорости передачи, хотя уступало ей в комментировании передаваемых новостей. Кроме того, «Рейтер» передавало информацию, полученную преимущественно из официальных или полуофициальных источников. Круг источников «Таймс» был шире. В обязанности ее корреспондентов входило сопоставление официальной версии того или иного события с информацией, почерпнутой из других источников.

Под влиянием своего главного конкурента «Рейтер» стало посылать военных корреспондентов в регионы вооруженных конфликтов и получать от них телеграммы-репортажи. «Рейтер» не довольствовался той информацией, которую по договору поставляли ему «Гавас» и «Вольф». Он создает широкую сеть собственных корреспондентов в большинстве европейских столиц. В 1890 году в агентстве была создана служба, которая специализировалась на сборе и передаче из-за границы неполитической информации, сведений общеинтересного характера.

В последней трети XIX века «Рейтер» стало всемирной службой новостей. Авторитет агентства и его основателя был столь высок, что в 1871 году Пауль Рейтер был удостоен баронского титула.

Печать Парижской Коммуны.

Наполеон и пресса

Наполеон и пресса

В истории мировой журналистики найдется немного политических деятелей, которые оказали бы решающее влияние на развитие журналистики. Одним из таких политиков был Наполеон Бонапарт (1769-1821). Он родился на средиземноморском острове Корсика в небогатой аристократической семье. Окончив Королевскую кадетскую школу в Париже в звании младшего лейтенанта артиллерии, Наполеон стал профессиональным военным.

В годы Французской революции он выдвинулся как талантливый полководец, стремительно пройдя путь от поручика до генерала. 9 ноября 1799 года Наполеон совершил государственный переворот и провозгласил себя первым консулом Франции. В эти годы по его инициативе и при его активном участии были проведены важные реформы, в 1804 году был принят Гражданский кодекс – классический свод законов, который действует до сих пор.

Став первым консулом Франции, Наполеон спустя 2 месяца, 17 января 1800 года, опубликовал консульский указ о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики.

Наполеон утверждал, что газеты «могут служить оружием в руках врагов Республики». Чтобы этого не произошло, согласно первому параграфу декрета, из 73 газет, выходивших в то время в Париже и ближайших пригородах, закрытию подлежали 60. Оставшиеся 13 газет подлежали строгому контролю фактически предварительной цензуры. Наполеон не употреблял слово «цензура», он предпочитал пользоваться эвфемизмами, лицемерно называл должность цензора постыдной.

Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше следить за прессой, редакторами газет и предоставлять доклады о провинциальной печати.

Главной французской газетой, рупором и орудием наполеоновской политики стала газета «Всеобщий инструктор». На ее страницах публиковали указы и статьи Наполеона, сводки о военных действиях, которые вела наполеоновская Франция, полемические статьи против заклятого врага Наполеона – Англии.

Все другие газеты должны были ориентироваться на «Всеобщий инструктор». Незадолго до смерти Наполеон писал: «Я сделал «Всеобщий инструктор» душой и сердцем моего правительства. Он был посредником между мной и народом, был выразителем общественного мнения в стране и за ее пределами, он был проникнут духом моего правительства».

Наполеон кардинально переосмыслил авторитарную модель печати, зародившуюся в середине XVII века при участии короля Людовика XIII, кардинала Ришелье и Теофраста Ренодо. Впервые в истории мировой журналистики сформировалась вертикальная система управления прессой из единого центра.

Прессе Наполеон придавал огромное значение: «Четыре газеты смогут принести врагу больше зла, чем стотысячная армия» - утверждал он. Ежедневно Наполеон читал ведущие французские и зарубежные газеты, часто сам писал статьи, преимущественно во «Всеобщем инструкторе». В его 32-томной переписке, изданной в середине XIX века, вопросы развития печати занимают в общей сложности несколько томов. Прежде всего, это письма, адресованные министру полиции Фуше.

«Подавляйте газеты еще и еще, - писал Наполеон министру Фуше в апреле 1805 года. – Публикуйте хорошие статьи. Дайте понять редакторам «Газеты дебатов», что недалек тот день, когда газеты, рассказывающие мне сказки, будут закрыты мною. Пусть даже останется только одна газета, но безупречно верная мне. Время революции прошло, и я не потерплю, чтобы во Франции осталась хотя бы одна газета или партия, которая бы раздражала меня или выступала против моих интересов».

В 1800 году была принята новая Конституция Франции, где уже ничего не говорилось о свободе печати. Таким образом, пресса окончательно потеряла независимость.

Правительственный контроль над прессой все время ужесточался. Наполеон объяснял это так: «Если я перестану держать печать на вожжах, я не останусь у власти и трех дней».В 1801 году было создано бюро общественного настроения. Во-первых, для дополнительного контроля и проверки соблюдения газетами указаний Наполеона. Во-вторых, для сбора информации об отношении французов к режиму Наполеона.

В штат каждой газеты был введен фактически цензор, зарплату которому в размере 1/6 дохода издания должна была платить редакция. Эта сумма значительно превышала оклады самих журналистов и даже редакторов.

Декрет от 6 ноября 1807 года запрещал всем провинциальным газетам писать какие бы то ни было статьи по политическим вопросам, за исключением перепечаток из правительственного официоза. Кроме <

Наши рекомендации