Сезонные вожди против профессионалов
В исследовании эпоса сложилась стойкая традиция отмечать лишь одну линию общественного раскола, которую трактовали как антагонизм старичка Сирдона и нартов. Эта линия, и в самом деле, чрезвычайно информативна, поскольку предоставляет нам некоторые возможности судить о противоречиях родового демократизма древних ариев. Однако необходимо исследовать и другую, вовсе не отмечавшуюся исследователями линию, намеченную проведенным выше сравнением общественных оценок роли сезонных вождей и профессиональных воинов.
Уже из приведенного сюжета, видно, что борьба за влияние на общество между традиционными вождями рода и, обретшими престиж в многолетних походах, военными вождями и воинами была напряженной. Противостояние накаляло атмосферу, традиционные институты регулирования родовой организации, вынужденные примирять для блага общества традиционалистов-сезонников и "новационистов"-профессионалов, все еще способны были сохранять стабильность равновесным распределением общественной "признательности" тем и другим. Однако противостояние "сезонников" и профессионалов закончилось полной победой последних — этот вывод делается на тех же основаниях, которые позволили В.И.Абаеву разделить и расставить циклы Сослана и Батраса в последовательности, отражающей иерархию "престижа" первых и вторых. В то же время в его поддержку можно привести и ряд сильных аргументов, до сих пор не привлекавших внимания.
Сюжет о споре нартовских героев Сослана, Сосрыко и Батраса за чашу Амонга — одно из главных свидетельств большой актуальности распределения приоритетов в нартовском обществе. Сослан был признан недостойным Чаши из-за отсутствия выдержки при переправе через море, повлекшей большие потери; Сосрыко — за мимолетную слабость в бою с Колесом Барсага. Досталась Чаша, конечно, Батрасу 194. Совершенно очевидно, что перед нами сюжет о состязании "сезонников" с профессионалом за право считаться лучшим воином. Также очевидно, что и функция чаши Амонга здесь не имеет ничего общего с приписываемым ей исследователями свойством отличать правду от лжи — оно отмечено только в некоторых версиях сюжета. Перед нами все тот же сюжет, иллюстрирующий раскол внутри племени доблестных — уже на уровне веры и культов. Другая функция Чаши заключается в том, чтобы отличать достойных Воинов — это отмечают и комментаторы эпоса 223, и здесь важно то, что отбор идет не из всех нартов вообще, а только в племени доблестных Ахсартаггата. Главное предназначение Чаши — отметить признание: Чашу подносили отличавшимся доблестью. Это единственное условие, которое неизменно осуществляется во всех сюжетах, в том числе и в случаях, когда тема правды и лжи вовсе отсутствует — выбор самого великого Воина племени Ахсартаггата стал Новой, универсальной функцией Чаши в циклах Сослана и Батраса.
Функции выбора великих Воинов предшествовал промежуточный этап выбора между сезонными и профессиональными воинами. Отбору воинов — Уасамонга внутри одного племени Ахсартаггата предшествовал отбор нартов — Нартамонга: последнее было присуще родовым мужским культам Наф, а Уасамонга — это уже племенной культ воинов. В развитие первого варианта победители могли выдвигаться на избрание "сосланами"-вождями на очередной сезон походов, о втором скажем
ниже.
Пока отметим, что представлены две, отстоящие одна от другой, версии: первая — народные судьи Нарты признали достоинство сезонных вождей равным достоинству профессионалов и тем подравняли их общественную значимость; вторая — обряд причащения к великим Воинам через награждение чашей Уасамонга (а это суд военной аристократии) устанавливает иерархическую вертикаль для воинства во главе с Батрасом и этим актом Сослан все же ставится ниже. Отсюда следует, что равенство в мнении судей Нарты обеспечивалось Сослану иным его достоинством, не воинским и отсутствовавшим у Батраса. В свою очередь, для признания Батраса великим Воином на суде Уасамонга ничто не принимается во внимание, кроме доблести в бою, умеренности в пище и снисходительного отношения к "женской слабости". Это означает, что суд Нарты и суд Воинов — разные институты, а следовательно, культ Нартамонга и культ Уасамонга расходятся как по составу идей, так и по религиозным представлениям. И расходятся существенно: выбор великих Воинов-асов обходится без признаваемой нартовскими судьями способности Сослана ходить в надмогильный курган, который, как и погребальный заппадз, выступал дверью в Страну мертвых, и тем более — брать там военную добычу, кощунственно пленяя мертвых. В этом вся идейная суть стадиального перехода, разделившего культы Нартамонга и культы Уасамонга: вместо достигших возраста зрелости мужей nart Чаши Amongæ удостаивались только те, кто совершил военные подвиги и соблюдал известные правила в жизни.
Исходя из этого, невозможно трактовать переход от выбора мужей nart к выбору воинов batr-As (-was//-wac) неконкретно — как "отличение правды от лжи", тогда нужно оставаться при мнении, что nar — из монгольского "солнце", a was//wac рассматривать как "логос". Но уже совершенно ясно, что nart — "мужи", a was//wac — это "воин", поскольку материал сюжетов нартовского эпоса не допускает никаких других толкований — заявлено совершенно определенно, что идет отбор лучшего воина. Другое дело, что Чаша Амонга, как главный атрибут культов Амонга, связана с наставлениями в "истинном знании-истинной вере", а представления о "знании" и "вере" в древности были неразделимы и всегда священны. Но это не определяет семантику nart и was, а отмечает их святость включенностью в систему культов Амонга. Для нашей темы очень важна одна подробность: с Чашей Батрас получил не только признание своего превосходства над Сосланом, Сосрыко, а в другом сюжете — и над патриархом Урызмагом, но он "забрал Чашу себе", то есть взял на себя и символ культа, и функцию его отправителя. Этот факт имеет большое значение как иллюстрация перехода к иной организации общества и иным культам, что и отражается переходом от культа мужей nart к культу Воинов was.
В другом месте эпос положительно оценивает исключительный дар Сослана проникать в страну мертвых и приносить оттуда истину предков. Правда, и здесь Сослан не может обойтись сам, ему помогает умершая жена Бедуха. Сюжетом о соперничестве "сезонного" вождя и профессионала объяснено, что отрицательно оценивается только военное применение колдовства: пленять мертвых из курганов, как и воевать колдовской силой волчьих шкур и колокольчиков (в другом сюжете), не достойно великих Воинов. Потому колдовство производит эффект только однажды, и Сослан побеждает Тотраса только в первом поединке, да и то потому, что тот был юным, неопытным воином. А во втором поединке, право на который дал Тотрасу Хозяин страны мертвых Барастыр, Сослану уже ничто не помогло, и он погиб. Другими словами, между Тотрасом и Батрасом лежит дистанция от молодого воина до обученного аса, а Сослан вообще принадлежит к разряду непрофессионалов. И поскольку во всех сюжетах с чашей Амонга, в которых участвует Батрас, победителем бывает только он, то есть в результате состязания всегда выбирается Великий Воин, то надо остановиться на том, что функция чаши Амонга связана с причащением воинов: она отличала воинов от невоинов, а из воинов выбирала лучших, Великих Воинов — Styr-Was, или Was-Styr.
Нет сомнения, что существовал своего рода комплекс качеств и навыков, которые отличали профессионального воина племени Ахсартаггата от непрофессионалов этого племени. Но в эпосе о нем можно найти только самые общие сведения. Все качества и навыки профессионального воина присущи в эпосе только молодому поколению героев — Батрасу, Тотрасу, Ацамазу, Асане (варианты — Йасана, Уасана, Айсана). Асана, сын Урызмага (в другом варианте — Уастырджи), как и Батрас, является выдающимся победителем притеснителей всех нартов. Как и Батрас, он точно соблюдает "правила" эпоса в отношениях Ахсартаггата с племенем Бората: Асана — притеснитель Бораевых195. Ацамаз был могучим воином, отца его звали Уас (варианты — Уаз, Уазим, Аца), детство Ацамаза завершается точно так же, как у Батраса — Ацамаз силой выпытывает у матери правду об убийстве своего отца и мстит 196, при этом конь и оружие отца ему поддаются точно так же, как в другом варианте этого сюжета, где героем является Тотрас197. В свою очередь, Тотрас после поединка поступает подобно Батрасу: вернувшись в мир живых для мести нечестно победившему его Со-срыко, он, после второго победного поединка, возвращает отсеченную руку соперника для достойного погребения побежденного 198. Этой победой над Сосланом юный воин Тотрас завершает череду не прямых, но тоже поединков-соперничеств матерого воина Батраса с "сезонником" Сосланом (Сосрыко).
Перед нами собирательный образ профессионального Воина — Воина "без страха и упрека". На основании типологического единства Батраса, Тотраса, Асаны, Ацамаза можно выделить отдельные правила кодекса профессионалов героев молодого поколения племени доблестных Ахсартаггата. Не вдаваясь в их подробный разбор, отметим только набор боевых требований из приведенных сюжетов. Первое — владение конем: если конь станет неуправляем, надо развернуть его к врагу за уши, если они оторвутся — за ноздри, если не поможет — выворачивать нижнюю челюсть. Нельзя рубить мечом мелко и часто, уже первый удар должен быть выверенным, точным и завершающим, иначе второй удар убивает уже не противника, а самого себя — этот перифраз означает, что второй удар уже будет нанесен не тобой. При переправах, как бы ни была велика преграда, пусть даже море, надо обойтись без потерь и ради этого выстоять; если приходится подставлять переправляющимся собственные плечи и спины — вытерпеть. В ходе боя не позволять себе выпускать противника из виду ни на мгновение — "нельзя даже моргнуть глазом".
Особо надо отметить, что, несмотря на принадлежность всех героев эпоса к племени Ахсартаггата, "старые" герои Урызмаг, Хамыц, Сослан и Сосрыко не отнесены к высшей военной аристократии и "новым" героям — образцовым профессионалам As//Was (batr-As, As-ana, totr-As, Aca-maz). Все они не соответствуют требованиям кодекса, но недостаток Урызмага особый: его когда-то куда-то уносил с ныхаса орел199, а это считается недостойным. Хамыц может бросить из-за гульбы и женщин боевой пост (как во время охраны склепа Дзерассы); о Сослане(Сосрыко) говорилось выше. Таким образом, перед нами новые иллюстрации раскола внутри племени воинов Ахсартаггата: выясняется, что в нем вызрела внутренняя иерархия и выше всех стоят безупречные Воины-Герои молодого поколения — военная аристократия — Батрас, Тотрас, Асана, Ацамаз. Они определяют воинские установки, по сути, — это воинский устав, являют образцы рыцарского поведения и рыцарских качеств во всех разделах рыцарства — от искусства боя до искусства музыки и танца, обхождения с женщинами; следующая ступень внутренней иерархии — это воины с изьяном —Урызмаг, Хамыц, Сослан, Сосрыко; на третьей ступени — рядовой состав племени Ахсартаггата, составлявший основную силу постоянных дружин Бал. Внутренняя стратификация племени Ахсартаггата просматривается достаточно ясно.
Важно отметить также унизительную оценку, данную Батрасом Урызмагу за "унесение орлом". Перед нами геральдический сюжет древности, в котором Орел выступал символом единства племени, осуществляя связь между его брачными подразделениями — он "переносил" мужей (Урызмага) "на остров к женам с детьми", то есть к сиртам. Это объясняет отрицательную оценку Батраса: Урызмаг, будучи образцовым мужем эпоса, "уличен" Батрасом в отлучке с мужского совета куда-то "в подводное село", то есть по "женскому" поводу, к тому же это выглядит "изменой" Сатане! Но дело не только в этом: Урызмаг как патриарх племени Ахсартаггата играл, конечно, главную роль в культах и обрядах племени, а среди ритуальных символов Орел должен был занимать важное место. В эпосе Орел, наряду с Первособакой Силам и Первоконем Арфан, наделен собственным именем-титулом Qandzærgæs. В общем виде, сведенный воедино, контекст негативной оценки брачного "греха" как малодушной, предосудительной уступки Орлу, да еще с предпочтением этого ныхасу, выдает геральдические притязания Батраса и они реализованы — Чаша взята. По сути своей, это акт узурпации Великим Воином функций развенчанного им патриарха племени: герои молодого поколения вытесняют героев старого поколения из сферы управления культами. И это еще одна иллюстрация внутренней дифференциации племени доблестных, в котором Великие Воины берут на себя все функции управления.