Сезонные вожди против профессионалов

В исследовании эпоса сложилась стойкая традиция отмечать лишь одну линию общественного раскола, которую трактовали как антагонизм старичка Сирдона и нартов. Эта линия, и в са­мом деле, чрезвычайно информативна, поскольку предостав­ляет нам некоторые возможности судить о противоречиях родо­вого демократизма древних ариев. Однако необходимо иссле­довать и другую, вовсе не отмечавшуюся исследователями ли­нию, намеченную проведенным выше сравнением обществен­ных оценок роли сезонных вождей и профессиональных вои­нов.

Уже из приведенного сюжета, видно, что борьба за влияние на общество между традиционными вождями рода и, обретши­ми престиж в многолетних походах, военными вождями и вои­нами была напряженной. Противостояние накаляло атмосфе­ру, традиционные институты регулирования родовой органи­зации, вынужденные примирять для блага общества традицио­налистов-сезонников и "новационистов"-профессионалов, все еще способны были сохранять стабильность равновесным рас­пределением общественной "признательности" тем и другим. Однако противостояние "сезонников" и профессионалов закончилось полной победой последних — этот вывод делается на тех же основаниях, которые позволили В.И.Абаеву разделить и расставить циклы Сослана и Батраса в последовательности, отражающей иерархию "престижа" первых и вторых. В то же время в его поддержку можно привести и ряд сильных аргу­ментов, до сих пор не привлекавших внимания.

Сюжет о споре нартовских героев Сослана, Сосрыко и Бат­раса за чашу Амонга — одно из главных свидетельств большой актуальности распределения приоритетов в нартовском обще­стве. Сослан был признан недостойным Чаши из-за отсутствия выдержки при переправе через море, повлекшей большие по­тери; Сосрыко — за мимолетную слабость в бою с Колесом Барсага. Досталась Чаша, конечно, Батрасу 194. Совершенно оче­видно, что перед нами сюжет о состязании "сезонников" с про­фессионалом за право считаться лучшим воином. Также оче­видно, что и функция чаши Амонга здесь не имеет ничего об­щего с приписываемым ей исследователями свойством отличать правду от лжи — оно отмечено только в некоторых версиях сю­жета. Перед нами все тот же сюжет, иллюстрирующий раскол внутри племени доблестных — уже на уровне веры и культов. Другая функция Чаши заключается в том, чтобы отличать дос­тойных Воинов — это отмечают и комментаторы эпоса 223, и здесь важно то, что отбор идет не из всех нартов вообще, а толь­ко в племени доблестных Ахсартаггата. Главное предназначе­ние Чаши — отметить признание: Чашу подносили отличавшим­ся доблестью. Это единственное условие, которое неизменно осуществляется во всех сюжетах, в том числе и в случаях, когда тема правды и лжи вовсе отсутствует — выбор самого великого Воина племени Ахсартаггата стал Новой, универсальной функ­цией Чаши в циклах Сослана и Батраса.

Функции выбора великих Воинов предшествовал промежу­точный этап выбора между сезонными и профессиональными воинами. Отбору воинов — Уасамонга внутри одного племени Ахсартаггата предшествовал отбор нартов — Нартамонга: по­следнее было присуще родовым мужским культам Наф, а Уа­самонга — это уже племенной культ воинов. В развитие первого варианта победители могли выдвигаться на избрание "сосланами"-вождями на очередной сезон походов, о втором скажем

ниже.

Пока отметим, что представлены две, отстоящие одна от дру­гой, версии: первая — народные судьи Нарты признали досто­инство сезонных вождей равным достоинству профессионалов и тем подравняли их общественную значимость; вторая — об­ряд причащения к великим Воинам через награждение чашей Уасамонга (а это суд военной аристократии) устанавливает ие­рархическую вертикаль для воинства во главе с Батрасом и этим актом Сослан все же ставится ниже. Отсюда следует, что ра­венство в мнении судей Нарты обеспечивалось Сослану иным его достоинством, не воинским и отсутствовавшим у Батраса. В свою очередь, для признания Батраса великим Воином на суде Уасамонга ничто не принимается во внимание, кроме доблести в бою, умеренности в пище и снисходительного отношения к "женской слабости". Это означает, что суд Нарты и суд Воинов — разные институты, а следовательно, культ Нартамонга и культ Уасамонга расходятся как по составу идей, так и по ре­лигиозным представлениям. И расходятся существенно: выбор великих Воинов-асов обходится без признаваемой нартовскими судьями способности Сослана ходить в надмогильный кур­ган, который, как и погребальный заппадз, выступал дверью в Страну мертвых, и тем более — брать там военную добычу, ко­щунственно пленяя мертвых. В этом вся идейная суть стадиаль­ного перехода, разделившего культы Нартамонга и культы Уа­самонга: вместо достигших возраста зрелости мужей nart Чаши Amongæ удостаивались только те, кто совершил военные под­виги и соблюдал известные правила в жизни.

Исходя из этого, невозможно трактовать переход от выбора мужей nart к выбору воинов batr-As (-was//-wac) неконкрет­но — как "отличение правды от лжи", тогда нужно оставаться при мнении, что nar — из монгольского "солнце", a was//wac рассматривать как "логос". Но уже совершенно ясно, что nart — "мужи", a was//wac — это "воин", поскольку материал сю­жетов нартовского эпоса не допускает никаких других толко­ваний — заявлено совершенно определенно, что идет отбор лучшего воина. Другое дело, что Чаша Амонга, как главный ат­рибут культов Амонга, связана с наставлениями в "истинном знании-истинной вере", а представления о "знании" и "вере" в древности были неразделимы и всегда священны. Но это не оп­ределяет семантику nart и was, а отмечает их святость вклю­ченностью в систему культов Амонга. Для нашей темы очень важна одна подробность: с Чашей Батрас получил не только признание своего превосходства над Сосланом, Сосрыко, а в другом сюжете — и над патриархом Урызмагом, но он "забрал Чашу себе", то есть взял на себя и символ культа, и функцию его отправителя. Этот факт имеет большое значение как иллю­страция перехода к иной организации общества и иным куль­там, что и отражается переходом от культа мужей nart к куль­ту Воинов was.

В другом месте эпос положительно оценивает исключитель­ный дар Сослана проникать в страну мертвых и приносить от­туда истину предков. Правда, и здесь Сослан не может обой­тись сам, ему помогает умершая жена Бедуха. Сюжетом о со­перничестве "сезонного" вождя и профессионала объяснено, что отрицательно оценивается только военное применение кол­довства: пленять мертвых из курганов, как и воевать колдов­ской силой волчьих шкур и колокольчиков (в другом сюжете), не достойно великих Воинов. Потому колдовство производит эффект только однажды, и Сослан побеждает Тотраса только в первом поединке, да и то потому, что тот был юным, неопыт­ным воином. А во втором поединке, право на который дал Тотрасу Хозяин страны мертвых Барастыр, Сослану уже ничто не помогло, и он погиб. Другими словами, между Тотрасом и Батрасом лежит дистанция от молодого воина до обученного аса, а Сослан вообще принадлежит к разряду непрофессионалов. И поскольку во всех сюжетах с чашей Амонга, в которых уча­ствует Батрас, победителем бывает только он, то есть в резуль­тате состязания всегда выбирается Великий Воин, то надо ос­тановиться на том, что функция чаши Амонга связана с прича­щением воинов: она отличала воинов от невоинов, а из воинов выбирала лучших, Великих Воинов — Styr-Was, или Was-Styr.

Нет сомнения, что существовал своего рода комплекс качеств и навыков, которые отличали профессионального воина пле­мени Ахсартаггата от непрофессионалов этого племени. Но в эпосе о нем можно найти только самые общие сведения. Все качества и навыки профессионального воина присущи в эпосе только молодому поколению героев — Батрасу, Тотрасу, Ацамазу, Асане (варианты — Йасана, Уасана, Айсана). Асана, сын Урызмага (в другом варианте — Уастырджи), как и Батрас, яв­ляется выдающимся победителем притеснителей всех нартов. Как и Батрас, он точно соблюдает "правила" эпоса в отношени­ях Ахсартаггата с племенем Бората: Асана — притеснитель Бораевых195. Ацамаз был могучим воином, отца его звали Уас (варианты — Уаз, Уазим, Аца), детство Ацамаза завершается точно так же, как у Батраса — Ацамаз силой выпытывает у ма­тери правду об убийстве своего отца и мстит 196, при этом конь и оружие отца ему поддаются точно так же, как в другом вари­анте этого сюжета, где героем является Тотрас197. В свою оче­редь, Тотрас после поединка поступает подобно Батрасу: вер­нувшись в мир живых для мести нечестно победившему его Со-срыко, он, после второго победного поединка, возвращает от­сеченную руку соперника для достойного погребения побеж­денного 198. Этой победой над Сосланом юный воин Тотрас за­вершает череду не прямых, но тоже поединков-соперничеств матерого воина Батраса с "сезонником" Сосланом (Сосрыко).

Перед нами собирательный образ профессионального Вои­на — Воина "без страха и упрека". На основании типологиче­ского единства Батраса, Тотраса, Асаны, Ацамаза можно вы­делить отдельные правила кодекса профессионалов героев мо­лодого поколения племени доблестных Ахсартаггата. Не вдава­ясь в их подробный разбор, отметим только набор боевых тре­бований из приведенных сюжетов. Первое — владение конем: если конь станет неуправляем, надо развернуть его к врагу за уши, если они оторвутся — за ноздри, если не поможет — выворачивать нижнюю челюсть. Нельзя рубить мечом мелко и часто, уже первый удар должен быть выверенным, точным и завершающим, иначе второй удар убивает уже не противника, а самого себя — этот перифраз означает, что второй удар уже будет нанесен не тобой. При переправах, как бы ни была вели­ка преграда, пусть даже море, надо обойтись без потерь и ради этого выстоять; если приходится подставлять переправляющим­ся собственные плечи и спины — вытерпеть. В ходе боя не по­зволять себе выпускать противника из виду ни на мгновение — "нельзя даже моргнуть глазом".

Особо надо отметить, что, несмотря на принадлежность всех героев эпоса к племени Ахсартаггата, "старые" герои Урызмаг, Хамыц, Сослан и Сосрыко не отнесены к высшей военной ари­стократии и "новым" героям — образцовым профессионалам As//Was (batr-As, As-ana, totr-As, Aca-maz). Все они не соот­ветствуют требованиям кодекса, но недостаток Урызмага осо­бый: его когда-то куда-то уносил с ныхаса орел199, а это счита­ется недостойным. Хамыц может бросить из-за гульбы и жен­щин боевой пост (как во время охраны склепа Дзерассы); о Сослане(Сосрыко) говорилось выше. Таким образом, перед нами новые иллюстрации раскола внутри племени воинов Ахсартаг­гата: выясняется, что в нем вызрела внутренняя иерархия и выше всех стоят безупречные Воины-Герои молодого поколения — военная аристократия — Батрас, Тотрас, Асана, Ацамаз. Они определяют воинские установки, по сути, — это воинский ус­тав, являют образцы рыцарского поведения и рыцарских ка­честв во всех разделах рыцарства — от искусства боя до искусства музыки и танца, обхождения с женщинами; следующая сту­пень внутренней иерархии — это воины с изьяном —Урызмаг, Хамыц, Сослан, Сосрыко; на третьей ступени — рядовой со­став племени Ахсартаггата, составлявший основную силу постоянных дружин Бал. Внутренняя стратификация племени Ах­сартаггата просматривается достаточно ясно.

Важно отметить также унизительную оценку, данную Батрасом Урызмагу за "унесение орлом". Перед нами геральдиче­ский сюжет древности, в котором Орел выступал символом единства племени, осуществляя связь между его брачными подразделениями — он "переносил" мужей (Урызмага) "на остров к женам с детьми", то есть к сиртам. Это объясняет отрица­тельную оценку Батраса: Урызмаг, будучи образцовым мужем эпоса, "уличен" Батрасом в отлучке с мужского совета куда-то "в подводное село", то есть по "женскому" поводу, к тому же это выглядит "изменой" Сатане! Но дело не только в этом: Урыз­маг как патриарх племени Ахсартаггата играл, конечно, глав­ную роль в культах и обрядах племени, а среди ритуальных сим­волов Орел должен был занимать важное место. В эпосе Орел, наряду с Первособакой Силам и Первоконем Арфан, наделен собственным именем-титулом Qandzærgæs. В общем виде, све­денный воедино, контекст негативной оценки брачного "греха" как малодушной, предосудительной уступки Орлу, да еще с предпочтением этого ныхасу, выдает геральдические притяза­ния Батраса и они реализованы — Чаша взята. По сути своей, это акт узурпации Великим Воином функций развенчанного им патриарха племени: герои молодого поколения вытесняют ге­роев старого поколения из сферы управления культами. И это еще одна иллюстрация внутренней дифференциации племени доблестных, в котором Великие Воины берут на себя все функ­ции управления.

Наши рекомендации