История и великие вожди

Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.

«Сердце царево в руце божьей». Царь — есть раб истории.

История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.

<...> Случайность, миллионы случайностей дают Наполеону власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти.

Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющихся ему; случайности делают характер

Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки герцога Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым сильнее всех других средств убеждаятолпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и от-вращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем-то прекрасным и разумным.

<...> Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели — Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда-нибудь

были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и той гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, являетсябесчисленное количество обратных случайностей от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров.

Нашествие бежит, возвращается назад, опять бежит, и все случайности постоянно уже не за, а против него.

Лев Толстой, «Война и мир».

история и великие вожди - student2.ru

3. В организации обязательно должны быть созданы несколько независимых групп планирования и оценки политики, которые будут работать над той же политической проблемой, но под началом различных руководителей. Это предотвратит изоляцию сплоченной группы, принимающей политические решения.

4. До достижения окончательного консенсуса руководитель должен потребовать, чтобы каждый член группы время от времени обсуждал мнения группы с сотрудниками своего подразделения, а затем сооб-щал группе об их реакциях (при условии, что этим сотрудникам можно доверять и они придерживаются тех же правил безопасности, что и группа, разрабатывающая политику).

5. На каждое заседание группы следует по очереди приглашать одного или нескольких независимых экспертов и просить их оспорить взгляды основных членов группы.

6. На каждом общем совещании группы, когда в повестке дня стоит оценка вариантов политики, минимум один из членов группы должен выступать в роли «адвоката дьявола» и, как хороший юрист, подвергать сомнению показания тех, кто поддерживает позицию большинства.

7. Всякий раз, когда политическая проблема связана с отношениями соперничества с другим народом или организацией, группа должна посвятить достаточно времени (возможно, целое заседание) рассмотрению всех предупреждающих сигналов соперников и разработать разнообразные сценарии возможных ходов противника.

8. При рассмотрении осуществимости и эффективности вариантов политики надо время от времени разбивать группу на две или несколько подгрупп, которые будут проводить отдельные заседания под председательством разных лиц, а затем собираться вместе для урегулирования разногласий.

9. После достижения предварительного консенсуса относительно того, какая политика кажется наилучшей, группа должна провести «совещание второго уровня», на котором каждый член как можно яснее выскажет все оставшиеся у него сомнения и вновь обдумает проблему в целом, перед тем как сделать определенный выбор.

Наши рекомендации