I. Действительно ли прежние русские были так дики и скотоваты, как расславляют о них?
I. Действительно ли прежние русские были так дики и скотоваты, как расславляют о них?
Если можно дать такое название людям, которым мало известны правила вежливости и благоприличия, народного права, установленные в Европе; если это люди, слепо привязанные к нравам и обычаям своего отечества, и потому только чувствуют презрение ко всему хорошему, полезному у иноземных народов — то, наверное, подобное название в минувшем столетии не может быть присвоено никому из европейских, да даже не многим и из азиатских народов с такою справедливостью, как к русским.
При всем том, у русских были свои понятиях о благе и зле. У них были свои особенные правила честности. Но мысли у русских точно так же не сходятся с европейскими, как ночь со днем.
Но уж наверно оскорбили бы этот народ, если бы зашли в этих упреках слишком далеко, как, например, один француз, написавший что “московит – бесперое животное, которому недостает только чистоплотности и здравого смысла, чтобы быть вполне человеком”.
Если же кто сомневается, были ли разумны русские до царствования Петра I, тот пусть заглянет в их историю и сообразит, что происходило у них в минувшем столетии. Пусть вспомнит, как распалось русское государство во время Смуты из-за честолюбия Годунова и польских происков, как приведено русское государство было на край погибели внутренними и внешними врагами, когда поляки овладели Москвой, а шведы Великим Новгородом. И как после таких огромных несчастий своими собственными силами и разумными действиями, без чужеземной помощи, русские очистили свое отечество от двух таких сильных врагов, снова восстановили свою монархию и меньше, чем в 50 лет, не только взяли назад все области, которые сначала потеряли, но еще отняли у поляков кроме Смоленска Киев, Чернигов и Северию, даже принудили Оттоманскую Порту (Турцию), бывшую в то время на самой вершине могущества и величия своего, оставить им казаков со всей Украиной. Все это сделали они под управлением таких государей, которые не отличались ни особенной храбростью, ни умственным превосходством.
Кто, задумается над всем этим, тот должен будет сознаться, что простоватые неразумные люди никогда не могли бы задумать таких великих предприятий, и тем более их исполнить.
А если кто не хочет утруждать себя справкою в истории, так пусть возьмет простого русского горожанина или крестьянина, на которых никогда не простирались заботы Петра I об образовании его подданных, да и поиспытает, далеко ли простираются его умственные и нравственные силы.
При этом исследовании вскоре окажется, что русский вообще во всех делах, где только не стесняют его религиозные предрассудки, владеет очень здравым природным умом и ясным суждением; что вместе с тем у него необыкновенная способность понимать что бы то ни было, большая сноровка находить пригодные средства для своей цели и пользоваться к своей выгоде выпадающим ему случаем, да еще все это в гораздо большей степени, чем обыкновенно встречается в таких же простолюдинах Германии или в другой какой стране.
I. Действительно ли прежние русские были так дики и скотоваты, как расславляют о них?
Если можно дать такое название людям, которым мало известны правила вежливости и благоприличия, народного права, установленные в Европе; если это люди, слепо привязанные к нравам и обычаям своего отечества, и потому только чувствуют презрение ко всему хорошему, полезному у иноземных народов — то, наверное, подобное название в минувшем столетии не может быть присвоено никому из европейских, да даже не многим и из азиатских народов с такою справедливостью, как к русским.
При всем том, у русских были свои понятиях о благе и зле. У них были свои особенные правила честности. Но мысли у русских точно так же не сходятся с европейскими, как ночь со днем.
Но уж наверно оскорбили бы этот народ, если бы зашли в этих упреках слишком далеко, как, например, один француз, написавший что “московит – бесперое животное, которому недостает только чистоплотности и здравого смысла, чтобы быть вполне человеком”.
Если же кто сомневается, были ли разумны русские до царствования Петра I, тот пусть заглянет в их историю и сообразит, что происходило у них в минувшем столетии. Пусть вспомнит, как распалось русское государство во время Смуты из-за честолюбия Годунова и польских происков, как приведено русское государство было на край погибели внутренними и внешними врагами, когда поляки овладели Москвой, а шведы Великим Новгородом. И как после таких огромных несчастий своими собственными силами и разумными действиями, без чужеземной помощи, русские очистили свое отечество от двух таких сильных врагов, снова восстановили свою монархию и меньше, чем в 50 лет, не только взяли назад все области, которые сначала потеряли, но еще отняли у поляков кроме Смоленска Киев, Чернигов и Северию, даже принудили Оттоманскую Порту (Турцию), бывшую в то время на самой вершине могущества и величия своего, оставить им казаков со всей Украиной. Все это сделали они под управлением таких государей, которые не отличались ни особенной храбростью, ни умственным превосходством.
Кто, задумается над всем этим, тот должен будет сознаться, что простоватые неразумные люди никогда не могли бы задумать таких великих предприятий, и тем более их исполнить.
А если кто не хочет утруждать себя справкою в истории, так пусть возьмет простого русского горожанина или крестьянина, на которых никогда не простирались заботы Петра I об образовании его подданных, да и поиспытает, далеко ли простираются его умственные и нравственные силы.
При этом исследовании вскоре окажется, что русский вообще во всех делах, где только не стесняют его религиозные предрассудки, владеет очень здравым природным умом и ясным суждением; что вместе с тем у него необыкновенная способность понимать что бы то ни было, большая сноровка находить пригодные средства для своей цели и пользоваться к своей выгоде выпадающим ему случаем, да еще все это в гораздо большей степени, чем обыкновенно встречается в таких же простолюдинах Германии или в другой какой стране.