Общее устройство самоходных орудий.
Изделие 2С1 представляет собой легкобронированную самоходную плавающую артиллерийскую установку с круговым обстрелом.
Оно состоит из: гусеничного шасси, башни, 122-мм гаубицы, перископического прицела, командирской башенки, приборов наблюдения, корзины, боеукладок, поворотного механизма, фильтровентиляционной установки, электрооборудования, средств связи, специального оборудования, одиночного комплекта ЗИП.
Башня, корзина и кормовая часть корпуса изделия составляют боевое отделение. Башня с корзиной образуют единый отсек, который через погон соединен с шасси и имеет возможность поворачиваться относительно его в горизонтальной плоскости на угол 360° с помощью поворотного механизма. Гаубица, закрепленная своими цапфами в опорах лодыг 36 (рис. 7) башни, имеет возможность поворачиваться в вертикальной плоскости на углы от минус 3 до +70° с помощью подъемного и уравновешивающего механизмов.
Во вращающемся отсеке, образованном башней и корзиной, кроме гаубицы установлены: прицел, вращающаяся командирская башенка, приборы наблюдения, поворотный механизм, ФВУ, часть боеукладок, электрооборудования, средств связи и комплекта ЗИП. Кроме того, в корзине установлены сиденья для трех членов экипажа: командира, наводчика и заряжающего.
В кормовой части корпуса изделия установлены две боеукладки, постель, на которую устанавливается съемное сиденье заряжающего при переводе изделия из походного положения в боевое, и часть ЗИП.
Стрельба может вестись боеприпасами, находящимися в боеукладках, или боеприпасами, подаваемыми с грунта. Для подачи боеприпасов с грунта при стрельбе назначается дополнительный (пятый) член экипажа. Для его перевозки на изделии предусмотрено дополнительное сиденье, которое устанавливается на кронштейн, приваренный к балке кормы изделия. При переводе изделия в боевое положение дополнительное сиденье снимается с кронштейна и крепится на кормовом листе справа.
Наблюдение за дорогой и местностью при закрытых люках изделия осуществляется с помощью приборов наблюдения. Для командира установлены комбинированный прибор дневного и ночного видения и два прибора ТНПО-170А, для заряжающего – прибор МК-4. При закрытом щитке смотрового стекла механик-водитель ведет наблюдение днем через три прибора ТНП0-170А, а ночью — через прибор ночного видения ТВН-2Б, который устанавливается вместо среднего прибора ТНПО-170А.
Связь между членами экипажа осуществляется с помощью аппаратуры ВТС, а экипажа с вышестоящим командованием и другими взаимодействующими экипажами – с помощью радиостанции Р-123М или аппаратуры ВТС, соединенной с однотипной аппаратурой или аппаратурой 1Т803М двухпроводной линией связи.
Защита экипажа от воздействия OB, РП и БА при нахождении изделия на зараженной местности и уменьшение загазованности обитаемых отсеков при стрельбе обеспечиваются двумя фильтровентиляционными установками ФВУ-200 и ФВУ-100, установленными соответственно в боевом отделении и отделении управления. Выравнивание давлений в отделениях достигается за счет соединения их с помощью трубы. Измерение избыточного давления производится дифманометром-тягонапоромером, установленным в боевом отделении.
При эксплуатации изделия в условиях низких температур окружающего воздуха обогрев обитаемых отсеков изделия производится с помощью отопительно-вентиляционной установки ОВ-65Г, расположенной в средней части шасси у левого борта. Управление установкой производится со щитка отопителя, установленного в боевом отделении на левом боковом листе башни.
Движение изделия своим ходом и транспортирование его другими видами транспорта допускаются только при закрепленном по-походному стволе гаубицы с помощью стопора, установленного в передней части крыши корпуса изделия.
Движение изделия на плаву осуществляется за счет гусеничного движителя и специальных бортовых и кормовых решеток. Решетки гидрореактивного типа служат для увеличения скорости движения, обеспечения управляемости и маневренности изделия на плаву. Для удаления воды, попавшей в корпус изделия во время преодоления им водных преград, служит водооткачивающий насос с приводом от двигателя шасси.
Для поддержания изделия в исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации используются одиночный и групповой комплекты ЗИП.
ШАССИ
Шасси представляет собой гусеничную машину с передним расположением ведущих колес.
В передней части шасси размещаются моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления. Остальная часть предназначена для установки и размещения башни с гаубицей и прицелом, боеприпасов, средств связи, сидений для экипажа и другого оборудования боевого отделения.
В моторно-трансмиссионном отделении в средней части расположена силовая установка, а в носовой — трансмиссия.
В отделении управления размещены органы управления, контрольно-измерительные приборы, сиденье механика-водителя, фильтровентиляционная установка ФВУ-100, приборы наблюдения и другое оборудование шасси.
БАШНЯ
Вращающаяся артиллерийская башня предназначена для размещения в ней гаубицы, прицела, радиостанции, части боеукладок, фильтровентиляционной установки ФВУ-200, а также для предохранения экипажа и размещенного в ней оборудования от пуль и осколков.
Башня выполнена цельносварной из бронированных листов.
В нижней части башни приварено опорное кольцо с отверстиями для соединения с погоном.
В передней части башни выполнен проем для вывода ствола гаубицы. Проем закрывается бронемаской, которая крепится к люльке гаубицы.
Слева и справа от проема (внутри башни) приварены лодыги для крепления гаубицы и прицела.
Для обеспечения обзорности при наблюдении из башни через прицед прямой наводки в левом лобовом листе выполнено окно, закрываемое электрообогревным стеклом. Очистка стекла от пыли и грязи производится вручную стеклоочистителем.
На башне снаружи имеются рым-петли для подъема башки при монтаже и поручни для облегчения подъема членов экипажа на изделие.
На правом боковом листе башни имеется лючок с крышкой для удаления из боевого отделения стреляных гильз. В походном положении крышка стопорится (изнутри башни). В боевом положении кронштейн снимается и устанавливается на бонку у патрубка воздуховода.
Для удаления гильзы необходимо: уложить гильзу дульцем на лоток лючка и энергично толкнуть ее в лючок. При этом крышка лючка откроется, обеспечит удаление гильзы и под воздействием пружины закроется.
На левом боковом листе башни снаружи приварены кронштейны для крепления ящика с ЗИП гаубицы, а на заднем — кронштейны для крепления правой и левой бортовых решеток, стремянки и звукового сигнала 41.
Стремянка служит для обеспечения удобства перевода коллиматора в боевое положение, когда он используется с переходной штангой.
На крыше башни установлены: вращающаяся командирская башенка, мерная база, антенное устройство, прибор наблюдения заряжающего, два плафона внутреннего освещения, направляющие 26 для установки прибора заправки жидкостью «Стеол-М» накатника гаубицы. В крыше башни выполнены: люк заряжающего с крышкой, люк для вывода из башни головки панорамы, лючок с крышкой для доступа к заправочным пробкам тормоза отката гаубицы, вентиляционное отверстие, люк с крышкой для доступа к ФВУ и воздухозаборник ФВУ с крышкой.
Мм ГАУБИЦА 2А31
122-мм гаубица 2А31 представляет собой нарезное артиллерийское орудие с полуавтоматическим затвором, механизированной досылкой снаряда и гильзы с зарядом в камору ствола и уравновешенной качающейся частью.
Придание стволу гаубицы углов возвышения и снижения осуществляется секторным подъемным механизмом с ручным приводом, а уравновешивание качающейся части на всем диапазоне углов возвышения — пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа.
ПЕРИСКОПИЧЕСКИЙ ПРИЦЕЛ ПГ-2
Перископический прицел вместе с подъемным механизмом гаубицы и поворотным механизмом предназначен для наведения изделия в цель при стрельбе с закрытых огневых позиций и прямой наводкой.
Входящие в состав прицела механический прицел с узлом согласования, панорама и орудийный коллиматор обеспечивают наведение изделия при стрельбе с закрытых огневых позиций, а оптический прицел — наведение при стрельбе прямой наводкой.
Механическая связь между прицелом и гаубицей осуществляется параллелограммным приводом.
КОМАНДИРСКАЯ БАШЕНКА
Командирская башенка предназначена для обеспечения командиру кругового обзора и осуществления целеуказаний наводчику при стрельбе.