Классификация вооруженных конфликтов – 20 мин.

Наиболее значимыми для военно-политической си­туации в мире становятся новые вызовы и задачи в об­ласти международной безопасности. Такие, как необ­ходимость противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки, борьба с международным терроризмом, этническим и религиоз­ным радикализмом, торговлей наркотиками, организо­ванной преступностью, способность отразить любую агрессию.

Усиливается значение экономических интересов в ми­ровой политике. Это объективно расширяет сферу при­ложения военной силы. Становится реальностью осу­ществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических органи­заций, а в рамках коалиций, сформированных на вре­менной основе.

Правильная оценка этих глобальных тенденций и по­нимание основных направлений их развития будет спо­собствовать более реалистической оценке уг­роз национальной безопасности России и предотвращение военных конфликтов.

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го­сударства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состоя­ние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски до­полнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств- участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобили­зации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реалистичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации, совместно с другими войсками, должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и воору­женных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

При этом Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнитель­ных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки — обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время - наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, - решать задачи одновременно в двух локальных войнах без при­менения ядерного оружия.

Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения националь­ной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Рос­сийской Федерации и ее прогрессивное развитие в XXI веке.

Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы. Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.

Вооруженный конфликт характеризуется:

· высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; применением нерегулярных вооруженных формирований;

· широким использованием диверсионных и террористических методов;

· сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

· вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

· опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения час­тичного стратегического развертывания вооруженных сил. В локальной войне стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.

Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальны­ми или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. В региональной войне сто­роны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества. В крупномасштаб­ной войне стороны будут ставить радикальные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духов­ных ресурсов государств-участников.

Крупномасштабной (региональной) войне может предшествовать угрожаемый период. Она может иметь и начальный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за ов­ладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государ­ственного и военного управления, достижение превосходства в инфор­мационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе. В слу­чае затяжного характера крупномасштабной (региональной) войны ее цели будут достигаться в последующем и завершающем периодах.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода ока­залось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в воо­руженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооружен­ной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значитель­ные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом, основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем ог­невого поражения с предельных дальностей.

Наши рекомендации