Угрозы национальной безопасности Российской Федерации – 10 мин.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воз­действию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявлять­ся в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооружен­ных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам относятся:

-развертывание группировок сил и средств, имеющих цель военного нападения на Россию или ее союз­ников;

-территориальные претензии к Российской Федерации, угроза по­литического или силового отторже­ния от России отдельных ее терри­торий;

-осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия мас­сового поражения;

-вмешательство во внутренние дела Российской Федерации орга­низаций, поддерживаемых иност­ранными государствами;

-демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;

-наличие вблизи границ Рос­сийской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безо­пасности;

-нестабильность, слабость госу­дарственных институтов в пригра­ничных странах;

-наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сло­жившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и приле­гающих к их территории морских водах;

-расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопас­ности России или ее союзников;

-деятельность международных радикальных группировок, усиле­ние позиций исламского экстре­мизма вблизи российских границ;

-ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Феде­рации государств;

-вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории за­рубежных государств, а также на объекты и сооружения на государ­ственной границе Российской Фе­дерации или границах ее союзни­ков;

-действия, препятствующие ра­боте российских систем государ­ственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, пре­дупреждению о ракетном нападе­нии, противоракетной обороне, контролю космического простран­ства и обеспечению боевой устой­чивости войск;

-действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

-дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

-распространение оборудования, технологий и компонентов, исполь­зуемых для изготовления ядерного оружия и других видов оружия мас­сового поражения, а также техноло­гий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

К внутренним угрозам относятся:

-попытки насильственного изме­нения конституционного строя и нарушения территориальной цело­стности России;

-планирование, подготовка и осуществление действий по нару­шению и дезорганизации функцио­нирования органов государствен­ной власти и управления, нападе­ний на государственные, народно­хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и ин­формационной инфраструктуры;

-создание, оснащение, подготов­ка и функционирование незакон­ных вооруженных формирований;

-незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

-широкомасштабная деятельность организованной преступности, уг­рожающая политической стабиль­ности в масштабах субъекта Рос­сийской Федерации;

-деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российс­кой Федерации.

К понятию трансграничные угро­зы относятся политические, воен­но-политические или силовые уг­розы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (источники возникновения и стимуляции, возможные участники и т. д.) являются внешними.

К таким угрозам относятся:

-создание, оснащение, обеспече­ние и подготовка на территории других государств, вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на терри­тории Российской Федерации или территориях ее союзников;

-деятельность прямо или косвен­но поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, нацио­нальных или религиозных экстре­мистских группировок, направлен­ная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы террито­риальной целостности государства и безопасности ее граждан;

-трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятель­ность в масштабах, угрожающих во­енно-политической безопасности Российской Федерации или ста­бильности на территории союзни­ков России;

-ведение враждебных по отноше­нию к Российской Федерации и ее союзникам информационных (ин­формационно-технических, инфор­мационно-психологических и т.д.) действий;

-деятельность международных террористических организаций;

-деятельность наркобизнеса, соз­дающая угрозу транспортировке наркотиков на территорию РФ, или использование территории России для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Российских Воору­женных Сил и осуществляется сов­местно с другими силовыми структу­рами, а также с соответствующими органами стран - союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гу­манитарного права, исходя из инте­ресов национальной безопасности России и ее законодательства. Учи­тывая изменения геополитической обстановки в мире, необходимо констатировать, что обеспечение безопасности России только за счет политических возможностей (член­ство в международных организаци­ях, партнерские отношения, воз­можности влияния) не является эф­фективным.

Как отметил Президент Российс­кой Федерации В.В. Путин в Посла­нии Федеральному Собранию Рос­сийской Федерации 26 мая 2004 года, «боеспособные, технически оснащен­ные и современные Вооруженные Си­лы нужны нам для надежной защиты государства. Для того, чтобы мы могли спокойно решать внутренние социально-экономические задачи».

Сильная, профессиональная и хо­рошо вооруженная армия необхо­дима нам для благополучного и мирного развития страны. Она должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами.

Наши рекомендации