III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

… Угроза криминализации общественных отношений, складываю­щихся в процессе реформирования социально-политического устрой­ства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения ре­форм в экономической, военной, правоохранительной и иных облас­тях государственной деятельности, ослабление системы государствен­ного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и от­сутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются ос­новными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структу­рами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропрово­дящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по Предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

… Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

… Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

… Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

III. Закрепление материала;

-Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?

- Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на­циональной безопасности

России?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:§ 11, стр. 56-59. Задания: 1. Продумайте и подготовьте сообщение «Возрастание роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной бе­зопасности России».

2. С помощью средств массовой информации и Интернета подго­товьте сообщение на тему «Трансграничная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации».

3. С помощью средств массовой информации и Интернета подго­товьте сообщение на тему «Деятельность незаконных вооруженных формирований на территории Российской Федерации в 90-е годы XX I и в начале XXI в. и борьба с ними силовых ведомств».

ТЕМА: ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Цель урока:Познакомить учащихся с основными особенностями современных войн и вооруженных

конфликтов соответствии с их военно-политическими целями, средствами достижения

этих целей и масштабами военных действий.

Занятие: 3/2

Урок12

Время: 40 минут

Тип урока:комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Какую роль играют криминальные группировки в дестабилиза­ции обстановки в стране?

- Почему слова российского императора Александра III: «У России только два союзника - ее армия и

флот» - остаются актуальными и в начале XXI в.? Обоснуйте свой ответ.

- Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?

- Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на­циональной безопасности России?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:§ 12, стр. 60-63.

В настоящее время характер современных войн определяет­ся их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.

Анализ вооруженных конфликтов, имевших место в 90-х гг. про­шлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним ка­ким-либо фактором, а сложным переплетением различных социаль­но-политических, экономических, национальных и религиозных про­тиворечий и причин.

Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г) наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а так­же ее союзников в соответствии с международными договорами. В связи с этим современная война может быть:

по военно-политическим целям:

справедливой, не противоречащей Уставу ООН, основопо­лагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии;

несправедливой, противоречащей Уставу ООН, основопо­лагающим нормам и принципам международного права, подпадаю­щей под определение агрессии и ведущейся стороной, предприняв­шей вооруженное нападение;

по применяемым средствам:с применением ядерного и дру­гих видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;

по масштабам:локальной, региональной, крупномасштабной.

Локальная война- война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой будут военные действия вестись, как правило, в границах противоборствующих госу­дарств и затрагиваться интересы только этих государств.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война- война с участием двух и более государств региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств

поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и кос­мическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации (расширения) вооруженного конф­ликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительных количеств государств различных регионов мира. В круп­номасштабной войне стороны будут преследовать радикальные (ре­шительные) военно-политические цели.

Существенной особенностью вооруженной борьбы будущего будет являться то, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория, что повлечет за собой значительные жертвы среди мирного населения. Главная особенность вооруженных конфликтов нового исто­рического периода будет заключаться в том, что ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

Существующий с давних времен принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлениибудет осуществляться не методом сосредоточения войск на избранном направлении, а главным образом путем массированного применения средств огневого поражения. Новые дальнобойные средства поражения в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации войск осуществлять маневр траекториями (ракет, самолетов) для нанесения массированных огневых ударов по определенным группировкам войск. А ударные группировки войск могут выдвигаться на направление главных ударов в самый последний момент.

Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции;

В случае обострения военно-политической обстановки обеспечить стратегическое развертывание Вооруженных Сил РФ и сдерживать эскалацию (Эскалация постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны) обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности;

В военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи военного времени.

Выводы:

1. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями.

2. При этом основные задачи в вооруженных конфликтах будут ре­шаться не в ходе столкновений передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

3. Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть гото­вы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, веде­нию активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том чис­ле оружия массового поражения всех разновидностей.

4. Возникает необходимость в высокоорганизованной и эффектив­ной системе гражданской обороны страны.

Наши рекомендации