Основные значимые элементы современной системы международных отношений - 10 мин.

Современный этап мирового раз­вития характеризуется острейшими социально-экономическими конф­ликтами и политическими противо­речиями. Несмотря на то, что проб­лема глобальной и региональной бе­зопасности все больше смещается к вопросам политическим, финансо­во-экономическим, этнонациональным, демографическим и т.д., роль военной силы по-прежнему остает­ся эффективным сдерживающим фактором в стабилизации междуна­родных отношений.

Мировая военно-политическая обстановка сегодня характеризуется сочетанием двух основных тенден­ций: с одной стороны; стремлением большинства государств мира сформировать демократичную, бо­лее справедливую систему между­народных экономических и поли­тических отношений. С другой; расширением практики примене­ния вооруженной силы на основа­нии национальных решений и вне мандата ООН. Подтверждение - не­санкционированные Советом Безо­пасности ООН войны против Югославии и Ирака.

Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами: (Слайд № 2)

- снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;

- формирование и укрепление региональных центров силы;

- усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;

- активация сепаратизма;

- распространение локальных войн и вооружённых конфликтов;

- усиление региональной гонки вооружений;

- распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;

- обострение информационного противоборства.

Современную систему международных отношений можно оха­рактеризовать следующими основ­ными тенденциями.

ВО-ПЕРВЫХ, на первый план в глобальной системе военно-поли­тических отношений выходит про­тиводействие новым вызовам, сти­мулированным процессами глоба­лизации. Это распространение ору­жия массового поражения и средств его доставки; международный тер­роризм; этническая нестабиль­ность; деятельность радикальных религиозных сообществ и группи­ровок; наркоторговля; организо­ванная преступность.

Со всеми этими проявлениями невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. По­этому в мире повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецс­лужбы и вооруженные силы.

ВО-ВТОРЫХ, становится реаль­ностью осуществление междуна­родных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Воен­ная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформирован­ных на временной основе. Россия же выступает, за строгое соблюде­ние норм международного права и будет вступать в подобные коали­ции только в том случае, если это­го потребуют ее внешнеполитичес­кие интересы.

В-ТРЕТЬИХ, происходит даль­нейшая экономизация внешнепо­литических приоритетов госу­дарств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Кроме того, возни­кает более сложное сочетание эко­номических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий для примене­ния вооруженной силы. Если рань­ше основанием для этого чаще все­го служило наличие прямой воен­ной угрозы безопасности или инте­ресам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения эко­номических интересов той или иной страны, что объективно рас­ширяет сферу ее внешнеполитичес­кой востребованности.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, произошло сра­щивание внутреннего и междуна­родного терроризма. Современный терроризм носит глобальный харак­тер, создает угрозу большинству го­сударств, их политической стабиль­ности, экономической независи­мости, его проявления приводят к массовым человеческим жертвам, разрушению материальных и духов­ных ценностей.

В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернаци­онала стало реальностью, бессмыс­ленными становятся попытки раз­деления террористической актив­ности на внутреннюю и междуна­родную. Это касается как политических подходов к пресечению тер­рористической активности, так и силовых мер по нейтрализации ак­тивности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из по­литической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности Во­оруженных Сил России, по проти­водействию ему существенно рас­ширилась.

Транснациональный характер растущих угроз от террористичес­кой деятельности и преступного экстремизма ставит на повестку дня необходимость международного сотрудничества России, прежде все­го с государствами-участниками СНГ, в рамках Организации Дого­вора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Армения, Бело­руссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Сегодня государства СНГ в силу их геополитического положения оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, что подтверждают события на Северном Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация может значи­тельно осложниться в связи с кра­хом далеко идущих планов экстре­мистов на Северном Кавказе и сос­редоточении основных сил джихада на Центрально-Азиатском направ­лении. Это не виртуальные сцена­рии, а вполне конкретные замыслы радикальной «перекройки» полити­ческой карты целого региона.

Наивно было бы полагать, что планы террористов ограничатся рамками одного отдельно взятого государства. Щупальца экстремиз­ма уже проникли во многие страны. И если ему удастся дестабилизиро­вать ситуацию в каком-либо из го­сударств Центральной Азии, цеп­ную реакцию не остановят никакие границы.

Реализация террористических це­лей силами международного терро­ризма и религиозного экстремизма может привести к коренному изме­нению геополитической ситуации в Центральной Азии с непредсказуе­мыми последствиями. Речь идет не просто о сохранении стратегичес­кой стабильности в регионе, а об обеспечении национальной безо­пасности Российской Федерации и стран СНГ.

В-ПЯТЫХ, существенно повы­силось значение негосударствен­ных участников системы междуна­родных отношений для определе­ния характера внешнеполитичес­ких приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные дви­жения и сообщества, межгосудар­ственные организации и нефор­мальные «клубы» оказывают широ­кое, порой противоречивое воздей­ствие на политику отдельных госу­дарств. Россия стремится к актив­ному участию в основных межгосу­дарственных и международных ор­ганизациях для обеспечения раз­личных аспектов своих внешнепо­литических интересов и интересов в сфере безопасности.

Наши рекомендации