Спецслужбы и информационное пространство

Шаблонное использование метода экстраполяции прошлого опыта при моделировании противостояния разведки и контрразведки в любых мысленных альянсах может привести к серьезным заблуждения и ошибочным оценкам. Классический опыт спецслужб вряд ли найдет в будущем глобальное решающее применение, разве что в вялотекущих локальных конфликтах второстепенных в военно-техническом отношении стран.

Ведущие специалисты по проблемам теории и практики информационной борьбы отмечают, что решающую роль будет играть информатика - взлом информационных сетей потенциального противника, похищение или уничтожение информации и засылка дезинформации, внесение компьютерных вирусов, в конечном счете – полное разрушение системы управления, контроля и исполнения стратегических и тактических планов противника. Репетициями будущих информационных сражений служат сегодня преступления хакеров, вторгающихся в информационные сети банков и похищающих крупные суммы денег. Для победы в информационной войне требуется добиться решающего превосходства над противником и в характеристиках и ассортименте суперкомпьютеров и в наборе и содержании программ, а также заложенных в них возможностях.

Процесс информатизации всех сторон жизни наполняет качественно новым содержанием разведывательно-информационную работу. Она все более сосредотачивается в виртуальном информационном пространстве, заметно меня роль и место человека в процессе добывания разведывательных сведений и их последующей обработки.

Ю.М. Батурин и С.А. Модестов справедливо делают вывод, что складывается особая структура, объединяющая объекты разведки, замещающие их информационные образы, зафиксированные в открытых и закрытых информационных массивах, выводящие к ним линии телекоммуникаций, программные и аппаратно-технические средства поиска, преодоления рубежей защиты, обработки полученной информации, ее хранения и распределения.

Неотъемлемой частью такой структуры является человек. Он ставит задачи на добывание, поиск, прорыв к защищенному информационному ресурсу, обрабатывает полученные сведения, является потребителем конечной разведывательной продукции, выстраивая на ее основе свою виртуальную действительность, частью которой сам и является.

Различные стороны разведывательной деятельности испытывают возрастающее влияние новых информационных технологий. Они формируют качественно новые потребности в разведывательно-информационном обеспечении государственной системы принятия политических и экономических решений. Но с такими технологиями открываются и принципиально новые возможности удовлетворения этих потребностей.

Тенденция виртуализации разведывательного процесса отражает закономерный переход в псевдоиерархии познаваемых естественных и искусственных сред – от разведки природной, «первичной», а затем естественной биологической до искусственной среды, возникшей в результате деятельности человека, и среды IV поколения; — искусственной, возникшей в результате деятель­ности искусственных интеллектов.

Как считает американский исследователь Майкл Кастанья, складывающаяся сейчас виртуальная разведка — это прообраз разведки будущего. Под поняти­ем «виртуальная разведка», появившимся в США вместе с так называемой революцией в военном деле, имеется, в виду распределенная сетевая организация по производству синтезированной разведывательной информации тактического, оперативного и стратегического уровня с использованием новых -информацион­ных, технологий.

***

Исследователи обращают внимание на все более проявляющуюся тенденцию виртуализации добывающей деятельности. В отличие от традиционной агентурно-оперативной деятельности с целью добывания разведывательных сведений, охота за чужими секретами, создаваемыми новыми информацион­ными технологиями, ведется преимущественно с использованием новых тех­нологий в. искусственной, информационной среде с минимальным участием человека.

Для этого разработаны особые «виртуальные шпионы» — ноуботы (от анг­лийского акронима; Knowbot — Knowledge Robot) или «знаниевые роботы» дословно. Эти специальные программные продукты перемещаются от компью­тера к компьютеру и при этом могут размножаться (т.е. делать свои копии). С помощью многочисленных серверов, находящихся в сети, копии могут связы­ваться друг с другом, а также с пользователями. Они могут отслеживать состояние дел на каждой машине и по.каналам обмена передавать сводную информацию.

Ноубот вводится в компьютерные системы противника и, встретив интересу­ющую его информацию, оставляет в этом месте свою копию. Ноубот-копия дол­жна собирать информацию и в определенное время отсылать ее или поддержи­вать непрерывный поток информации, идущий к разведчикам. Для того чтобы не быть обнаруженным, в ноуботе могут быть предусмотрены функции самоперемещения или самоуничтожения.

Примечательно, что ноубот может быть применен и как боевое ударное средство. В этом случае в критический момент противостояния ноубот может разыскать, изменить или разрушить важнейшие узлы системы управления про­тивника.

Несколько проще программный продукт, именуемый «демоном». Введенный в систему, он записывает все команды, вводимые в нее, и в определенное время передает информацию об этих командах. «Демоны» могут открывать коды до­ступа, ключи к шифрам или другую информацию о зашифрованных данных. Среди других средств виртуальной разведки — программы, именуемые «вынюхивателями» (Sniffers). «Вынюхиватель» записывает первые 128 битов данных каждой программы. Обычно на этом месте размещаются пароли и информация, требующаяся при входе в систему. Из-за того, что эти программы лишь считывают информацию, их очень трудно обнаружить.

Наши рекомендации