Информационное пространство метафоры

О ценности сказок

Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

1) о жизненно важных явлениях;

2) о жизненных ценностях;

3) о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

Первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из ска­зок, притч, легенд и мифов. Правда, информация, заложенная в метафо­ре, носит неконкретный характер. Иносказательная форма информиро­вания побуждает читателя или слушателя к собственным размышле­ниям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности.

В подтверждение этой мысли приведем отрывок из замечательного исследования Клариссы Эстес «Бегущая с волками» (данной работе бы­ли посвящены двадцать пять лет жизни автора).

Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать, — достаточно слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душев­ную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться че­рез жизненные тернии.

<...> Сказка гораздо старше, чем искусство и наука психологии, и всегда будет оставаться старшим членом управления, сколько бы времени ни про­шло. Один из древнейших способов рассказывать сказки — пламенное со­стояние транса, когда рассказчица, «почувствовав» публику, будь это один человек или целая толпа, входит в состояние «мира между мирами», и тогда сказка «притягивается» к сказительнице и рассказывается через нее.

Сказительница в таком состоянии призывает El duende, ветер, который швыряет душу в лица слушателей. Используя медитативную практику сказ­ки, она учится поддерживать двойную психологическую связь, то есть овла­девает навыком закрывать некоторые психические врата и выходы Эго, что­бы дать слово голосу, который старше, чем камни. И тогда сказка может сделать любой поворот, может встать с ног на голову. Может наполниться кашей и стать обедом для бедняка, зазвенеть золотом для любителей нажи­вы, перенести слушателей в другой мир. Сказительница никогда не знает, чем все закончится; и это лишь половина целебной магии сказки.

Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь, и это особенно важно, когда внутренняя жизнь запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка сма­зывает петли и засовы, вызывает прилив адреналина, указывает выход на­ружу, вверх; или вниз к нашей беде; прорезает прекрасные широкие двери в, казалось бы, ранее глухой стене, открывает пути в царство грез, к любви и знанию, назад к нашей подлинной жизни.

<...> Чтобы углубить родственные отношения инстинктивной природой, очень полезно понимать сказки так, будто это мы внутри них, а не они вне нас. Мы входим в сказку через дверь внутреннего слуха. Когда рассказыва­ют сказку, звучание ее слов затрагивает слуховой нерв, который пересека­ет основание черепа и входит в ствол головного мозга пониже варолиева моста. Оттуда слуховые импульсы предаются наверх, в сознание, или, как утверждают некоторые, в душу — в зависимости от отношения, с которым вы слушаете.

Древние анатомы говорили, что глубоко в мозгу слуховой нерв разделя­ется на три или большее количество ветвей. Поэтому они предполагали, что ухо предназначено, чтобы слушать на трех разных уровнях. Одна ветвь вос­принимает науку и искусство. А третья создана для того, чтобы сама душа, пребывая здесь, на Земле, могла слышать наставления и приобретать зна­ние. (К. Эстес. Бегущая с волками.)

Итак, душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся «слышать наставления и приобретать знания».

Таким образом, в душе, сознании и бессознательном человека формиру­ется «банк жизненных ситуаций». В его «картотеке» содержатся самые разнообразные данные о мире и человеке. Например, о том:

— как устроен этот мир, кто его создал;

— что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

— какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

— какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

— какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

— как приобретать и ценить дружбу и любовь;

— какими ценностями руководствоваться в жизни;

— как строить отношения с родителями и детьми;

— как бороться и прощать;

— как себя вести, если... а также о многом другом.

Символическая «картотека» «банка жизненных ситуаций», на наш взгляд, является основой для формирования так называемого нравствен­ного иммунитета. Поговорим об этом подробнее, ибо данное понятие может стать ключевым в контексте психологического анализа «клиент­ских» сказок.

Наши рекомендации