Тема № 1: «Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».
Тема № 1: «Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».
Занятие №1 «Основные направления мировой политики. Основные направления развития средств вооруженной борьбы. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».
Учебные вопросы:
1. Основные направления мировой политики.
2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.
3. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины РФ
Тема № 2: «Вооруженные силы России в структуре
Государственных институтов».
Занятие №1 «Роль и место Вооруженных сил России в структуре государственных институтов. Федеральный закон «Об обороне». История развития инженерных войск».
Учебные вопросы:
1. Роль и место Вооруженных сил России в структуре государственных институтов.
2. Федеральный закон «Об обороне».
3. История развития инженерных войск.
Федеральный закон «Об обороне».
Федеральный закон «Об обороне»принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года, одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года.
Этот Федеральный закон определяет:
- основы и организацию обороны Российской Федерации,
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц,
- права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны,
- ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны,
- а также другие нормы, касающиеся обороны.
Основы обороны
1. В Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
5. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны .
6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.
9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
Организация обороны
Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
16) другие мероприятия в области обороны.
Восточных славян (V—XIвв.)
В VI—VII вв. в войнах с Византией восточные славяне хорошо владели осадным искусством, широко применяли укрепления вокруг населенных пунктов, используя инженерные средства для обеспечения боевых действий своих войск.
Осаждая вражеские города, славяне строили охранительные осадные линии и окопы, чтобы оградить себя от вылазок осажденных и лишить их помощи извне. Для скрытого приближения к стенам города они использовали переносные и передвижные щиты из плетней или устраивали земляные насыпи. В некоторых случаях при атаке славянские воины засыпали ров, а к стене делали земляную присыпку, по которой поднимались наверх, затем срубали тын и зажигали башни и стены.
Укрепления городов Киевской Руси представляли собой ограды различного типа. Наиболее распространенным было обнесение города деревянными рублеными стенами, основанием которых служил земляной вал. Перед стеной вокруг города отрывался глубокий ров. Крупные военно-феодальные центры имели укрепления и внутри города. Как правило, это были княжеские замки: детинец, кром, а позднее, с XIVв кремль.
Военно-инженерные мероприятия в войнах XI—XV вв.
Дальнейшее развитие в этот период получают военно-инженерные мероприятия при ведении боевых действий. Инженерные работы выполняли обычно отряды ремесленников-специалистов или войска. В летописных документах того периода при описании битв упоминается о подготовке бродов, гатей, наведении мостов, использовании переправочных средств. Широко применяется осадная техника. Уже в XIV в. при осаде русское войско использует подкопы (осада Твери в 1375г.).
Полевой лагерь русские воины укрепляли не только земляным валом и рвом, но и устройством ограды, а также заграждений в виде засеки в лесу и частокола в поле.
XV — середины XVII в.
Как уже говорилось, с развитием военного искусства и вооружения, особенно артиллерии, совершенствовалось и военно-инженерное дело. Это, в частности, отразилось на характере
городских укреплении. Если раньше это были в основном деревоземляные сооружения, то в последующем стали строиться укрепления из камня.
О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует не только умелое строительстве укреплений, но и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. Примером тому является взятие Казани в 1552г. Иваном IV.
Первые два похода — в 1547 и 1549 гг., предпринятые Иваном Грозным против казанских татар, закончились неудачей. Предпринимая третий поход, Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении ее в Волгу, в 25км от Казани, крепость Свияжск. Опираясь на эту базу, а также на Васильсурск, русские тем самым прикрывали от врага свои коммуникации.
Заготовка деревянных деталей для строительства крепости велась на Волге в районе Углича. Впервые в истории строительства за 28 дней была построена, крепость-город, собранная из заранее заготовленных элементов.
В «Уставе ратных, пушечных и других дел» с детальным знанием дела рассматривался весь комплекс" вопросов, связанных с возведением укрепленных городов и крепостей, начиная с инженерной разведки местности, устройства оград и отдельных фортификационных сооружений и кончая организацией системы огня и подсчетом необходимого количества артиллерии.
инженерные подразделения организационно включались в состав артиллерии, так как в ходе боевых действий армии они должны были иметь тесное взаимодействие с артиллерией;
основываясь на боевом опыте, инженерные войска включали три основные специализации — саперы, минеры и понтонеры;
войска должны были иметь на вооружении возимый переправочный парк и табельный шанцевый инструмент.
Характерно, что численный состав инженерных подразделений по рекомендации «Устава» определялся в зависимости от общего состава войск, участвовавших в походе.
В России
Создание русской регулярной армии и инженерных формирований связано с военной реформой Петра I; осуществление ее было подготовлено всем предшествующим развитием военного дела, начиная со времен Ивана Грозного. Реорганизация армии, предпринятая в конце XVII в., завершилась в первое десятилетие Северной войны.
Организация инженерных подразделений была закреплена указом Петра I от 8 февраля 1712г., когда были утверждены первые их штаты и численность команды военных инженеров при артиллерийском полку. В состав артиллерийского полка включалась минерная рота (75 человек), инженерная команда (35 человек) и понтонная команда (36 человек). Объединенные в силу специфики выполняемых задач с артиллерией инженерные подразделения составляли 14% ее численности.
К началу Семилетней войны инженерные формирования русской армии состояли из военных инженеров, кондукторов, инженерных учеников, роты минеров и мастеровых. В полевую армию в 1756г. была включена только минерная рота (120 человек) и при артиллерии находилась понтонная команда (30 понтонов). Этих сил для обеспечения военных действий было явно недостаточно, поэтому в январе 1757г. понтонная команда была развернута в роту из трех отделений по 30 человек в каждом, а взамен минерной роты сформирован инженерный полк шестиротного состава. Всего в полку было 1830 человек с необходимым по табелю инструментом и снаряжением.
В 1802 г. в связи с образованием военного министерства Артиллерийская экспедиция была разделена на два самостоятельных ведомства: артиллерийскую и инженерную экспедицию. С этого времени инженерная служба окончательно отделилась от артиллерии, в ведении последней остались только понтонеры.
В 1803 г. произошли некоторые изменения в составе и организации инженерных войск. Имевшийся пионерный полк был развернут в два пионерных полка. Полк состоял из двух батальонов, но батальоны включали не 6, а 4 роты: три пионерные и одну минерную.
На основании боевого опыта в 1806 г. вводятся новые штаты, увеличивается численность инженерных войск и несколько меняется их организация. По новой организации полк состоялиз минерного и двух пионерных батальонов, в каждом по четыре роты. В 1810г. в ходе частичной реорганизации создаются однотипные батальоны.
С началом Отечественной войны 1812г. в действующей армии насчитывалось 10 пионерных и минерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоявшие при артиллерии. 14 пионерных и минерных рот находились в крепостях. Опыт Отечественной войны 1812г. выявил' необходимость реорганизации инженерных войск, главным образом увеличения их численности. С 1816 по 1822г. осуществляется переход к батальонной системе в инженерных войсках из расчета один пионерный или саперный батальон на армейский корпус. В 1819г. саперные и пионерные батальоны были сведены в три пионерные бригады. .
Новую боевую проверку инженерные войска получили в ходе Крымской войны 1853—1856 гг. Центральным событием Крымской войны стала оборона Севастополя, оказавшая заметное влияние на дальнейшее развитие военно-инженерного искусства, особенно фортификации, как в России, так и за рубежом.
Изучение и обобщение опыта героической обороны Севастополя в 1854—1855 гг. послужили дальнейшему развитию различных отраслей военно-инженерного дела во многих армиях мира.
Большое значение в этом отношении имела также русско-турецкая война 1877—1878 гг.
В ходе войны в новых условиях решались такие сложные задачи, как инженерная подготовка форсирования крупных рек, захват и оборона горных перевалов и проход через высокие горы в зимних условиях, а также обеспечение штурма и блокады крепостей и сильно укрепленных полевых позиций.
СОЗДАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ.
К началу 18 века, в России объективно назрели политические, экономические, управленческие, культурные, бытовые и, конечно, военные реформы.
Необходимость реформ была связана с тем, что нужно было обеспечить соответствие между политической надстройкой и изменившимся экономическим базисом.
Базис - это экономическая структура общества, совокупность производственных отношений.
Надстройка это политические, правовые, нравственные, эстетические, философские, религиозные взгляды и соответствующие им учреждения.
Военные реформы Петра I были первыми в ряду начатых им преобразований, поскольку, без сильных армии и флота создать мощную державу было невозможно.
Основное содержание военных реформ Петра I:
• Ликвидируется дворянское ополчение и стрелецкое войско, сохраняется только, как часть вооруженных сил украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также иррегулярные национальные формирования: башкиры и калмыки.
• Армия и флот укомплектовываются только из рекрутов. Указ от 20 февраля 1705 года: ежегодно от 500 душ податного населения выставлялся один рекрут.
• Юноши из дворян начинали службу в гвардейских полках, которые являлись своеобразными офицерскими школами.
• На Балтике и на Дону был создан Военно-Морской флот. Было построено 105 кораблей, 28 фрегатов, 13 бомбардировочных судов, 9 брандеров, 16 яхт, 199 бригантин, 305 галер и 220 мелких судов. В документе от 31 октября 1717 года указывалось, что надлежит быть во флоте унтер-офицеров, пушкарей и матросов 13280 человек и такое число необходимо содержать и ежегодно комплектовать.
• Армия и флот оснащается более современным вооружением (это связано с бурным развитием отечественной металлургии). Совершенствуется артиллерия, сыгравшая значительную роль в Полтавском сражении и при Гангуте.
• Боевая подготовка ведется по Воинскому уставу 1716 года и Морскому уставу 1720 года.
• В Москве открылись пушкарская и математико-навигационная школы. Последняя послужила основой для создания Морской академии в Петербурге.
• С 1721 года - казачество подчинено военному ведомству, а не внешнеполитическому, как прежде.
К концу царствования Петра I регулярные войска были представлены регулярной пехотой и конницей драгунского типа . Частей регулярной кавалерии, артиллерии и инженерных войск постоянного состава не предусматривалось. Служба была пожизненная, прекращалась только в случае инвалидности.
Управление войсками и их обеспечение были сосредоточены в трёх независимых друг от друга центральных органах военного управления: Военной коллегии, Артиллерийской канцелярии и Комиссариате. При этом президент Военной коллегии согласно регламенту не обладал правом единоличного принятия решения.
В ходе петровских военных реформ были только заложены основы для создания в России регулярной армии. Следующий шаг в создании регулярной армии был сделан президентом Военной коллегии генерал фельдмаршалом Минихом. В результате его реформ были преобразованы центральные органы военного управления. Ранее независимые комиссариатское, провиантское и артиллерийское ведомства были подчинены Военной коллегии, в составе которой были созданы исполнительные органы (канцелярии) по всем вопросам управления и снабжения. С 1733 года началось формирование регулярной кавалерии, состоящей из кирасирских, коннокарабинерских и гусарских полков, кроме того, в 1731 году был открыт Шляхетский кадетский корпус, который стал первым в России военно-учебным заведением.
Елизавета Петровна при общем своем стремлении к восстановлению петровских учреждений отменила все нововведения Миниха в Военной коллегии, что привело к значительному снижению эффективности всей системы военного управления и на пятьдесят пять лет приостановило строительство регулярной армии в России.
Основным содержанием военных преобразований во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II стало совершенствование боевого применения тех сил и средств, которые достались в наследство от предыдущих царствований. Важнейшее место в развитии военного искусства заняло пришедшее на смену маневренной стратегии, привязанной к коммуникациям и крепостям - стратегия, нацеленная на генеральное сражение и разгром живой силы противника. Единственным новшеством в военном управлении стало учреждение в 1763 году при Военной коллегии Генерального штаба.
Практически остался незамеченным и до настоящего времени неизученным опыт строительства наследником престола великим князем Павлом Петровичем Гатчинских войск. Историки за прусскими мундирами и испугом от детальной регламентации службы в Гатчине и Павловске не разглядели самого главного: данные войска стали для будущего императора той военной лабораторией, в которой были выработаны основные принципы строительства регулярной армии, поддержания её боевой готовности, централизованного управления и снабжения.
Гатчинские войска были сформированы в 1786 - 1796 годах в Гатчине и Павловске. Управление этими войсками осуществлялось пехотной, кавалерийской и артиллерийской инспекциями. К ноябрю 1796 года Гатчинские войска включали: 6 пехотных батальонов, 1 егерскую роту, 3 кавалерийских полка, 1 казачий эскадрон, 1 артиллерийскую роту и озерную флотилию небольшого состава. Всего около 25 тысяч человек и около 60 орудий. На основе опыта управления Гатчинскими войсками цесаревичем в этот период были написаны уставы для пехотного и кавалерийского полков. Определены постоянные штаты для всех родов войск.
Начатые императором Павлом I реформы, в конечном счете, привели к завершению создания регулярной армии.
Введенные в 1796 году уставы закрепили ряд мер, направленных на поддержание боевой готовности армии в мирное время:
• Были определены функциональные обязанности для всех
• При производстве в офицеры в значительной степени учитывались знания и умения, а также отношение к воинской службе, любовь к форме и своему оружию;
• Установлен порядок поддержания боевой готовности полков (от одиночной подготовки через ротное и батальонное учения к общеполковому);
• В целях привлечения к постоянной службе всех произведенных в царствование Екатерины II сверхштатных генерал-фельдмаршалов, полных генералов и генерал-поручиков уставами были учреждены должности инспекторов, а для генерал-майоров в штаты полков введены должности шефов полков. На инспекторов и шефов полков уставами была возложена ответственность за укомплектованность подчиненных инспекций и полков и за состояние их боевой готовности. Генералы, непригодные к службе по возрасту и по своей военной безграмотности, увольнялись от военной службы;
• Отменены для офицеров бессрочные отпуска. Согласно уставу для всех генералов, штаб - и обер-офицеров был установлен отпуск продолжительностью 30 суток в период с ноября по апрель месяц.
В Военной коллегии вновь было сосредоточено решение всех вопросов управления и обеспечения войск.
Для повышения качества военного управления вместо Генерального штаба была учреждена Свита его императорского величества по квартирмейстерской части. Для контроля за повседневной деятельностью войск и Военной коллегии в 1797 году была учреждена Военно-походная его императорского величества канцелярия. Эти два центральных органа военного управления стали в последующем основой формирования действенного генерального штаба в составе Военного министерства.
Следующий этап строительства регулярной армии пришелся на деятельность генерала от артиллерии А. А. Аракчеева . При нем были осуществлены крупные преобразования в артиллерии, которая стала регулярной. Были сформированы 23 артиллерийские бригады, введены артиллерийские уставы и постоянные штаты артиллерийских соединений и частей. В годы пребывания Аракчеева на посту военного министра улучшилось комплектование и обучение строевого состава, созданы рекрутские депо, введена корпусная и дивизионная организация армии, изданы положения по различным частям военного управления.
Почетная задача завершить создание российской регулярной армии выпала на долю генерал-фельдмаршала
М. Б. Барклая - де - Толли в бытность его военным министром. В ходе проведенных им в 1812 году реформ была осуществлена коренная реорганизация всей системы военного управления. Было разработано первое в России положение о полевом управлении войсками - "Учреждение для управления большой действующей армией". Военное министерство, сосредоточив в себе управление и всестороннее обеспечение регулярных войск, стало истинным центральным органом военного управления, а для непосредственного управления в войсках были учреждены штабы корпусов и дивизий.
Таким образом, в начале XIX века в России было завершено создание полноценной регулярной армии, имеющей в своем составе регулярные рода войск и единый центральный орган военного управления.
ВОЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ.
(военная реформа 1862-1874 г.)
Военные реформы того периода были составной частью буржуазных реформ в России и проводились под непосредственным руководством военного министра Д. А. Милютина .
Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 годов.
Основное содержание реформы:
• Замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обученного резерва запаса (к службе привлекались все мужчины по достижении 20-летнего возраста);
• Образование военно-окружной системы управления (13 округов:Петербургский, Финляндский, Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Московский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Омский, Иркутский, Приамурский и особая военно-территориальная единица - составляющая область войска Донского);
• Введение нового "Положения о полевом управлении войсками в военное время";
• Перевооружение армии нарезным стрелковым оружием (приняты на вооружение однозарядная винтовка системы Бердана, а в 1891 году винтовка С. И. Мосина).
• Осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту (107 боевых судов);
Реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов);
Реорганизация системы подготовки офицерских кадров: замена кадетских корпусов на военные гимназии, учреждение военных и юнкерских училищ; Военно-судебные реформы.
Аппарат Военного министерства сократился на тысячу человек, а количество входящих и исходящих документов с 1863 по 1872 г. сократились в 2 раза.
По разработанному новому « положению о полевом управлении армиями, корпусами и отрядами в военное время» была повышена роль штабов как органов управления, введена должность начальника штаба дивизии, в руках которого сосредоточилось все управление соединением, упрощена структура и функции полевых управлений и штабов, значительная часть работы была возложена на тыловые учреждения - военно-окружные управления. В то же время большая самостоятельность интендантских органов поставила войсковых начальников в зависимость от них и лишила возможности влиять на качество предметов снабжения.
Таким образом, в результате реформ была создана стройная система центрального и местного военного управления, повысившая оперативность управления войсками, устранившая излишнюю централизацию, влившая в « административный механизм новую жизненную силу, которая придала всем его действиям столь необходимые в военном управлении быстроту и энергию».
Повышение внимания к вооруженным силам в России привело к качественному улучшению системы военного управления, значительному повышению специализации управленческой деятельности и профессионализма командных кадров.
Эти меры способствовали усилению российской армии, поддерживали ее на уровне одной из наиболее боеспособных армий мира, что было подтверждено в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Однако, несмотря на прогрессивность в целом, реформы несли на себе печать незавершенности, непоследовательности. Их проведение в жизнь наталкивалось на сильное сопротивление со стороны противников реформ.
ВОЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ В 1905-1912 ГОДАХ
Преобразования 1905 - 1912 годов проводились по плану военного министра А. Ф. Редигера. Особенностью проведения тех реформ было то, что они осуществлялись в условиях полного расстройства всего народного хозяйства, вызванного, с одной стороны, русско-японской войной и подъемом революционного движения - с другой. Эти причины привели к двухэтапному проведению реформ. Первый этап проходил с 1905 по 1908 гг., второй с 1909 по 1912 гг.
Основное содержание реформ:
• усиление централизации военного управления (введена территориальная система комплектования);
• принят новый закон о воинской повинности;
• сокращены сроки службы, омоложен офицерский корпус;
• приняты новые программы для военных училищ;
• утверждены новые уставы (в которых обобщался опыт войн конца XIX - начала XX века).
• появились новые образцы артиллерийских орудий, создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные войска (в 1909-1910 годах на вооружение были приняты 122 и 152-мм гаубицы, 107-мм пушки), в полках формировались пулеметные команды по 8-пулеметов, внедрялось радио, в корпусах появились авиаотряды.
• с 1906 года началось восстановление Русского Военного Флота.
• улучшено материальное положение офицерского состава.
Все эти реформы существенно подняли боеспособность войск, хотя и не устранили многих недостатков, порожденных внутриполитическим состоянием Российской империи.
В 1914 году Россия имела самую многочисленную армию в мире - свыше 1,4 миллиона человек (в августе 1914 года, после мобилизации - 5 338 000). На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов системы "Максим", 263 самолета, 4000 автомобилей. Вооруженные силы состояли из сухопутных войск и военно-морского флота. Сухопутные войска включали три рода войск: пехоту (70%), артиллерию (15 %), кавалерию (8%) и специальные войска (инженерные, связи, железнодорожные). После расформирования резервных и крепостных частей и реорганизации пехоты сухопутная армия стала иметь однородный состав. Высшим тактическим соединением стал армейский корпус из 2-3 пехотных дивизий (по 21 тыс. человек). Создавалась корпусная и полевая тяжелая артиллерия. В полках формировались пулеметные команды. В корпусах появились авиаотряды. В железнодорожных войсках вводились автомобильные роты. Сформированы радиотелеграфные роты. Высшим оперативным объединением явилась армия (3-5 корпусов), было создано управление групп армий - фронт.
Поступали на вооружение пулеметы системы Максима, рос автомобильный парк, в небольшом количестве имелись бронеавтомобили и самолеты.
Восстанавливалась морская мощь страны, в строй вошли новые корабли всех классов: линкоры типа « Севастополь», первоклассные эсминцы типа « Новик» подводные лодки типа « Барс», считавшиеся лучшими в мире, надводные заградители типа « Амур», первый в мире подводный заградитель « Краб» и тральщик « Минреп».
Первая мировая война изменила соотношение и роль родов войск. Основным родом войск оставалась пехота, но ее удельный вес уменьшился с 70% до 50% . Вместе с тем в 2-3 раза возросла огневая мощь за счет увеличения количества станковых пулеметов и поступления новых огневых средств: ручных пулеметов, минометов и т.д. Кавалерия утрачивала свою роль и сократилась в 2-3 раза.
Основным средством огневого поражения стала артиллерия. Росла ее дальнобойность, создавались новые виды боеприпасов - химические, дымовые, бронебойные. Появилась зенитная и противотанковая артиллерия. Значительно возросла роль и численность инженерных войск, войск связи.
Быстрое развитие получили новые рода войск - броневые силы и авиация. Основным оружием бронетанковых войск стал танк. В составе авиации появились разведывательная, истребительная, бомбардировочная и военно-морская, сведенные в эскадрильи. Создаются автомобильные и химические войска, зарождается войсковая противовоздушная оборона (ПВО).
Широкое применение в военно-морском флоте нашло минно-торпедное оружие, появились торпедные катера и самолеты-торпедоносцы. Мощным родом войск ВМФ стала морская авиация, в строй вошли прародители авианосцев - авиатранспорты, такие, как «Александр I» и «Николай II» с гидросамолетами.
Первая мировая война на практике усовершенствовала военную организацию и структуру вооруженных сил России, дав толчок к развитию новых родов войск и техническому переоснащению армии и флота. Но страну вновь ждали серьезные испытания.
Военная реформа 60-х годов.
По существу была сведена к сокращению армии и "выбросу" лишних людей без всяких льгот и гарантий на 1200 тыс. человек.
Достижением того периода было очень быстрое техническое перевооружение всех видов войск, в том числе Войск ПВОстраны.
В Войсках ПВО страны основными родами войск являлись: войска ракетно-космической обороны, зенитные ракетные войска, авиация ПВО, радиотехнические войска, а также специальные войска.
Сухопутные войска остались самым многочисленным видом Вооруженных Сил. Кавалерия полностью утратила свое значение. Пехота превратилась в мотострелковые войска, бронетанковые и механизированные войска переименованы в танковые. Артиллерия и ракетные войска составили главную огневую силу Сухопутных войск. Появились в их составе воздушно-десантные войска и войска ПВО. Продолжали развиваться специальные войска.
Военно-Воздушные Силы состояли из авиации Верховного главнокомандования (дальней и военно-транспортной), фронтовой и армейской авиации, специальных войск.
Военно-Морской Флот стал океанским, оснащенным ракетно-ядерным оружием. В составе флотов создавались соединения подводных лодок и морской авиации, совершенствовалась организационная структура надводных сил, береговых ракетно-артиллерийских войск, морской пехоты, войск береговой обороны, сил ПВО флота и специальных войск.
Принципиально новым направлением в строительстве вооруженных сил в 80-е г.г. стало создание и развитие военно-космических сил. В их состав вошли средства запуска, управления и орбитальные группировки космических аппаратов военного назначения. Они входили в состав специальных войск и предназначались для обеспечения боевой деятельности Вооруженных Сил.
Специальные войска также включали: разведывательные, инженерные, химические, связи, радиоэлектронной борьбы, воздухоплавательные, технического обеспечения, автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные, охраны тыла, инженерно-аэродромные и авиационно-технические, поисково-спасательной службы, топографические, гидрографические, гидрометеорологические, военно-строительные и другие части организации.
Значительное внимание уделялось оснащению вооруженных сил техникой и вооружением, отвечавшем требованиям современной войны, как по количественным , так и по качественным параметрам.
1947-1950 г.г. серийное производство и массовое поступление в ВВС реактивной авиации.
1952 г. - войска ПВО оснащаются ракетно-зенитной техникой.
1955 г. - впервые запущена баллистическая ракета с подводной лодки.
1957 г. - в ВС СССР проведено первое тактическое учение с форсированием реки танками по дну.
1962 г. - атомная торпедная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила поход к северному полюсу.
Реформа 1987-1991 годов.
Задуманная и начатая в конце 80-х годов реформа не состоялась, точнее, была прервана. Но была проделана значительная работа и накоплен опыт выработки концепции, планирования, подготовки реформы и даже осуществления практических мер на некоторых ее направлениях.
Новая военно-политическая концепция предполагала:
• прекращение ядерных испытаний;
• ликвидацию ядерного и космического оружия;
• недопущение гонки вооружений в космосе;
• сохранение Договора по ПРО;
• снижение общих военных потенциалов США и СССР, ОВД и НАТО до уровня разумной достаточности;
• роспуск военно-политических блоков и сокращение военных бюджетов.
В ходе военной реформы предусматривалось решить комплекс задач направленных:
• на ограничение бюджетных военных расходов, на оборонное строительства в целом, на военное производство;
• на приведение состава, оргштатной структуры и оснащения Вооруженных Сил в соответствие с принципом разумной достаточности;
• на решение задач обороны стороны, боевой готовности войск и сил флота, их боевой подготовки с акцентом на качественные параметры;
• на всестороннюю и глубокую демократизацию уклада воинской жизни, на радикальное изменение к лучшему положения всех категорий военнослужащих и их семей.
Что было сделано:
• сокращены военные расходы;
• изменена структура Вооруженных Сил;
• сокращен, омоложен и обновлен центральный аппарат Министерства Обороны и высший командный состав Вооруженных Сил;
• начато осуществление комплексной системы мер по повышению качества учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях;
• разработана программа решения жилищной проблемы;
• принят Закон о пенсиях военнослужащих;
• упразднены политические структуры в армии и на флоте.
Распад СССР не привел к развалу Вооруженных Сил. Их структурные элементы сохранились, перейдя под юрисдикцию образовавшихся суверенных государств.
Уроки реформы: