Виды и способы социальной поддержки семей из группы риска

Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До этого деятельность реабилитационных центров была направлена только на реабилитацию детей. Семья находилась вне поля зрения специалистов.

При социальной работе с семьёй "группы риска" нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов, в том числе социальных работников. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно.

Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи и детей или социальный патронаж.

Главная цель работы специалистов с семьёй "группы риска" должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей).

Актуальным стало выстраивание более тесного и эффективного межведомственного взаимодействия. Чтобы достичь цели, необходима совместная, командная работа многих специалистов из органов образования (социальные педагоги, классные руководители, специалисты ДОУ), здравоохранения (детские поликлиники, врачи-наркологи), органов опеки, КДН, ЦСПН и других компетентных в решении проблем семьи учреждений.

Таким образом, при построении системной работы с семьёй, например, родительская некомпетентность становится не предметом осуждения, а мишенью работы. То есть родители также становятся сотрудниками и, наравне со специалистами, реабилитируют свои семьи. Нередко специалисты заключают с семьёй договор о социальном обслуживании.

Важно научить всех членов семьи тому, как противостоять манипулятивным влияниям извне с целью выманить деньги, заставить делать не свою работу или склонить к приему алкоголя, наркотиков и т.д. Часто эти люди внушаемы, доверчивы и соглашаются на то, о чем потом сожалеют. А выход из ситуации они предпочитают искать в агрессивных действиях, вандализме, приеме алкоголя или обращении к иным влияющим на психическое равновесие веществам. Это только усугубляет их проблемы, дестабилизирует жизнь их семей. Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Каждая семья "группы риска" имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях.

Важно также вовлекать членов подобных семей (дети, родители, члены других семей) в совместные эмоционально насыщенные игры, которые делают позиции общения в семье более равными, отношения более заботливыми, а поведение за пределами семьи более смелым и предприимчивым. Такие игры создают радостное настроение. Важно добиться состояния веселья, радости.

Раннее выявление семей "группы риска", безусловно, должно стать важным направлением работы всех социальных служб, а также всех учреждений, где занимаются социализацией детей (учреждения дошкольного образования, школа).

Школа, наряду с семьей, в которой происходит формирование ребенка, служит для ребенка важнейшей средой обитания, здесь он не просто проводит определенную часть своего времени и получает знания. Школа влияет на формирование его интересов, на появление дружеских привязанностей, на формирование коммуникативных, социальных умений и навыков ребенка.

Именно здесь социальные педагоги, классные руководители и обслуживающий персонал школы постоянно контактируют с ребенком. Если учесть то, что если в семье возникаю проблемы, то это отражается на эмоциональном фоне ребенка и его поведении, то они могут заметить любое изменение в отрицательную сторону и сообщить социальному педагогу. А социальный педагог начнет профилактическую работу с семьёй совместно с психологом школы. Ставок на места педагогов-психологов и социальных педагогов выделяется очень мало, и специалисты просто не справляются с объёмом работы, и многие важные аспекты профилактической работы даже не знают.

В раннем выявлении семей "группы риска" так же могут принимать участие медицинские работники скорой помощи, так как они совершают выезды на дом и могут пронаблюдать атмосферу семьи и сообщить при необходимости в социальную службу.

Только при их сотрудничестве возможна эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия. Но сотрудничество и межведомственное взаимодействие прописаны практически во всех положениях о деятельности организаций, в должностных инструкциях специалистов, но все же системного подхода до сих пор нет, необходима координация, единая база данных, то куда будет стекаться вся информация о семьях, например, введение срочного номера социальной помощи, как скорая помощь и милиция. Необходим телефон доверия, общеизвестный, разрекламированный. Необходимо развитие социальной рекламы, как способа информирования населения о правах на оказание социальных услуг, возможные пути действий в сложных ситуациях и т.д.

Перспективным методом социальной работы является - участковая работа, лишь бы законодательство подходило к функции и важности работы таких специалистов с пониманием актуальности и эффективности данного подхода.

Явным преимуществом организации раннего выявления семей с проблемами является активная партнерская позиция, способность выстраивать отношения со специалистами и руководством разных учреждений.

Наши рекомендации