Открытый урок для учащихся 9-11-х классов
Открытый урок для учащихся 9-11-х классов
«ЗНАМЯ ПОБЕДЫ»
Открытый урок разбит на 6 блоков:
1. Блок 1. Представление. Цели урока. Знакомство с аудиторией. Вводный видеоролик.
2. Блок 2. Постановка перед учащимися проблемы искажения истории Второй мировой войны. Обсуждение путей решения данной проблемы. Видеоролик «Кто твой супергерой?»
3. Блок 3.Региональный компонент.
4. Блок 4. Описание Знамени Победы.
5. Блок 5. Знамя Победы – символ консолидации общества.Выступление ветерана.
6. Блок 6. Заключительные слова. Финальный видеоролик. Изготовление Знамени Победы.
№ п/п | Частьурока | Содержание | Время, мин |
1. | Блок 1 | Представление. Цели урока. Знакомство с аудиторией. Вводный видеоролик. | |
2. | Блок 2 | Постановка перед учащимися проблемы искажения истории Второй мировой войны. Обсуждение путей решения данной проблемы. Видеоролик «Кто твой супергерой?» | |
3. | Блок 3. | Региональный компонент. | |
4. | Блок 4. | Описание Знамени Победы. | |
5. | Блок 5. | Знамя Победы – символ консолидации общества.Выступление ветерана. | |
6. | Блок 6. | Заключительные слова. Финальный видеоролик. Изготовление Знамени Победы. | |
Итого: | 45-50 |
Возможны выступления детей: чтение стихов, исполнение песен.
Ход урока.
Блок 1.
Представление. Цели урока. Знакомство с аудиторией. Вводный видеоролик.
Здравствуйте. Меня зовут ___________. Я являюсь представителем патриотического общественного Движения "Знамя Победы". Сегодня мы с Вами поговорим о том, что такое Знамя Победы, о Великой Отечественной войне и Великом подвиге нашего народа в тяжелые военные годы.
Скажите, что для Вас значат слова «Великая Отечественная война»? (Рассказать о различии понятий «IIВторая мировая» и «Великая Отечественная война»).
Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого из Вас воевали в семье близкие, кто участвовал в военных событиях 1941-1945 гг.?
Почему Гитлер напал на Советский Союз? (Рассказать об основных причинах ВОВ)
Показ вводного видеоролика.
Блок 2.
Блок 3.
Региональный компонент.
Для определения основных событий, связанных с участием Москвы в Великой Отечественной Войне в истории используется термин Битва за Москву. Давайте выясним, что входит в это понятие.
Битва за Москву - боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Они делятся на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный (5—6 декабря 1941 —20 апреля 1942).
Наступление на Москву было предпринято в конце сентября, после того, как силы вермахта смогли сломить сопротивление частей Красной Армии под Смоленском. В этом наступлении было задействовано более половины сил фашистов, находившихся на советско-германской границе.Главной стратегической целью для немецко-фашистских войск осенью 1941 года являлся захват Москвы. План операции «Тайфун», утвержденный Гитлером в сентябре, предусматривал не только окружение и взятие столицы СССР, но и полное ее уничтожение вместе со всем населением.
Немецкие войска смогли глубоко вклиниться в тыл советских войск и окружить четыре армии под Вязьмой и две – под Брянском. Тогда в фашистский плен попали более 660 тыс. советских солдат.У Красной Армии отсутствовали резервы за линией фронта. Только героическое сопротивление советских войск позволило сковать силы 28 немецких дивизий. Вырваться из окружения удалось очень малой части солдат. Но, это дало время на то, чтобы организовать оборону Москвы. В итоге германским войскам удалось подойти к столице на расстояние 20-30 км.
К началу декабря 1941 года фашисты заняли Химки перейдя канал Москва – Волга. На востоке войска вермахта перешли Нару и вышли к Кашире. Решение об эвакуации предприятий и правительственных учреждений было принято ГКО еще 8 октября. Город перешел на осадное положение. В октябре в Москву были переброшены войска из глубины страны. Ориентируясь на полученную от разведки информацию о том, что Япония не желает вступать в войну с СССР, руководство решилось на переброску войск с Дальнего Востока.В этот сложнейший момент главнокомандующим западным фронтом назначен Георгий Константинович Жуков. К концу ноября 1941 года немцам удалось взять Клин. И на этом их дальнейшее продвижение, наконец, было остановлено. Передовые германские части утратили пробивную способность в силу того, что фронт растянулся. А начавшиеся холода стали причиной частых отказов техники. К ведению боевых действий в столь сложных погодных условиях личный состав вермахта был не готов. Огромной силы психологическое давление было оказано на немецких солдат и героизмом людей, защищающих свою Родину. Эти два фактора привели к падению боевого духа германских войск, что стало серьезным просчетом немецкого руководства.
Положение Красной Армии оставалось крайне тяжелым. Но, несмотря на это, на Красной площади 7 ноября 1941 года состоялся военный парад, на котором с патриотической речью выступил Сталин. Войска с Красной Площади шли прямо на передовую. Парад произвел огромное впечатление на граждан СССР.Фраза, произнесенная политруком ВасилийКлочковым: «Велика Россия, а отступать некуда – позади - Москва» стала настоящим девизом обороны. Красноармейцы изматывали нападающих оборонительными сражениями.За это время удалось сформировать три новых армии. Они предназначались для нанесения удара по немецким войскам в тот момент, когда они будут максимально измотаны. После этого по предложению Жукова планировался переход в контрнаступление. Основной задачей, поставленной перед советскими войсками, стало устранение угрозы захвата Москвы. Для ее выполнения требовалось разбить ударные группировки армии «Центр». Вот краткое содержание запланированной советским руководством операции.
Битва за Москву 1941-1942 гг. началась в ночь с 5 декабря на 6-е. По всему фронту предпринято мощное контрнаступление. Начало битвы под Москвой и активного наступления советских войск стало неожиданностью для фашистов. В итоге враг был отброшен на 120 – 150 км.от столицы. В декабре освобождены Тверь и Калуга. Но, важнейшее значение битвы под Москвой заключается в опровержении мифа о непобедимости войск вермахта. Войска фашистов впервые с момента начала Второй мировой войны понесли серьезные потери.Итоги битвы под Москвой вдохновили советских солдат, весь народ СССР, да и весь мир. Стоит отметить, что эта битва имела огромное значение не только для хода Великой Отечественной, но и Второй Мировой войны. Имена героев битвы за Москву помнят и сегодня. Это Зоя Космодемьянская, Виктор Талалихин, Тимофей Лаврищев, Василий Клочков и многие другие.
Блок 4.
Описание Знамени Победы.
Берлинская стратегическая наступательная операция — одна из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня — с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км. Ширина фронта боевых действий — 300 км. Разгром окруженной в Берлине группировки вылился в ожесточённое сражение. С 21 апреля, когда советские войска ворвались в Берлин, до 2 мая на улицах города днём и ночью шли кровопролитные бои. Каждую улицу, каждый дом приходилось брать штурмом, рукопашные схватки происходили в тоннелях метро, в канализационных трубах, подземных ходах сообщения. Враг упорно сопротивлялся.
В ходе Берлинской операции советские войска полностью разгромили 70 пехотных, 12 танковых и 11 моторизованных дивизий, взяли в плен около 480 тыс. чел. В Берлинской операции советские войска потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести свыше 304 тыс. чел., а также 2156 танков и самоходных орудий, 1220 орудий и миномётов, 527 самолётов. Завершив операцию, советские войска совместно с союзниками окончательно сокрушили немецко-фашистскую военную машину. 8 мая представители германского командования во главе с Кейтелем подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии.
30 апреля 1945 г., в 13 час. 30 мин. началась артиллерийская подготовка штурма – все орудия и САУ, танки, гвардейские миномёты били по Рейхстагу прямой наводкой. Над зданием стояло сплошное облако дыма и пыли. Начался штурм – противник открыл по атакующим подразделениям шквальный огонь из Тиргартена. Штурмующие подразделения были прижаты к земле огнём противника и продвинутся к Рейхстагу не смогли. За этот бой многие советские солдаты были представлены к званию Героя Советского Союза.
Первый штурм Рейхстага не удался, в подразделениях вместо выбывших из строя бойцов и офицеров направлялось пополнение. Уточнялись объекты для атаки подтягивалась артиллерия.
В 18 часов штурм Рейхстага был повторён. Враг не смог сдержать героического порыва наших бойцов. Через несколько минут они достигли Рейхстага и на нём показались красные флажки. Вот взвился флаг парторга 756-го стрелкового полка Петра Пятницкого, но вбегая по лестницеон сражён вражеской пулей, флаг подхватывает сержант П.Д. Щербина и укрепляет его на одной из колонн.
Бой в здании Рейхстага проходил в исключительно трудных условиях. От разрывов фаустпатронов и ручных гранат в помещениях возник пожар. Он стал усиливаться, когда наши подразделения для выкуривания фрицев начали применять огнеметы. Ожесточённые бои завязались и на втором этаже здания.
По одной из лестничных клеток солдаты батальона Неустроева – В.Н.Маков, Г.К.Загитов, А.Ф.Лисименко и сержант М.П.Минин прокладывая путь гранатами и огнём из автоматов, прорвались на крышу и установили красное знамя на башне Рейхстага.
Знамя Военного совета 3-й ударной армии было поручено водрузить разведчикам полка – М.В.Кантария и М.А.Егорову. Они вместе с группой бойцов во главе с лейтенантом Брестом при поддержке роты Сьянова взобрались на крышу здания и в 21 час 50 минут 30 апреля 1945 года водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. За умелое руководство боем и героизм В.И.Давыдову, С.А.Неустроеву, К.Я.Самсонову, а также М.А.Егорову и М.В.Кантария, водрузившим Знамя Победы над Рейхстагом, – было присвоено звание Героя Советского Союза. Бой внутри Рейхстага продолжался с большим напряжением до утра 1 мая, а отдельные группы фашистов, засевшие в подвалах Рейхстага продолжали сопротивляться до 2 мая, пока советские бойцы окончательно не покончили с ними. В боях за Рейхстаг было убито и ранено до 2500 солдат противника, захвачено 2604 пленных.
3 мая 1945 года фотографии горящего Рейхстага с реющим над его куполом знаменем Победы были опубликованы в московской газете «Правда»..
24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся первый парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона в ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне. На парад было решено привезти и Знамя Победы из Берлина.
После участия в параде Знамя Победы и по сей день хранится в Центральном музее Вооруженных сил.
Перед Вами копия Знамени Победы. Знамя Победы является импровизированным флагом Союза Советских Социалистических республик – штурмовым флагом, участвовавшим в реальных боевых действиях. Вознесено над Берлином военнослужащими Красной Армии в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 г. в ознаменование Победы советского народа над фашисткой Германией. Представляет собой красное однослойное полотно размером 188 на 82 см. В левом верхнем углу которого изображена символика Союза Советских Социалистических Республик – серп, молот и звезда (серебром). На основном полотне в четыре строки надпись «150-ая стрелковая Ордена Кутузова II-ой степени идрицкая дивизия, 79 стрелковый корпус 3 ударной армии 1-го Белорусского фронта».
Надпись «Ордена Кутузова II-ой степени» подчеркивает преемственность русского, российского, советского воинства. Во время Великой Отечественной войны было проведено множество славных боевых операций, среди которых «Кутузов» - освобождение г.Орла, «Румянцев» - освобождение г.Белгорода, «Багратион» - освобождение Советской Белоруссии, также операции «Нахимов», «Ушаков» и «Суворов».
«Идрицкая» - по месту формирования, что показывает многонациональность советского воинства военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
Блок 5.
Блок 6.
Открытый урок для учащихся 9-11-х классов
«ЗНАМЯ ПОБЕДЫ»
Открытый урок разбит на 6 блоков:
1. Блок 1. Представление. Цели урока. Знакомство с аудиторией. Вводный видеоролик.
2. Блок 2. Постановка перед учащимися проблемы искажения истории Второй мировой войны. Обсуждение путей решения данной проблемы. Видеоролик «Кто твой супергерой?»
3. Блок 3.Региональный компонент.
4. Блок 4. Описание Знамени Победы.
5. Блок 5. Знамя Победы – символ консолидации общества.Выступление ветерана.
6. Блок 6. Заключительные слова. Финальный видеоролик. Изготовление Знамени Победы.
№ п/п | Частьурока | Содержание | Время, мин |
1. | Блок 1 | Представление. Цели урока. Знакомство с аудиторией. Вводный видеоролик. | |
2. | Блок 2 | Постановка перед учащимися проблемы искажения истории Второй мировой войны. Обсуждение путей решения данной проблемы. Видеоролик «Кто твой супергерой?» | |
3. | Блок 3. | Региональный компонент. | |
4. | Блок 4. | Описание Знамени Победы. | |
5. | Блок 5. | Знамя Победы – символ консолидации общества.Выступление ветерана. | |
6. | Блок 6. | Заключительные слова. Финальный видеоролик. Изготовление Знамени Победы. | |
Итого: | 45-50 |
Возможны выступления детей: чтение стихов, исполнение песен.
Ход урока.
Блок 1.