Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема : " Правило проверки безударных гласных в корне слова."

Цель : - развитие умения проверять написание бездарных в корне ( овладение способами проверки ).

- развитие логического мышления : развитие умения классифицировать предметы, выделять отличительные признаки предметов,

- расширение и уточнение словаря учащихся.

1.Повторение.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, в какой части слова нам могут встретиться безударные гласные. Давайте вспомним.

( В приставке, суффиксе, в корне ).

В какой части слова можно проверить безударную гласную?

( В корне слова, а в приставке, суффиксе гласную нужно запомнить).

Все ли безударные гласные надо проверять?

( нет, надо проверять гласные а, о, и, е, я ).

Давайте на минутке чистописания красиво и правильно запишем эти буквы, чтобы они стали для нас сигнальными маячками.

2. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке вы будете учиться находить в слове гласную букву , которую нужно проверять, и подбирать проверочное слово.

Но сначала, для разминки, давайте вспомним слова, которые нельзя проверить – словарные слова – их надо запомнить.

Б..лото, м..лина, м..л..ко, м..л..ток, м..шина,

р..бота.

Сначала прочитываем, четко проговаривая пропущенные буквы.

На какие две группы можно разделить эти слова?

( Одни пишутся с буквой о , другие с буквой а ).

Запишите слова в два столбика.

Проверка вставленных букв.

А что общего у всех этих слов? ( Все они состоят из трех слогов)

3. Упражнения в проверке безударных гласных.

Сегодня мы с вами отправляемся в чудесную страну гномов.

Гномы очень грамотный народ, надеюсь, что к концу нашего путешествия вы тоже научитесь правильно писать безударные гласные в корне слова.

У входа в страну гномов нас встречает снеговик. Он очень расстроен тем, что не может отправить письмо Деду Морозу, потому что не знает, как пишется слово "снеговик".

на доске : сн..говик

Давайте поможем снеговику.

Что для этого надо сделать ?

1.найти в слове ударный слог

2. выделить корень

Где стоит безударная гласная? ( в корне )

Как же нам помочь снеговику?

(Надо найти родственные слова )

Сн..говик - снег, снежный, подснежник, снежинка, снегопад

Во всех словах выделяем корень, ставим ударение, проверочные слова подчеркнуть.

Объяснить , почему проверочными являются именно эти слова ?

3. Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне

4. Теперь в корне проверяемого слова напишем туже букву, что и в проверочном: снеговик

( на доске открывается опора с алгоритмом действий )

Снеговик вас очень благодарит за помощь и дарит вам свою загадку:

Он загадал слово в котором приставка такая же, как в слове залез,

корень- как в слове морозец,

суффикс – как в слове горка,

окончание – как в слове снежки.

Какое это слово ? ( заморозки )

Что обозначает это слово ?

Теперь дорога в страну гномов открыта, но дорога не простая, пройдет по ней тот, кто справится с разбором предложения.

Мороз затянул речушку тонким ледком.

Выделяем трудные места.

( Дети красным карандашом расставляют "маячки" под теми буквами, написание которых расходится с произношением).

Дети находят безударные гласные в корне слова и проверяют их написание по алгоритму.

Разбираем предложение по членам предложения и частям речи.

Пробираясь по заснеженной дороге мы проверяли слова подбирая к ним однокоренные, а как еще можно проверить безударную гласную в корне ?

( изменяя слово )

На пути нам встретилось много интересного. Давайте запишем:

гора, поля, сады, река.

Как их можно проверить? ( Изменить число )

Записываем по образцу:

горы – гора.

Мы с вами пришли в страну гномов. В их мире все маленькое и гномы просят вас помочь им написать некоторые названия предметов, а проверочные слова вы легко найдете в нашем мире.

Лесок, пенек, денек, тропинка, зверьки, листочки.

Записываем по образцу:

лес - лесок

Физкультминутка:

Давайте погуляем по зимнему лесу. Что мы обычно делаем, когда гуляем зимой?

Бросаем снежки, перелезаем сугробы , съезжаем с горы на лыжах, греемся.( Дети отвечают и показывают).

(Учитель показывает движение, называя его. Дети должны внимательно слушать, что говорит учитель и правильно выполнять движения, не сбиваясь, когда учитель показывает неправильно.)

Выполняем движения по команде, не ошибаемся.

Пока мы гуляли в лесу, случилось несчастье: потерялись детеныши самых разных зверей. Спасти их можно только написав правильно названия. В этом вам помогут родители малышей:

на доске:

в…лчата - ….( волки)

л…сята - ….( лисы)

к…тята - ….( кошки)

с…вята - ….( совы)

з…йчата - ….( зайцы)

сл…нята - …(слон)

т…грята - …( тигры)

б…льчата - …( белки)

(Проверочные слова дети подбирают самостоятельно)

Дети называют проверочное слово и какую букву вставили.

Если буква вставлена верно, на доску вывешивается картинка с изображением этого животного.

Пришла пора возвращаться нам домой. Каких зверей мы не сможем взять в наш лес?

Дети называют: слонят и тигрят. Объясняют , почему.

Посмотрите внимательно на этих малышей.

Кто здесь лишний и почему?

Лишние совята, т.к. сова – птица и котята, т.к. кошка – домашнее животное.

Итак, на сегодняшнем уроке вы учились проверять безударные гласные. Давайте повторим, что для этого надо сделать. Повторяем алгоритм действий.

Читаем правило стр. 88

Гномы предлагают вам свое задание:

учебник стр. 89 упр. 235

Подведение итогов. Объявление оценок.

Игра «Умный ежик»

Цель : формирование вычислительных навыков.

Содержание :

1. Ежик может быть использован для работы над составом числа: напр. Ежик несет на иголках 8 листочков. Сколько может быть желтых и зеленых листочков ?

2. Ежик может быть использован для наглядного решения задач.

Напр. Ежик несет 5 желтых и 4 зеленых листочка. Сколько всего листочков несет ежик ? Каких листочков больше

( меньше ) ?

3. Ежик предлагает ребятам решить примеры , которые записаны на его листочках, грибках. Ежик (резиновая игрушка ) отправляется в гости к тому ученику, который наберет больше листочков и грибков.

Игра «Забей гол!»

Наши рекомендации