Образец сочинения №3 (открытый урок в СВАО)

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему С2.1

Задание. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста

Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Лексические явления для аргументации Грамматические явления для аргументации
- лексика с точки зрения стилистической окраски; - лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); - лексика с точки зрения происхождения; - лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); - синонимы, антонимы; - фразеологизмы и др. - тропы (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др.)     § Части речи; § Словосочетание (управление, согласование, примыкание); § однородные члены предложения; § обособленные члены предложения; § вводные слова и предложения; § обращения; § разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) § прямая речь; § диалог § и др.  
Лексические явления можно найти в заданиях А2, А3, В1
Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение– создают образ, усиливают выразительность, образность , выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; выражают отношение автора, состояние героя; вызывают определенное эмоциональное отношение к ним.Фразеологизмы – усиливают наглядность, образность, создают нужную стилистическую тональность, более ярко выражают отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки.Роль стилистически окрашенной лексики – служит средством речевых характеристик героев; служит средством передачи авторских эмоций и оценок.
Грамматические явления можно найти в заданиях В2, В4, В5, В7, В8, В9
Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он говорит.
значение вводные слова примеры
уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения и др. Зима, конечно, будет снежная
неуверенность Кажется, вероятно, очевидно, возможно, наверно(е), может быть и др. Зима, кажется, будет снежная
различные чувства К счастью, к сожалению, к несчастью, и др. Зима, к счастью, будет снежная.
источник сообщения По словам , по сообщению, по мнению, по-моему, как говорят, и др. По мнению синоптиков, зима будет снежная.
Порядок явлений Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, таким образом, итак, например, и др. Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима будет снежная.
Обращение к собеседнику Позвольте, поймите, послушайте, извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо и др. Послушайте, зима будет снежной.


Образец сочинения №1 (Г.Т. Егораева – автор пособий ГИА, ЕГЭ)

Лингвист Г. Степанов прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

Действительно, в лексике отражается вся картина мира, а отношение между реальными вещами, действиями, собыиями в нём передает грамматика.

Так, слово «собирателя» в предложении 14 – это существительное мужского рода, обозначающее человека, который занимается собиранием, коллекционированием чего-нибудь. В его падежном окончании, в котором заключено грамматическое значение, пишется буква –я, потому что слово употреблено в родительном падеже. Также с помощью падежных окончаний связываются и остальные слова в этом предложении и делают его понятным читающему.

Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного.

Образец сочинения №2 (Г.Т. Егораева – автор пособий ГИА, ЕГЭ)

Лингвист Г. Степанов прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думаю».

Безусловно, понятие о мире формируются и закрепляются в нашем сознании в виде слов. Но именно грамматика позволяет оформить их в мысль.

Так, в составном глагольном сказуемом «продолжали расшатывать» (предложение 11) вспомогательный глагол «продолжали», выражающий грамматическое значение прошедшего времени и изъявительного наклонения, указывает на продолжение действия, инфинитив «расшатывать», выражающий лексическое значение, означает «колебать, приводить в неблагоприятное, ненадежное состояние».

Следовательно, употребляя данное составное глагольное сказуемое, рассказчик сообщает читателю о незавершенности действия.

Образец сочинения №3 (открытый урок в СВАО)

В своём высказывании Г. Степанов говорит о роли лексики и грамматики в жизни носителя языка.

Лексика – это словарный запас языка, основной единицей которого является слово. А слово называет предметы и явления окружающего нас мира, поэтому лексика свидетельствует, о чём думают люди.

Грамматика же изучает разнообразие грамматических форм слов (морфология), а также синтаксические связи в словосочетании и предложении (синтаксис). Таким образом, грамматика свидетельствует о том, как люди думают, т.е. как они строят свою речь.

В предложении №33 слово «золотой» употреблено в переносном значении, что позволяет автору прочувствовать через тепло дома душевное спокойствие героя.

В предложении №13 используется деепричастный оборот, для того чтобы показать одновременность происходящих действий и создать комический эффект.

Таким образом, мы доказали правоту слов лингвиста Г. Степанова о том, что «Словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Наши рекомендации