Военно-авиационная профессия: прошлое, настоящее, будущее
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ
Д.В. Гандер
СИ. Шевченко
Н Д Лысаков
Е.Н. Лысакова
ВВЕДЕНИЕ
В ВОЕННО-АВИАЦИОННУЮ
ПРОФЕССИЮ
Учебное пособие
Москва-2008
УДК 373.516.7:623.7+623.7(075.3)
ББК 68.53я721.6 В24
Печатается по решению Научно-методического совета Международной Академии проблем человека в авиации и космонавтике.
Рецензенты:
Кафедра педагогики Военного университета МО РФ.
АА Ворона, авиационный психолог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
И.В. Сыромятников доктор психологических наук, доцент.
Учебное пособие содержит материалы для проведения профориентационной работы, психодиагностики и обучения психологами, профессиологами, методистами РОСТО, воспитателями общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, преподавателями системы дополнительного образования детей и молодежи, учителями и родителями, а также может быть использовано старшеклассниками для самостоятельного изучения исторических и психологических аспектов военно-авиационной профессии.
© Коллектив авторов, 2008
Уважаемые товарищи!
Учебное пособие «Введение в военно-авиационную профессию» направлено на выполнение важнейшей государственной задачи – подготовку будущих поколений защитников неба Родины. Все специалисты, имеющие отношение к обучению и воспитанию молодежи, должны объединить профессиональные усилия для формирования устойчивой мотивации, нравственности, творчества и самодисциплины. В семье, школе, организациях РОСТО, в спортивных клубах необходимо осуществлять целенаправленную профессиональную ориентацию, поскольку путь в авиацию начинается задолго до поступления в училище.
В настоящее время перед Военно-воздушными силами страны стоят сложные задачи по освоению модернизированных авиационных комплексов, участию в разработке и испытаниях принципиально новых средств поражения, обеспечению интеграции всех сил, решающих задачи воздушно-космической обороны.
Дорогие старшеклассники! Военно-воздушные силы России ждут целеустремленных, умеющих преодолевать трудности, физически сильных и нравственно воспитанных юношей. Изучив эту книгу, многие из вас сделают правильный выбор в пользу военно-авиационной профессии. Надеемся и верим в вас!
Главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации, Заслуженный военный летчик России
генерал-полковник А.Н. Зелин
Предисловие
Каждый год в авиационные учебные заведения приезжают сотни молодых людей, чтобы выучиться на военного летчика, штурмана, инженера, офицера боевого управления, специалиста связи наземного обеспечения авиации. Но каждый ли из них имеет достаточное представление о профессии, которую он выбирает? Исследования показывают, что такой выбор зачастую бывает случайным. Например, молодой человек ориентируется на какую-либо привлекательную сторону выбранной профессиональной области. И, действительно, в авиации каждая специальность интересна, необъятна и дает полную возможность для самовыражения. Но, вместе с тем, это тяжелый повседневный труд, большие физические и моральные нагрузки, необходимость действовать в условиях непосредственной опасности для себя и других людей, высокая ответственность и многое другое. Знает ли каждый молодой человек, поступающий в авиационное учебное заведение, об этих трудностях? Такое знание необходимо, оно предотвратит запоздалое разочарование, неудовлетворенность своим положением, серьезный внутренний разлад. Избежать этого можно благодаря информированности о профессии, которую выбираешь.
В книге изложены сведения о ведущих военно-авиационных специальностях и, прежде всего, речь пойдет об особенностях профессиональной деятельности военного летчика. Это делается не для того, чтобы умалить роль какой-либо другой специальности. В авиации важны все специальности. Все дело в том, что именно летчик, выполняющий боевое задание, учебно-тренировочный полет или другую задачу, фокусирует в своей деятельности труд всех других специалистов, большого коллектива людей, которые хотя и трудятся на земле, но делают все необходимое для успеха полета.
В первой главе дается представление об авиации России и ее славной истории, объясняется, какие задачи решает авиация, что такое рода авиации и на каких самолетах летают в каждом из них. Дано описание военно-авиационных специальностей, определены основные требования военно-авиационных специальностей к человеку.
Вторая глава содержит сведения о начальных этапах формирования профессиональной пригодности авиационных специалистов, о профориентации и профотборе, о такой специфической форме профориентационной работы, как школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой.
Третья глава посвящена вопросам исследования индивидуально-психологических свойств юношей, выбравших для себя путь в авиацию.
В четвертой главе излагаются вопросы развития у старшеклассников качеств, необходимых для авиационных специальностей.
Таким образом, читатель получит представление об основах профессиональной ориентации в авиации, будет знать: как сопоставить свои желания стать летчиком и свои реальные возможности и способности, какие качества необходимы для избранной профессии и как их развивать. Ответы на эти вопросы и соответствующие рекомендации стали возможны благодаря многолетним исследованиям, проведенным в Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины (ныне Научно-исследовательском испытательном центре авиационно-космической медицины и военной эргономики ГНИИИ ВМ МО РФ).
Авторы признательны академику В.А. Пономаренко за ценные советы и постоянное внимание, своим коллегам – авиационным психологам и психофизиологам А.А. Вороне, Б.Л. Покровскому, Ю.Э. Писаренко, И.М. Жданько, А.О. Чулаевскому, В.М. Звоникову, Д.И. Шпаченко, СВ. Алешину, Н.Ф. Лукьяновой, В.Е. Косачеву, И.В.Агапову, Н.Н. Зацарному за помощь в психологическом обеспечении обучения и подготовки молодых летчиков, за советы по вопросам профориентации, профессионального психологического отбора и любезное разрешение воспользоваться некоторыми материалами при написании этой книги.
Коллектив авторов выражает благодарность начальнику направления военного образования ВВС генерал-майору Ю.А. Аксенову за видеоматериалы по профориентации по ввузам ВВС; Заслуженному летчику-испытателю, Герою России Н.Д. Куимову, выступившему консультантом главы «Военно-авиационная профессия: прошлое, настоящее, будущее».
Авторы будут считать свою миссию выполненной, если эта книга окажет помощь старшеклассникам в выборе военно-авиационной профессии, а воспитателям и наставникам молодежи – в проведении про-фориентационной работы.
Введение
Человек с незапамятных времен стремился в небесную высь. Эти мечты отражены в мифах, легендах, сказаниях. Сегодня полеты человека в околоземном пространстве и даже в космосе стали реальностью. Желание летать, стремление и интерес к полету, мотивированность на летную профессию – непременные черты личности хорошего летчика. Для человека, пришедшего в авиацию, полеты становятся смыслом жизни. И нет ничего трагичнее как потеря этих смысло-жизненных ориентиров. Академик В.А. Пономаренко опросил большое количество летчиков высокого профессионального уровня. Все они отмечают страсть к полетам, влюбленность в небо.
«Это необъяснимо,
только я твердо знаю:
жизнь пролетает мимо,
если я не летаю», – пишет летчик А. Водостаев[1].
Мотивация – побудительная основа любой деятельности, а летной, – тем более. Но, чтобы осуществить мечту о полете, нужно обладать еще целым рядом личностных, интеллектуальных, психофизиологических и физических качеств. Это такие качества, как гражданственность, высокая нравственность, патриотизм, чувство долга, ответственность, мужество, твердая воля, готовность принимать трудные, но единственно верные решения, способность воспринимать и быстро оценивать самую разнообразную информацию, ориентироваться в пространстве, обладать выдержкой и хладнокровием, проявлять эмоциональную устойчивость, выдерживать большие физические нагрузки и многое другое. Такие качества должны быть как у опытных летчиков, так и у тех, кто еще только обучается летному делу.
В числе первых мы назвали нравственные качества. Действительно, нравственность – стержневое качество личности. Оно лежит в основе всех деяний и действий человека, определяет общественную полезность его деятельности, соответствие моральным установкам и нормам. Вот какой случай произошел в одном из авиационных училищ. Курсант – летчик С.Леонов выполнял учебный полет на сверхзвуковом истребителе Миг-21. Взлетая на форсажном режиме работы двигателя, Леонов на высоте 10-15 метров обнаружил колебания оборотов двигателя, о чем доложил руководителю полетов. Опасная ситуация продолжала развиваться. На высоте 250 метров двигатель остановился. Последовала команда руководителя полетов: «Катапультируйтесь!». Высота и скорость полета позволяли безопасно покинуть самолет и спастись. Но внизу был большой населенный пункт, а там сотни людей. Леонов понимал, что если он катапультируется, неуправляемый самолет рухнет на этот населенный пункт, и неизвестно каких бед он при этом сможет наделать. И Леонов принимает решение отвернуть самолет в безлюдное место, а уже там, если позволит обстановка, катапультироваться. При этом он прекрасно понимал, что задержка с покиданием самолета чрезвычайно опасна и может стоить ему жизни. Но его нравственная позиция не позволяла Леонову спасаться самому и подвергать опасности других людей. Самолет был уже едва управляем. Но Леонов, проявив большую выдержку, самообладание и умение, выполнил задуманный маневр. Теперь можно было подумать и о себе. Катапультировался Леонов на предельно малой высоте, сильно пострадал, долго лечился. За самопожертвование, мужество, высокие морально-психологические качества, выдержку и находчивость, проявленные при спасении гражданского населения, Сергей Леонов был награжден орденом «Красная звезда».
Не менее важны такие качества, как патриотизм, осознание воинского долга, ответственности за безопасность Родины, способность ради этого пожертвовать всем, а если понадобиться, даже самой жизнью.
Из сопредельного государства через южную границу в нашу страну вторгается самолет-разведчик… В воздух были подняты дежурные силы. Капитан Елисеев получил приказ сбить нарушителя. Задача оказалась достаточно сложной. Выпущенные перехватчиком ракеты цель не поразили. Тогда с командного пункта поступил приказ таранить самолет-нарушитель. Приказ звучал кратко. Но более краток был сам летчик. Он без каких бы то ни было колебаний доложил: «Выполняю». А ведь летчик знал, что подвергает себя опасности, но не проявил и тени сомнения. Приказ был выполнен. Таранным ударом нарушитель был сбит. Но пострадал и сам перехватчик. Когда в сверхзвуковой самолет попадает птица, то и такое столкновения может быть разрушительным. Здесь же произошло столкновение самолета с самолетом. Самолет-перехватчик тоже разрушился. Летчик не смог его покинуть и погиб. Капитан Елисеев пошел на самопожертвование ради выполнения своего воинского долга, защищая рубежи Родины. Капитану Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Случаи, которые описаны выше, не только об опасности и сложности деятельности летчика. Они еще и о преодолении. О преодолении не только трудностей и опасностей полета, но и о преодолении себя самого. Такое преодоление приносит удовлетворение, уверенность в собственных силах и способностях, самоутверждение в летной среде, в коллективе, радость от полета и победы над трудностями.
Конечно, требуется мужество, смелость, решительность, проявление всех морально-волевых качеств. Качества эти воспитываются. При этом большую роль играет самовоспитание. Надо отметить, что самовоспитание обязательно присутствует в формировании личности летчика. Привычка к самовоспитанию должна у летчика проходить через всю жизнь. Об этом очень обстоятельно и убедительно, основываясь на богатейшем собственном опыте пишет замечательный летчик, испытатель, ученый и организатор авиационной науки, педагог и писатель М.М.Громов.
И еще одно требование летной профессии. Это необходимость развивать у себя интеллектуальные способности. Под интеллектом понимается целостно функционирующая совокупность познавательных психических процессов: ощущений, восприятия, представлений, мышления, памяти и внимания, представляющая собой единую систему получения, хранения и переработки информации человеком. Интеллект человека имеет ярко выраженную индивидуальность, которая определяет успешность овладения профессиональной деятельностью. Очень важны такие качества интеллекта летчика, как пространственные представления и профессиональное мышление. Именно эти свойства интеллекта определяют и большой объем, и быстрое переключение, и устойчивость внимания, и пространственную ориентировку, готовность и способность к действиям в особых ситуациях в полете в условиях дефицита времени и навязанного темпа деятельности.
Почему так важно развивать у себя качества интеллекта? Дело в том, что в современной авиации происходит активный процесс интеллектуализации летного труда. Это объясняется рядом причин.
Прежде всего, необходимо отметить, что деятельность летчика становится все более и более интенсивной. Самолеты – все более сложными в техническом отношении. Сейчас они представляют собой многоцелевые, многофункциональные комплексы, развивающие сверхзвуковые скорости, насыщенные компьютерами, радиоэлектроникой и автоматикой. Это ведет к увеличению в кабинах самолетов органов управления и контроля. Появились принципиально новые системы отображения информации. Возрастает, таким образом, объем информации, адресуемой человеку. Расширился диапазон пилотажно-навигационных параметров, контролируемых летчиком. Значительно возросли скорости полета, сократилось время принятия решения. Летчику приходится действовать в условиях дефицита времени.
Возросшие возможности современных самолетов по маневренным характеристикам, а также по характеристикам дальности и продолжительности, высокая степень автоматизации многих рабочих
функций летчика существенно повысили нагрузку на интеллектуальную сферу человека. Чем технически совершеннее летательный аппарат, тем более широкий круг задач он позволяет решать. Это тоже усиливает требования к интеллекту летчика. Наконец, надо не забывать, что в полете сложнее ориентироваться, чем на земле. Пространственная ориентировка – процесс интеллектуальный. Этот процесс постоянно усложняется в связи с возрастающей маневренностью современных самолетов. Кроме того, полеты производятся не только в условиях хорошей видимости. Авиация стала всепогодной, она летает в условиях ограниченной видимости, в облаках, ночью. В этих условиях особенно хорошо надо ориентироваться, так как возможно появление иллюзий пространственного положения.
Летный труд сложен, напряжен, опасен. Но он прекрасен, увлекателен, дает возможность увидеть, узнать, почувствовать то, что увидеть и узнать в земных условиях просто невозможно. В небе человек чувствует себя первооткрывателем, небо всегда разное, его созерцание потрясает. Профессия летчика необыкновенна, она вдохновляет, человек неба становится лучше и чище. Познайте этот новый для себя мир. Мы приглашаем вас сделать первые шаги в прекрасную военно-авиационную профессию.
Глава 1
Таблица 1
И гражданской авиации
Военный вариант (базовый) | Гражданский аналог |
Ту-16 | Ту-104 |
Ту-95 | Ту-114 |
Ан-12 | Ан-10 |
Ан-124 | Ан-124-100 |
Ил-7МД, МФ, МД-90 | Ил-76ТД, ТФ, ТД-90 |
Ан-26 | Ан-24, Ан-26 |
Приведенные примеры могут позволить нам предположить, что одним из перспективных направлений, согласно которому будет развиваться авиация, выступает универсализация летательных аппаратов, выполняющих задачи в близких областях применения. В связи с тем, что спектр таких областей чрезвычайно широк, попытаемся выделить наиболее общие из них для военной и гражданской авиации. Безусловно, сложно предположить, какие именно задачи в перспективе будут возлагаться на авиацию, но, тем не менее, ориентировочно остановимся на наиболее очевидных из них.
Так в больших городах из-за перегруженности автомобильных дорог и железнодорожного транспорта возникает проблема передвижения людей к месту работы. Представим себе, что задачу перевозки пассажиров параллельно с народными «маршрутками» выполняют и воздухоплавательные такси. Они обеспечивают передвижение по воздуху в строгом соответствии с расписанием, минуя опасность попадания в «пробки», создается необходимый комфорт и выполняется главное условие – доставка пассажиров к месту и в заданное время. В военных целях такие аппараты могут быть использованы для патрулирования границы в труднодоступной, например горной, местности. При ведении боевых действий в целях маскировки (воздушные шары не должны быть заметны на радарах) их можно использовать для десантирования в тыл противника диверсионных групп, эвакуации с поля боя раненых и т.д.
Россия территориально занимает примерно 1/7 часть суши всей планеты и имеет значительную протяженность границ, как водных, так и сухопутных. Выполнять задачи патрулирования значительно эффективнее, используя различные средства: визуальное наблюдение с поста, наземные радиоэлектронные средства, визуальное наблюдение с воздуха, аэрофотосъемка с самолета, воздушное радиоэлектронное наблюдение. Летательные аппараты, предназначенные для решения вышеуказанных задач, могут быть полезными и в народном хозяйстве, выполняя поиск полезных ископаемых, решая задачи по обнаружению и локализации лесных пожаров и т. д.
Преимущество самолетов в скорости в сравнении с морским транспортом было одной из причин создания так называемых самолетов-«амфибий», которые могут осуществлять взлет и посадку на водную поверхность. Пока в этой области приоритет был в создании военных образцов: МБР-2, Бе-12, А-40, А-42, экранопланы. На основе А-40 был сделан гражданский вариант гидросамолёта Бе-200, который сейчас широко востребован как для тушения пожаров, так и для спасательных операций на воде. Но созданы и изначально гражданские гидросамолёты Бе-103 и др.
Особо следует отметить задачи, которые решает и будет решать авиация в условиях крайнего севера. Яркой страницей в истории нашего государства стал подвиг прославленных военных летчиков в 1934 году, первых героев СССР, спасших людей после того, как льдами был раздавлен теплоход «Челюскин». Это: А. Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнев, М. Водопьянов, И. Доронин. Одновременно их подвиг стал примером универсализации возможностей военной авиации, которая в отдельных областях может быть использована в интересах других ведомств.
Следовательно, изменения летательных аппаратов, будут происходить в соответствии с перспективами развития двух взаимосвязанных направлений: дальнейшей универсализацией и специализацией летательных аппаратов, согласно областям применения, при условии взаимопроникновения передовых технологий.
Наступивший ХXI век предвещает человечеству новые технологические возможности. Какие психологические качества летчика будут иметь профессионально важное значение?
На этот вопрос на сегодняшний день трудно ответить однозначно, но очевиден тот факт, что по-прежнему будут предъявляться высокие нормативные требования к личности авиатора во всех ее социальных ролях – гражданина, военно-авиационного специалиста, защитника Родины, семьянина.
Компьютеризация системы управления и оборудования самолета уже сейчас привела к тому, что летный состав все больше выступает в профессиональной роли пользователя программами, заложенными в машину перед полетом. Основные индикаторы приборов все
больше напоминают экран компьютера с возможностями получения необходимой информации, как о текущих параметрах работы систем, агрегатов, места самолета и параметров полета, так и заблаговременного автоматизированного расчета для коррекции линии пути, скорости полета и других необходимых параметров. Даже такой ответственейший, сложнейший элемент полета, как посадка с пассажирами на борту уже производится в автоматическом режиме.
Автоматические посадки делались в СССР на самолётах Ил-18, Ил-62, ВКС «Буран», Ту-154. Однако в те годы это были экспериментальные образцы. В России первым серийным самолётом с автоматической посадкой стал Ил-96-300. Впервые в России такая посадка выполнена в марте 2005 года экипажем заслуженного летчика-испытателя, Героя Российской Федерации Н.Д. Куимова.
Может сложиться мнение, что в перспективе летчик будет выполнять лишь операторские функции. Это обманчивое представление. Согласно логике освоения космического пространства, в перспективе полет в космос не будет чем-то эксклюзивным, а напротив, станет обыденным для авиации явлением. Авиация и космонавтика сольются в единую систему. При этом условия пилотирования в космосе, в том числе и при полетах на другие планеты, предполагает различные неожиданные ситуации, разрешать которые должен будет летный экипаж. Представим, что в полете на значительном удалении от Земли произошел сбой в системе автоматизированного управления летательным аппаратом. В доли секунды летчики должны: вписаться в контур управления, то есть продолжать выполнять функции автопилота в ручном (штурвальном) режиме; принять решение о целесообразности (с учетом разумного риска) продолжения выполнения задания или возвращения на Землю; принять меры к использованию дублирующих автоматизированных систем и другие операции, обеспечивающие жизнь людей и выполнение задания. Это в полной мере относится и к пилотам современных гражданских самолётов, где деятельность лётчика также больше напоминает деятельность оператора компьютера. Отказ автопилота приводит не только к необходимости принятия правильного решения, но и к взрывному повышению психологической напряжённости в экипаже из-за крайнего дефицита времени и опасности для жизни самого экипажа. Сложно прогнозируемая обстановка фактически приравнивает труд летчика будущего с профессиональной деятельностью космонавтов и летчиков-испытателей. Кроме того, в будущем летный экипаж будет обязан принимать решения в условиях повышенного риска, от которых будет зависеть жизнь не только членов
экипажа и пассажиров, но, возможно, и большого количества людей на Земле и других планетах. Причем решение должно быть своевременным и оптимальным. Психологические качества, необходимые летчику, принимающему ответственные решения, вполне можно сравнить с качествами, которыми обладали отечественные военачальники при подготовке и в процессе ведения боевых действий. Таким образом, летчик в будущем должен обладать лучшими качествами космонавта, летчика-испытателя, военачальника.
Немаловажным является и тот факт, что длительные перелеты на большие расстояния, смена часовых поясов, перегрузки при выполнении пилотажных фигур, погодные аномалии и другие причины все больше требуют от летного состава хорошего физического состояния. Хочешь стать летчиком – береги и одновременно тренируй свой организм. Делать это необходимо регулярно, но не допуская перегрузок. Развивать в первую очередь необходимо реакцию, координацию, выносливость, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата.
Мнения опрошенных нами ветеранов ВВС сводятся к единому пониманию того, что будущее нашей авиации связано, прежде всего, с профессионалами, которым присущи следующие психологические качества:
- способность к саморазвитию, самосовершенствованию, причем не только в области профессиональной, но и значительно шире – в мире разнообразных познавательных интересов (история, искусство, литература, психология и т.д.);
- направленность на нравственные принципы летного труда, личный вклад в формирование престижа профессии российского военного летчика в стране и в мире.
Военный летчик ХXI века будет человеком высокой общей и профессиональной культуры, широкой образованности и эрудиции. Уже сегодня молодые летчики хорошо понимают значение образованности и культуры. В специально проведенном исследовании эти показатели получили самый высокий рейтинг.
Летная профессия была и остается опасной. Опасная профессия требует от человека постоянной психологической готовности к действиям в экстремальных условиях. Для формирования такой готовности необходимо развитие личностных, интеллектуальных, мировоззренческих, профессиональных, организаторских, нравственных, психофизиологических и физических качеств.
Технический прогресс в авиации приводит к значительному расширению круга тактических задач и резкому возрастанию при этом объема информации, которую военный летчик должен перерабатывать во время подготовки на земле и непосредственно в полете. Развитие авиационной техники бросает вызов интеллектуальным возможностям летчика ХХI века.
Следовательно, психологический портрет военного летчика будущего можно дополнить следующими характеристиками:
- способность к интенсивной интеллектуализации личности. Это обязывает летчика на протяжении всей жизнедеятельности стремиться к развитию высокого уровня мышления, отличным знаниям в области точных наук и специальных военно-авиационных дисциплин;
- постоянное физическое самосовершенствование;
- способность противостоять сложным проблемам и оптимистично смотреть в будущее, несмотря на объективные трудности профессиональной жизни.
Итак, военный летчик ХXI века – это профессионал, профессионал не по должностному признаку, а по своей деловой сущности. Понятие «профессиональные знания» будет включать не только знание техники, организации и правил полетов, но и знание о себе, о своих общечеловеческих возможностях и ограничениях.
Военный летчик ХXI века – это интеллектуал, способный ориентироваться в потоке новой информации. Его профессиональные умения будут основаны не только на практике полетов и многократном повторении летных упражнений, но и на математически точном расчете, компьютерном моделировании полета, оценке альтернативных вариантов, выборе наиболее целесообразных маневров и принятии оптимальных решений.
Военный летчик ХXI века – это высокомотивированный профессионал, преданный авиации, влюбленный в летное дело. Мотивированность и профессионализм взаимосвязаны. Без мотивации не сформировать профессионализм. В свою очередь, профессионализм вызывает удовлетворенность летным трудом, стремление к дальнейшему совершенствованию летных способностей, сопутствует долговременной мотивации.
Исследовав духовно-интеллектуальные основы летного профессионализма, академик В.А. Пономаренко определяет его как высшую категорию качества. Профессионал в летном деле не тот, кто безупречно выполняет стандартные полетные задания, а тот, кто в неожиданно осложнившихся условиях, в экстремальной, аварийной обстановке находит выход из создавшегося положения, кто при этом думает в первую очередь о других, об экипаже, о мирном населении, то есть оценивает ситуацию и действует с позиции нравственных принципов, гуманистических идеалов. В этом состоит духовный стержень летного профессионализма, проявляются духовно-нравственные качества летчика-профессионала.
Следовательно, основные перспективы развития военно-авиационной профессии заключаются во взаимообусловленном прогрессивном изменении ее основных компонентов: Человек – Техника. Ядром этой системы является Человек – военный специалист, суперпрофессионал авиации XXI века.
Глава 2
Путь в профессию
Если бы вы только знали... какая великолепная штука – авиация. А.Сент-Экзюпери
Таблица 2
Мотивация выбора летной профессии (в %)
Категория летного состава | Когда появилось желание стать летчиком | Реализация мотива | |||||||
В школе | После школы | При обучении в училище | Аэроклуб | Авиамоделизм | Парашютный спорт | Книги об авиации | Выраженного интереса не было | ||
Летчики-испытатели | 80,6 | 6,4 | 13,0 | 20,0 | 40,0 | 3,3 | 16,7 | 20,0 | |
Летчики строевых частей | 59,1 | 20,8 | 20,1 | 4,8 | 7,6 | 6,1 | 34,0 | 47,5 | |
Обращает на себя внимание тот факт, что более раннее появление летного мотива позволяет летчику полнее состояться в своей профессии. Так, оказалось, что у летчиков более высокой квалификации (летчики-испытатели) выбор летной профессии состоялся в подавляющем большинстве случаев (80,6 %) в школе. При этом у них происходила реализация мотива выбора летной профессии в аэроклубах, авиамодельных кружках, парашютных секциях и т.д., что способствовало обогащению их первичных сведений о профессии специальными знаниями и практическим опытом.
Таким образом, научно доказано, что именно в школьном возрасте необходимо начинать первые шаги в профессию, тем более, такую сложную, как военно-авиационная. По законам возрастного психологического развития именно в юности человек впервые серьезно задумывается о своем будущем и ставит себе и окружающим вопросы «кем быть?» и «что делать?». Для предварительного ответа на них проведем предварительную оценку профессиональной направленности.
Таблица 3
Текст опросника (ДДО)
1а. Ухаживать за животными | или | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | или | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | или | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | или | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | или | 6б. Тренировать товарищей (или малышей) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | или | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | или | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | или | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | или | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | или | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | или | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | или | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | или | 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | или | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | или | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культ – походы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | или | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | или | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине) |
П | Т | Ч | З | Х |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбирать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков +.
Название типов профессий по столбцам:
Профессии «Человек-Природа»
Предмет труда: биологические объекты
Примеры отдельных профессий, специальностей:
Полевод, животновод, агроном, зоотехник, ветеринарный врач,
лесник, геолог.
Ведущие психологические качества:
Наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету
наблюдений, потребность в двигательной активности.
Профессии «Человек-Техника»
Предмет труда: технические объекты.
Примеры отдельных профессий, специальностей:
Слесарь, инженер-технолог, пилот, конструктор, шофер, швея, наладчик автоматов, радиомеханик.
Ведущие психологические качества:
Способность к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.
Профессии «Человек-Человек»
Предмет труда: социальные объекты.
Примеры отдельных профессий, специальностей: официант, продавец, преподаватель, врач, журналист, парикмахер, секретарь.
Ведущие психологические качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности, тактичность, выдержка, чуткость.
Профессии «Человек-Знак»
Предмет труда: обработка информации, закодированной в знаках, формулах, текстах.
Примеры отдельн