Глава iii. народная армия комуча
В день занятия Самары частями Чехословацкого корпуса КОМУЧ приступил к формированию собственной армии, получившей название «Народная армия».
«Первой мыслью новой власти, – писал Климушкин, – естественно была мысль о создании вооруженной силы, способной поддержать дальнейшую борьбу с большевиками».
КОМУЧ добился согласия белочешского командования задержаться в Самаре, пока эсеры укрепят свое положение и сформируют первые воинские части.
Комитетом был создан Военный Штаб, на который возлагалось задача формирования армии, командование военными силами и охрана порядка в городе и губернии. Главной целью создания армии объявлялось восстановление Восточного фронта для отражения германской агрессии и освобождение России от немецкой оккупации. Но единственной реальной целью была война с Советской властью.
В декларации от 22 июня КОМУЧ провозглашал передачу военного дела «исключительно в руки военных авторитетов – офицеров с боевым прошлым и с опытом в деле формирования и управления крупными воинскими частями и полное подчинение им всего аппарата армии, которая должна быть внепартийна».
Всем военнослужащим Народной армии воспрещалось участие в предвыборных собраниях и в выборах на общественные, городские, земские должности, пресекались всякие попытки вовлечь армию в политическую борьбу. Участие солдат в политической деятельности расценивалось КОМУЧем как деморализация армии.
Во главе Военного штаба эсеры поставили беспартийного контрреволюционера артиллерийского полковника Н.А. Галкина, группировавшего вокруг себя реакционно-настроенное офицерство.
Произошло затопление военных структур и командных постов монархистки настроенным офицерством. Впоследствии офицеры совершили две неудачных попытки переворота в Самаре, с целью создания диктатуры.
В печати эсеры и меньшевики много говорили о демократических принципах построения Народной армии. На первых порах в Народной армии были ликвидированы погоны, отменена отдача чести, при обращении употреблялось слово «гражданин». Эсеровское правительство высказывало уверенность, что добровольческий принцип построения армии будет гарантией ее демократизма.
В июне 1918 г. в Самаре была сформирована 1-я добровольческая Самарская дружина в 350 человек и 1-ая Самарская пехотная дивизия (прекратила своё существование только в 1922 г. в Приморье).
«Добровольчество обмануло наши надежды», – позже вспоминал Климушкин. Из, более чем, восьми миллионного населения Поволжья до 1 сентября 1918 г. удалось собрать всего шесть тысяч человек. Попытка ввести 30 июня мобилизацию не увенчалась успехом. Ни рабочие, ни крестьяне не хотели идти на братоубийственную войну. На Самарском уездном крестьянском съезде ни один делегат не поддержал мобилизацию в армию, в одном из сел Бузулукского уезда был убит вербовщик, причем убийцу так и не нашли.
Наиболее боеспособными в Народной армии были лишь чехословацкие части, отряды казаков атамана Дутова и 1-я добровольческая (Самарская) дружина полковника В.О. Каппеля. Флагом Народной армии было выбрано полотнище раскрашенное в стиле Георгиевского ордена – из равношироких горизонтальных желтых и черных полос.
Части Народной армии в течение лета 1918 г. нанесли ряд тяжёлых поражений превосходящим силам Красной армии. 11 июня, внезапной атакой, В.О. Каппель взял Сызрань. На следующий день вернувшись в Самару отряд добровольцев Каппеля был переброшен в Ставрополь (ныне Тольятти) с целью взять город, что Владимир Оскарович успешно сделал, попутно очистив от красных берег Волги на против города. С 10 по 16 июля Каппель вернул под контроль Комитета Сызрань, занятую красными, захватил Бугуруслан и Бузулук. Последующее взятие станции Мелекесс отбросило большевиков к Симбирску, обезопасив этим Самару.
Так же в июле 1918 г. ударный сводный русско-чешский отряд, совершив 150-ти километровый марш-бросок, взял, оборонявшийся превосходящими силами красных, Симбирск. 7 августа, несмотря на спешное усиление красного Восточного фронта – срочную отправку туда всех возможных красных сил – войска под командованием Генерального штаба подполковника В.О. Каппеля, предварительно разгромив в устье Камы вышедшую навстречу флотилию красных, захватили Казань, а с ней — огромные склады с вооружением, боеприпасами, медикаментами, амуницией, а также с золотым запасом России (650 млн. золотых рублей в монетах, 100 млн. рублей кредитными знаками, слитки золота, платины и другие ценности). В противобольшевитский лагерь в полном составе перешла находившаяся в Казани Академия Генерального штаба во главе с генералом А.И. Андогским.
Захват Казани не входил в заранее разработанный стратегический план КОМУЧа. Его лидеры склонялись к тому, чтобы развивать наступление в юго-западном направлении, на соединение с Добровольческой армией генералов Алексеева и Деникина. Но обозначился успех в северном направлении, и в Комитете, как пишет Климушкин, стали думать: «Не права ли армия в своем инстинктивном устремлении на Казань и Москву, в сердце России...? Не проще ли всего ворваться в Москву, перебить там всех комиссаров... и конец всему?».
Не имея резервов в запасе изрядно потрепанная, Народная армия в сентябре 1918 г. потерпела ряд поражений от превосходящих сил Красной армии, оставив большую часть ранее контролируемых КОМУЧем территорий. В начале октября были оставлены Сызрань, Иващенково и Ставрополь. Еще до взятия Самары, 29 сентября Комитет членов Учредительного собрания объявил себя распущенным и образовал ликвидационную комиссию. Утром 7 октября остатки Народной армии взорвали железнодорожный мост через р. Самарку (движение поездов по нему возобновили только 4 апреля 1919 г.) В 17 часов 7 октября 1918 г. в опустевшую Самару вошли части Красной армии создав временный Революционный Комитет. 11 октября у чехословаков отбили Кинель, 14 октября – Бугульму, затем – Сергиевск, Бузулук и Бугуруслан. История Российской республики со столицей в Самаре закончилась.
Заключение
Таким образом в представленной работе была рассмотрена история создания, работы и ликвидации Комитета Всероссийского Учредительного собрания, проанализирована внутренняя и внешняя политика КОМУЧа, а также изучены боевые действия Народной армии Комитета.
Историю КОМУЧа можно рассматривать как попытку противодействовать одной из революционных сил (сторонников эсеровско-кадетского движения) с другой – советской власти. Попытка эта успешно началась, но в силу ряда объективных и субъективных факторов не прошла испытание в условиях Гражданской войны.
Комитет членов Учредительного собрания состоял из эсеров - его воспринимали как партийную эсеровскую власть, в связи с этим другие правительства отказались признать за КОМУЧем права общенационального центра. Установление демократического порядка КОМУЧу пришлось ограничить в основном территорией Самарской губернии.
Конкретной программы демократических преобразований эсеровские лидеры не имели. Сами члены Комитета и ЦК партии эсеров признавали, что много уделялось внимания борьбе с большевизмом, но партией было очень мало сделано для разработки своей конкретной творческой деятельности во всех областях жизни.
Социалисты, пришедшие к власти в Поволжье, считали страну не готовой к социализму, а между тем от большевиков им досталось начатая стройка социалистического здания. Большевистскую ликвидацию частной собственности на землю сохранили, а национализацию банков и предприятий отменили. Социалистические шаги и лозунги отталкивали от КОМУЧа кадетов, промышленников, офицерство, монархистов, а капиталистические вызывали противодействие сторонников большевиков. Одни были за социализм, другие за возврат к капитализму. Поиски третьего пути между социализмом и капитализмом завели в тупик. КОМУЧ разрушил давление и слева и справа. Не случайно лидеры эсеров, свергнутые Колчаком, называли военные диктатуры большевизмом справа. Противоборство двух типов диктатур, независимо от исхода, усиливало и закрепляло тенденцию тоталитарного развития общества в качестве наиболее вероятной альтернативы.
Репрессивные методы КОМУЧа вызывали недовольство населения Самарской губернии. Это усугублялось тем, что руководство армией находилось в руках реакционного офицерства, которое фактически не подчинялось КОМУЧу и было почти в оппозиции к нему. Результатом стали разрыв армии и «государства», т.е. правительства Комитета, и низкая боеспособность частей Народной армии. КОМУЧу не удалось создать сильную и дисциплинированную армию, о которой говорилось в первых приказах Комитета. В итоге Народная армия не смогла сопротивляться Красной Армии и с осени 1918 г. начала свое отступление, закончившееся ее исчезновением.
История Комитета Учредительного собрания в Самаре является одной из знаковых страниц не только в Истории Самарской Области, но и в истории Гражданской войны.
Список литературы и источников
Источники
1. Вестник Комитета членов Всероссийского учредительного собрания. №1-№3, 1918.
2. Выступление председателя Комитета Всероссийского Учредительного собрания В.К. Вольского // Русский исторический архив. Прага, 1929.
3. Декларация партии социалистов-революционеров (зачитана В.К. Вольским) // Русский исторический архив. Прага, 1929.
Литература
1. Алексушин Г. Во главе КОМУЧа – правительства Российской республики // Волжская Коммуна, №9, февраль 2007.
2. Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970.
3. Гусев К.В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции. М., 1975.
4. Иоффе Г.З. Колчаковская авантюра и её крах. М., 1983.
5. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XX век (1918-1998). М., 2000.
6. Калягин А.В., Парамонов В.Н. «Третий путь» в гражданской войне: (Опыт деятельности Самарского КОМУЧа). Самара, 1995.
7. Каппель и каппелевцы. М., 2007.
8. Корнеева Е.А. Министерство охраны государственного порядка КОМУЧа: создание и деятельность (1918 г.) // Новый исторический вестник. №2, 2004.
9. Лебедев В.И. От Петрограда до Казани (Восстание на Волге в 1918 г.) // Воля России. №8-№9, 1928.
10. Подобедов А. Поволжские мечтатели // Независимая газета. 6 марта 2008.
11. Попов Ф.Г. За власть Советов. Разгром Самарской учредилки. Куйбышев, 1959.
12. Попов Ф.Г. 1918 год в Самарской губернии. Хроника событий. Куйбышев, 1972.
13. Шиловский М.В. Временное Всероссийское правительство (Директория) 23 сентября – 18 ноября 1918 г. // Вопросы Истории, №3, 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1