ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Человек - Армия

Причина войны в незнании
ее результата.

Война - путь обмана

Война - путь обмана, обман - путь войны.

Нельзя успешно вести войны, не обманывая противника. Каждая из сторон надеется получить иной результат войны, чем думает об этом противник. Трудно себе представить войну, если бы обе стороны твердо знали, чем она кончится. И их представление о ее результате точно совпало бы. Положим, очевидный результат в том, что в одной армии будет убита половина солдат, а в другой - одна треть. Так отчего же не убить без всякой войны именно тех солдат, которым суждено погибнуть, и не установить новую границу между странами там, где она прошла бы в результате войны? Тогда обе стороны хотя бы сэкономили время, боеприпасы, которые взорвались бы и никого не убили, и питание на солдат, которым и так суждено погибнуть? От такой договоренности обе стороны выиграли бы.

Следующий шаг. А почему не договориться убить солдат не столько, а немножко поменьше - с обеих сторон? И так далее. Так мы приходим к мысли о разоружении и уничтожении части оружия.

Что же мешает таким договоренностям? Надежда обмануть противника. Ведь он не знает, какой у нас есть умный план! Ну а его планы мы как-нибудь разгадаем или шпионов пошлем. Самонадеянность одной или обоих сторон была бы очень понятна, если бы мы забыли о том приятном времени, когда такая самонадеянность уже проявилась, но еще не развенчана ходом событий. Это удовольствие сравнимо с кутежом человека, получившего деньги в кредит и отгоняющего на время мысль о времени, когда придется эти деньги возвращать : что-нибудь придумаю! На этот кредит можно получить на время власть в своей стране, а когда она уже ввяжется в войну; кто ж будет в такой час эту власть отбирать?! А там и война все спишет. Свои простят, объединенные ненавистью к противнику. Не догадываются, кто в действительности виноват. Уж если и не удастся обмануть противника, то хоть своих удастся!

Любая война - это война и против своего народа, а как же иначе.

Любая война требует обмана. Война без обмана - простая мясорубка.

Но и имеющий путь ведет войны.

Обман - путь войны.

Нельзя обманывать кого-нибудь, не рискуя ввязаться с ним в войну.

Милый обман может вызвать милую войну.

Шутливый обман - шутливую войну.

Молчаливый обман- молчаливую войну.

Готовя обман - готовься к войне.

Тот, кто вас обманывает, может и воевать с вами или не на вашей стороне.

Никогда не вынуждайте обманывать вас. Это одно из самых распространенных преступлений против собственной личности.

Неискренность с собой приводит к самообману.

Самообман к принуждению других обманывать вас.

Война - к страданиям и неподготовленной смерти.

Неискренность с собой - наркотик, которого хочется больше и больше, это война против себя на истощение. Сплав зависти, самоуважения, неуверенности, самодовольства, отчаяния и озлобленности, и что там есть еще. Это отсутствие пути. Страх большой удел, ненавистное преклонение перед имеющими путь.

Имеющий путь не необманывает первым.

Имеющий путь удерживает других от обмана.

И всегда искренен с собой.

Ведь это - начало начал.

Кто будет взбираться на дерево, чтобы увидеть путь, если не скажет себе, что заблудился?

Заблудился - значит заблудился сам. Даже если тебя завели в лес с завязанными глазами и бросили. Это я управляю миром, но управляю недостаточно хорошо. Вот и потерял направление. Я заблудился. Сам. А кто же еще?!

Моя ошибка. Моя неудача. Моя радость неудачи. Мой звездный час. Мой счастливый шанс. Мой путь.

Технология обмана

Когда близко - покажи, что далека.

Когда есть - покажи, что нет.

Когда силен - покажи, что слаб.

Когда не хочешь - покажи, что хочешь.

Когда показываешь, покажи, что не показываешь все это.

Технология обмана есть последовательная перемена местами твердого и пустого. Два юноши - два друга играли в военные игры и оба были талантливы в военном деле. Взрослея стали они. И у одного появилась зависть к успехам другого. Он сказал князю, что не смотря на дружбу считает долгом сообщить, что друг его замыслил перейти на сторону врагов. Улик все же было не достаточно, и князь пощадил оклеветанного, лишь приказал лишь приказал отрубить ему ноги, что бы не смог бежать к врагам. Но к врагам вскоре бежал не он, а клеветник, что в жизни всегда и случается. Князь предложил оставшемуся место полководца, но тот не принял предложение. Он считал, что над его солдатами будут посмеиваться, если у них будет безногий полководец. Но , фактически, руководил войсками.

Конечно, друзья все годы, пока их снова не свела военная судьба, держали друг друга в памяти и поле зрения, продолжая молчаливый диалог и соперничество. Но свела в момент, невыгодный для праведника, когда соотношение численности войск было несоизмеримо. И он вместе со своим немногочисленным войском бежал. А более удачливый соперник преследовал его, стараясь не упустить столь удобный случай поставить точку в вопросе о том, кто же более талантлив.

Примерное представление по численности войска давало число пепелищ от костров, разжигаемых убегающей армией на стоянках. И наш безногий герой приказал своей армии потерпеть и разжигать каждый день костров вдвое меньше, чем предыдущий. Армия убегавшего таяла на глазах преследователя, который именно так и судил о ее численности. Он увлекся ее погоней и вместе со своим небольшим отрядом...

Тут рукопись обрывается, но мы можем догадаться о том, что произошло.

Два обмана, но как они отличны.

Первый, связанный с клеветой на друга привел к бегству от князя, поскольку в расчеты обманщика никак не входило, что князь оставит соперника в живых. А жить рядом с живым свидетелем невыносимо. В первоначальный план никак не входило стать противником князя, напротив, было желание стать его полководцем. В итоге - пришлось покинуть родину и воевать против нее. Имеющий путь так никогда не поступит. Вот что значит - обмануть перовым.

Второй обман - обман справедливого возмездия - основан на самообмане самонадеянного противника. Это - праведный обман, не основанный на клевете.

Не имеющий пути, не способен отличать твердое от пустого, поскольку не умеет различать этого в себе самом.

История первого обмана.

Зачем князь поверил первому обману? Не до конца, но поверил.

Как наш судья, неуверенный, что именно обвиняемый является убийцей, приговаривает его, на всякий случай, к десяти годам, а не к смертной казни!

Какой трудный вопрос! Конечно, есть люди - плохие актеры которым первый обман дается с таким трудом, что труд этот заметен всякому, а обман тотчас открывается. Но есть и хорошие актеры.

Но из семечка клена и вырастет клен. Что же еще!

Тот друг, что отодвинул свою циновку, сумел разглядеть, что за семечко было.

Князь шагом ехал мимо лесной поляны, когда увидел свежую могилу и женщину возле нее, что обмахивала землю на могиле веером.
Князь заинтересовался, и она ответила:
- Мой муж умер. А я обещала ему, что не взгляну на другого, пока земля на его могиле не высохнет!

Такое толкование показалось князю забавным и , вернувшись домой он рассказал о встрече жене. Жена не рассмеялась, а принялась бранить эту женщину уж слишком сильно. И эта чрезмерность заставила князя задуматься. Он усомнился в добродетельности жены и решил подвергнуть ее испытанию.

Испытание было успешным. Жена не выдержала проверки, поддалась подстроенному соблазну а затем, устыдившись мужа, повесилась.

Мы видим то, чего трудно не заметить.

Чрезмерное негодование жены вызвало подозрение. Чрезмерность может быть обманом, а может быть самообманом. А с него начинается обман.

И другое. Подвергая когда-то проверке, мы можем повредить этого человека. Проверка успешна, когда проверяемый не знает, что его проверяют. Проверка уже содержит обман. Кто кого здесь обманул первый. Тот, кого проверяли, или тот, кто проверил?

Тот, кто устраивает проверки, будет обманут.

Военное искусство.

Военное искусство - это искусство удара твердого по пустому. Как камнем по яйцу. Не может не быть успеха.

Твердое об твердое - только искры летят. Обе стороны несут большие потери. Кровавый вариант разоружения. Ударить твердым по пустому - вот подлинное искусство. Не стремиться быть сильнее врага. А искать, где враг слабее вас.

Пусть у него сто тысяч солдат, а у меня сто. Но пусть мои сто окружат его сто тысяч и одержат победу. Победа эта меня усилит, а его ослабит. А в искусстве быть сильнее противника в нужный момент и в нужном месте. Пусть против меня выдвигают пять обвинений, а не одно. Я выберу самое слабое из пяти и его опровергну. Тем самым поставлю под сомнение и остальные четыре.

Разбив самый слабый из аргументов, выбив самого слабого противника, мы усиливаем свои позиции, приближаем себя к победе.

Сперва нападают на самого слабого.

Любая победа должна быть легкой, иначе она уже и не победа.

Для этого искусный в военном деле сначала пашет, а лишь за тем сражается. Обеспечивает прочный тыл и достаточные запасы. Уклоняясь от сражения пока сил недостаточно.

Лучший способ выиграть войну - вообще не вести ее.

Лучший способ разбить армию врага - это сохранить ее в целости. Лучший способ уничтожить врага - это сделать его другом.

Пока враг жив - не поздно указать ему путь. Имеющий путь не может быть врагом. Пути не пересекаются.

Подлинная дружба - дружба одиноких, имеющих свой путь.

Такие друзья никогда не соперничают и не предают друг друга. Как не могут соперничать великий артист с великим стеклодувом, или кто там еще.

Но умение указать другому путь - тончайшее из искусств! Это может быть большой целью. Так это сложно. Величайшее из искусств!

Если не удается указать путь, сделать противника другом, следует разрушить его планы. Изменить его представления о возможных последствиях войны. Чтобы он отказался от самой мысли о ней!

Если не удастся разбить замыслы, надо разбить его союзы, увидев что союзники покидают его, что он ошибся, он если и не откажется от намерения, то отложит его исполнение до уяснения ситуации.

Если война неизбежна, нужно перенести заботу на армию противника.

Искусный в военном деле любит врага и заботится о нем.

Падающий мельничный жернов

Самый младший приемный сын в большой семье всегда почитал старших . Безукоризненно выполнял свой сыновний долг и обязанности самого младшего. Часто ставили его в пример, что раздражало его старших братьев. Часто возникало у них желание побить его, но мешало одно его качество. Когда действительно требовалась его помощь, он был тут как тут. Но когда хотели его побить - никак не могли разыскать по всему дому, пока злость не проходила. Этим своим качеством он довел своих старших братьев до изнеможения, и решили они его погубить.

Они велели ему копать глубокий колодец во дворе. А сами заготовили тяжелый мельничный жернов. Когда колодец стал достаточно глубок, и он копался на самом дне, они подкатили жернов и сбросили вниз.

Но дело в том, что постоянно ухаживая за старшими братьями он так хорошо их изучил, что когда копал колодец, он прокопал вбок маленькую ямку. И когда жернов летел вниз, он спрятался туда. Братья на радостях, что разделались с живым, надоевшим образцом соблюдения долга выпили лишнего. Когда на следующее утро когда у них от выпитого вина раскалывалась голова, он был тут как тут с кувшином холодной воды и полотенцем.

Слава его, образцово выполнявшего сыновний долг, была так велика, что жители сделали его своим князем. Кстати, он просил об отмене пытки медным шестом.

Кто искренне любит своего врага и заботится о нем, знает его и делает себя непобедимым.

Нельзя заведомо победить любого противника, но можно сделать себя непобедимым.

Наши рекомендации