Формы и методы реализации программы
Реализация Программы предполагает использование традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии обучающихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Формы обучения по программе: групповые и индивидуальные.
При групповых формах обучения педагог управляет обучением учащихся, распределенных по группам.
Используются следующие виды групповых форм обучения:
Звеньевая форма обучения предполагает организацию образовательного процесса для постоянных групп учащихся при моделировании и конструировании сложных технических объектов, требующих длительного процесса реализации.
При бригадной форме организуется работа специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп.
Кооперировано-групповая форма предполагает деление объединения по интересам на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения объединяет учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности практических умений и навыков.
Рекомендуется также парная работа над выполнением конкретного задания.
Индивидуальные формы обучения используются в работе с учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия; учащимися, получающими дополнительное образование в заочной (дистанционной) форме получения образования.
Методы обучения (общие):
- объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, дискуссии, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.;
- репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях;
- метод проблемного обучения – метод, при котором используются самые различные источники и средства. Педагог перед изложением нового учебного материала ставит проблему, формулирует задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной проблемы или задачи;
- эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных технических и познавательных задач. Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач педагог применяет методы мозгового штурма, проб и ошибок, контрольных вопросов, и др.
Решая воспитательные задачи, педагог проводит воспитательную работу, создает воспитывающие ситуации, вовлекает учащихся в воспитательные мероприятия МАУ ДО ДМЦ «Алый парус» города Тюмени в соответствии с Календарным планом участия слушателей СГ ДПВС, СГ БЖД в городских и областных торжественных мероприятиях и соревнованиях патриотической направленности на 2016 – 2017 учебный год.
2.3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Демонстрационный материал.Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся.
Дидактические материалы: таблицы, плакаты, диаграммы, электронные учебники.
Они используются при проведении практических занятий, учебных занятий по освоению новых знаний. Использование информационных компьютерных технологий позволяет непрерывно менять формы работы на занятии, постоянно чередовать устные и письменные задания, осуществлять разные подходы к решению задач, что создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Для реализации Программы необходима учебная аудитория. В аудитории необходимы учебно-методические материалы, фонд оценочных средств, раздаточный материал для проведения самостоятельных и индивидуальных работ обучающихся. Для проведения практических занятий по строевой и физической подготовке необходима площадка, спортивный городок (спортивный зал).
Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы:
1. «О воинской обязанности и военной службе» (Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.06.2015).
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы (постановление Правительства РФ от 23 мая 2015г. № 497).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)
4. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844)
5. «О патриотическом воспитании граждан в Тюменской области» (Закон Тюменской области от 07.05.2015 № 41)
6. Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодёжной политики» до 2020 года ( Постановление Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014г. № 667-п)
7. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации, военное издательство, 2015г.
Для педагога
8. Волович В.Г. С природой один на один. - М., 1989.
9. Волков А.П. Знай и умей. - М., 1990.
10. Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.
11. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М.,1990.
12. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1990.
13. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. - М.,1986.
14. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. -М., 1996.
15. Менчуков А.Е. В мире ориентиров. - М.: Недра, 1986.
16. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях. Под ред. проф. В.А.Полякова. - М.: Медицина, 1990.
17. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
18. Подготовка войскового разведчика. П.Я.Поповских, А.В.Кукушкин, В.Н. Астанин и др. - М.: Воениздат, 1991.
19. Топографическая подготовка командира. А.А. Псарев, А.Н.Коваленко. - М.: Военное издательство, 1989.
20. Учебник сержанта мотострелковых войск. – М: Воениздат, 2003.
21. П.М. Брысин, М.П. Калинин Проведение занятий по начальной военной подготовке, Москва «Высшая школа», 1990г.
22. А.Н. Вырщиков Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика, Москва «Педагогика», 1990г.
Для слушателей
1. Начальная военная подготовка. Ю.А. Науменко– М.:
Просвещение,1985г.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Военное издательство, 2015г.
3. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке.
Штыкало Ф.Е. – М.: Просвещение, 1981г.
4. Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина Растим патриотов, часть 1, Москва, УЦ
«Перспектива», 2011г.
5. Н.В. Мазыкина, Н.В. Горкина Растим патриотов, часть 2, Москва, УЦ
«Перспектива», 2011г.
6. Е.Н. Литвинов и др. Как стать сильным и выносливым, Москва,
Просвещение, 1994г.
7. А.В. Суворов Наука побеждать.- Москва:Эксмо,2013г.
8. Р.М. Португальский, В.А. Рунов Военная элита Российской
империи.1700-1917.- Москва, Вече, 2009г.
9. Р.М. Португальский, В.А. Рунов Военная элита Советский период.1917-
1991, Москва, Вече, 2010г.
10. Р.М. Португальский, В.А. Рунов Военная элита России. Российская
Федерация.- Москва, Вече, 2010г.
11. Волков А.П. Знай и умей. - М., 1990.
12. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. - М.,1986.
13. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. - М., 1996.
14. Менчуков А.Е. В мире ориентиров. - М.: Недра, 1986.
15. Подготовка войскового разведчика. Под ред. П.Я.Поповских,
А.В.Кукушкин, В.Н. Астанин и др. - М.: Воениздат, 1991.
16. Топографическая подготовка командира. А.А. Псарев, А.Н.Коваленко. –
М.: Военное издательство, 1989.
17. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М., 1990.
Интернет – ресурсы
1.группа «Школа младших командиров» в социальной сети «В Контакте» http://vk.com/ club48082504
2. Сайт Министерства обороны РФ
mil.ru
3. Армия России
armrus.ru
4. Сержант
sergeant.ru
5. Флот России
flot.com
6. Инфоурок
infourok.ru
Приложения:
1. Выписка из «Сборника нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск¸ книга 1», на 9-ти листах.