Цезарь. записки о галльской войне
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. Характеристика источников.
2. Развитие производительных сил в хозяйстве древних германцев (система
земледелия, скотоводство, ремесло, зачатки обмена).
3. Изменение характера землепользования и эволюция общины.
4. Разложение первобытнообщинного строя и зарождение имущественного и
социального неравенства.
5. Военная демократия.
ЛИТЕРАТУРА
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, гл. VII.
Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич.— Там же, т. 19, с. 402—404, 417—419.
Грацианский Н. П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря.— В кн.: Грацианский Н. П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., Изд-во АН СССР, 1960, с. 51—71.
Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. М., Изд-во АН СССР, 1956, с. 7—23.
Неусыхин А. Й. Очерки истории Германии в средние века (до XV в.). — В кн.: Неусыхин А. И. Проблемы европейского' феодализма. Избр. труды. М., Наука, 1974, с. 218—225.
Неусыхин А. И. Военные союзы германских племен около начала нашей эры. — Там же, с. 390—412.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По данной теме студенты должны ознакомиться с источниками, характеризующими хозяйственный строй, общественные отношения и систему управления у германских племен с середины I в. до н. э. до конца I в. н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, связанные с началом разложения родового строя. Усовершенствовались система земледелия и характер обработки земли, претерпели изменения органы родового строя. Изучение письменных памятников, прежде I всего «Записок о Галльской войне» Цезаря и книги Тацита I «О происхождении и местожительстве германцев» (или «Германия»), позволяет судить об этих переменах.
Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.), выдающийся римский полководец и государственный деятель, столкнулся с германцами во время завоевания Галлии в 50-е годы I в. до н. э. Его «Записки» представляют собой обработку военных донесений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря главы 1—3 книги IV и главы 21—23 книги VI, или так называемые «германские экскурсы», из которых, по мнению исследователей, второй является, более поздним и достоверным. Впрочем, Цезарю не пришлось основательно познакомиться с внутренней жизнью германских племен, его сведения нуждаются в критической проверке, а объяснения некоторых явлений, например причин частой смены полей у германцев, вообще неверны. Нельзя при этом забывать, что Цезарь жил в развитом классовом обществе и применял его понятия и терминологию к чуждым ему родовым отношениям германцев.
Публий Корнелий Тацит (ок. 54 г.— ок. 120 г.), один из крупнейших римских историков, сообщает сведения о древнегерманских племенах, почерпнутые из бесед с купцами и солдатами, побывавшими в Германии, из отчетов начальников пограничной стражи. Будучи наместником провинции Бельгика (89—93 гг.), он жил в непосредственной близости от Германии. Но Тацит также часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Надо иметь в виду, что историк был настроен оппозиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал.
Отрывки из «Географии» Страбона (ок. 64 г. до н. э.— 19 г. н. э.) также содержат сведения о германских племенах, заимствованные из утраченных позднее; произведений его современников.
Представляют интерес и отрывки из «Естественной истории» Гая Плиния Старшего (ок. 24—79 гг.), познакомившегося, с бытом древних германцев во время похода против них. Свидетельства Плиния помогают установить расселение, основных групп германских племен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев. Отметим, что для древних писателей характерно недостаточное знакомство с порядками германского общества (в частности, с системой коллективной собственности и совместной обработки земли), стремление изобразить варваров более дикими и воинственными, чем это было на самом деле.
Свидетельства античных авторов нуждаются в критической проверке не только вследствие этих недостатков. За последние годы археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палеоботанике накопили значительный материал, позволяющий пересмотреть традиционные представления, основывающиеся на сведениях письменных источников. Краткая сводке новых достижений этих наук дана в учебниках по истории средних веков. Поэтому следует вначале изучить материал учебников, а затем, уже зная, какие данные письменных памятников нуждаются в особенно значительных коррективах, приступить к анализу самих источников. Как это сделать, поясним на примере первой же проблемы, возникающей при изучении этой темы.
Известны свидетельства Цезаря о том, что германцы «не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главными образом молоком, сыром и мясом». Тацит же сообщает, что «земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников ...они каждый год меняют пашню, и [все-таки] остается [свободное] поле». Задача заключается в том, чтобы установить, каким ступеням в развитии земледелия соответствуют эти данные. Если бы мы опирались на одни только письменные источники, то могли бы заключить, что образ жизни германцев, описанный Цезарем, является полукочевым, а система земледелия при Таците — залежной (или переложной). Но после знакомства с выводами археологов освещение проблемы приобретает иной характер. Теперь требуется выяснить: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что германцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племен на всю Германию. Иными словами — не достигли ли отдельные племена (или группы племен) более высоких ступеней в развитии земледелия? Изучение археологических материалов позволяет ответить на эти вопросы. Одновременно следует использовать и некоторые свидетельства письменных памятников, например сведения об употреблении удобрений племенем убиев.
На занятиях предстоит решить и другую проблему — определить стадию развития родового строя у германцев. У Тацита студенты найдут множество данных о родственных группах, о материнском праве и кровной мести, что поможет нарисовать картину родовых связей у германцев того времени. Наряду с этим важно установить, как совершается распад родовой общины — ячейки первобытнообщинного строя. Известно, что родовая община, в которой существует коллективное пользование землей и совместное производство, сменяется общиной земледельческой, где, при сохранении коллективной собственности на землю, производство ведется уже индивидуально, большими семьями (домашними общинами) на участках, выделенных им в пользование. Таким образом, при изучении данной проблемы необходимо определить, насколько индивидуализировалось земледелие у германцев ко времени Тацита.
Разложение родового строя не ограничивалось трансформацией общины, но находило свое выражение и в возникновении имущественного и социального неравенства. Проследить его возникновение — третья задача при работе над этой темой. Решая ее, студент должен обратить внимание не столько на существование уже сформировавшейся прослойки рабов, ибо не они явились в дальнейшем основным источником складывавшегося класса зависимых крестьян, сколько на развитие тех процессов, которые в будущем приведут к формированию господствующего класса и утрате рядовыми германцами равноправия и свободы. Какие это процессы? Одни связаны с зарождающимся новым порядком раздела земли, другие — с эксплуатацией, несвободных, третьи — с изменением характера войн. выяснение вопроса о военной демократии явится одним из средств решения данной задачи. Повышенный интерес римских писателей к воинским способностям врагов римлян сделал сведения о военном деле у германцев особенно многочисленными. Они могут послужить материалом для освещения вопроса о военной демократии. Важно также установить, был ли утрачен в эпоху Тацита прежний характер управления, свойственный родовому строю.
ДОКУМЕНТЫ
СТРАБОН. ГЕОГРАФИЯ
Книга IV, гл. IV, 2. ...Мы берем эти сведения о них [т. е. о германцах] из былых времен, из тех обычаев, которые до сего времени держатся у германцев. Ведь они похожи между собой по природе и государственному устройству[8] и родственны друг с другом, а также живут в стране, разделенной рекою Рейном и почти одинаковой по своим основным свойствам. Германия лежит севернее, причем ее южная часть совпадает с южной, а северная — с северною частью [Галлии]. Вследствие этого бывает, что они легко переселяются; при этом они идут ордой, собрав всеобщее ополчение; чаще даже поднимаются все жители, когда их вытесняют другие, более сильные племена.
Книга VII, гл. I, 2. Итак, в местах, лежащих сейчас же за Рейном на восток, обитают германцы, немного отличающиеся от; кельтского народа большею дикостью, высоким ростом и русым цветом [волос] ; в остальном они почти одинаковы, а по наружности, нраву и образу жизни таковы же, как мы описали кельтов...
Гл. I, З. ...Здесь находится Герцинский лес и обитают племена свевов, частью живущие в самом лесу, как племя квадов... Племена свевов, как я говорил, частью живут в самом этом лесу, частью вне его, по соседству с гетами. Итак, самое большое племя это свевы, так как оно распространяется от Рейна до Альбия[9].
...Всем обитателям этой страны одинаково свойственна легкость подниматься для переселения. [Причиной этого являются] простота их образа жизни и то, что они не занимаются земледелием[10] и не собирают сокровищ, а живут в хижинах и обеспечивают себя только на данный день. Их пропитание получается главным образом от скота, как у кочевников; поэтому они, подражая этим последним, складывают весь домашний скарб на телеги и уходят, куда решат, со своим скотом...
Гл. II, 1. О кимврах кое-что рассказывают неправильно, а кое-что является недостаточно достоверным. Ведь никто, пожалуй, не поверит, будто бы причиной их превращения в бродяг и разбойников было то, что с полуострова, где они жили, их выгнал большой прилив. Они и теперь живут в той же области, которой владели прежде... Смешно думать, что они рассердились на природное и вечное явление, которое бывает каждый день два раза, и ушли из этого места.
Гл. II, З. Рассказывают о следующем обычае кимвров: их жен, следовавших с ними в поход, сопровождали жрицы-предсказательницы, седовласые, в белых одеждах, в полотняных, застегнутых [фибулами][11] мантиях, в медных поясах п босые. Они выходили навстречу пленным с обнаженными мечами, надевали на них венки и вели их к медному кратеру[12] вместимостью в 20 амфор[13]. Там была лестница, по ней всходила [одна из них] и, распростершись над котлом, перерезала горло каждому из них, подняв его на воздух. По натекавшей в кратер крови они совершали какое-то гадание. Другие рассекали их трупы н по внутренностям предрекали своим победу. Во время сражений они ударяли по кожам, натянутым на плетенку телег, чтобы производить необычайные звуки.
Там же, с. 36—41.
ГАЙ ПЛИНИЙ СТАРШИЙ.
ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Книга IV, гл. 99—101. Германские племена распадаются на пять групп:
1) вандилиев, часть которых составляют бургундионы, варины, харины, гутоны;
2) ингвэонов, к которым принадлежат кимвры, тевтоны и племена хавков;
3) иствэонов, ближе всего живущих к Рейну. и включающих в себя сикамбров;
4) живущих внутри страны гермионов, к которым относятся свевы, гермундуры,
хатты, херуски;
5) пятую группу — певкинов и бастарнов, которые граничат с вышеназванными
даками.
Книга ХI, гл. 126. Северные варвары пьют из рогов зубра, наливая [напиток] из сосудов в оба рога, взятые с головы одного животного.
Книга XVI, гл. 2—4. ...На севере... мы видели племена, которые зовутся большими и малыми хавками. Здесь вода в Океане[14] поднимается дважды в течение суток через равные промежутки времени и заливает огромные пространства...
Здесь живет это убогое племя, занимая либо высокие бугры, либо возвышения, сооруженные руками человеческими на уровне наибольшей высоты, которой когда-либо достигал прилив. На этих [высоких местах] расположены их хижины; когда вся окрестность покрыта водой, их обитатели похожи на мореходов, плывущих на кораблях, а когда вода отступает, они становятся похожими на потерпевших кораблекрушение. Тогда они ловят вблизи своих хижин уплывающую вместе с морской водой рыбу. У них нет возможности держать скот и питаться молоком, как это могут делать их соседи; они не в состоянии даже охотиться на диких зверей, ибо возле них нет вообще никакой древесной поросли. Из тростника и болотного камыша плетут они веревки и сети для рыбной ловли; они собирают руками ил, сушат его — более при помощи ветра, чем солнца,— и употребляют эту землю[15] в качестве топлива для приготовления пищи и для согревания иззябшего от северных ветров тела. У них нет никаких напитков, кроме дождевой воды, которую они собирают в ямах, устроенных в преддвериях домов...
Гл. 5. Другое поразительное явление представляют собою леса: они покрывают всю остальную Германию и увеличивают холод своей тенью; самые высокие из этих лесов находятся не очень далеко от вышеупомянутых хавков, преимущественно в окрестностях двух озер. Их берега покрывают дубы, которые особенно склонны быстро и буйно разрастаться. Подмываемые волнами и вырываемые с корнем ветрами, они увлекают за собой благодаря широко разветвленным корням большие куски земли, как бы островки, на которых они плывут стоя. Своими огромными ветвями они похожи на оснастку корабля и потому не раз повергали в ужас наш флот. Иногда волны как бы нарочно направляли их против носа наших кораблей, стоявших ночью не подвижно; и так как [наши моряки] не знали, кат защититься от них, то они вступали в морской бой с деревьями.
Гл. 6. В той же северной стране света буйная растительная сила девственной чащи Герцинского леса, которая стара, как мир, и остается нетронутой в течение столетий, своей почти бессмертной длительностью превосходит все чудеса. Оставляя в стороне многое, что показалось бы невероятным, все же можно утверждать, что переплетающиеся корни этих деревьев образуют возвышения наподобие холмов, а там, где земля не поддается давлению корней, они подымаются дугою до самых ветвей, сталкиваются с ними и, изгибаясь, образуют нечто вроде открытых ворот, сквозь которые может пройти эскадрон римской конницы.
Гл. 203. Германские пираты предпринимают плавания на лодках из целых выдолбленных стволов; некоторые лодки [такого типа] могут вместить до 30 человек.
Книга XVII, гл. 47. Из всех племен, нам известных, одни только убии[16], хотя и возделывают плодороднейшую почву, тем не менее вскапывают каждый участок земли до глубины З футов н посыпают землю слоем [мергеля][17] толщиною в фут, делая ее таким образом еще более плодородной. Но это [удобрение] действительно не более чем на 10 лет...
Книга XVIII, гл. 121. Бобы растут и без посева [и притом] во многих местностях, как, например, на островах Северного моря, которые наши соотечественники называют поэтому бобовыми.
Книга XIX, гл. 8—9. ...вся Галлия носит льняные ткани, да и наши зарейнские враги — тоже; [более того] : германские женщины считают такую одежду самой красивой...
...В Германии [женщины] занимаются прядением, скрываясь в подземных помещениях[18].
Книга XXXVII, гл. 42. Установлено, что [янтарь] происходит с островов Северного моря и у германцев носит название «глез», ввиду этого и наши соотечественники, участвовавшие в военных операциях флота Цезаря Германика, назвали один из этих островов «Глезария».
Там же, с. 47—54.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. Характеристика источников.
2. Развитие производительных сил в хозяйстве древних германцев (система
земледелия, скотоводство, ремесло, зачатки обмена).
3. Изменение характера землепользования и эволюция общины.
4. Разложение первобытнообщинного строя и зарождение имущественного и
социального неравенства.
5. Военная демократия.
ЛИТЕРАТУРА
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.—Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, гл. VII.
Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич.— Там же, т. 19, с. 402—404, 417—419.
Грацианский Н. П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря.— В кн.: Грацианский Н. П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., Изд-во АН СССР, 1960, с. 51—71.
Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. М., Изд-во АН СССР, 1956, с. 7—23.
Неусыхин А. Й. Очерки истории Германии в средние века (до XV в.). — В кн.: Неусыхин А. И. Проблемы европейского' феодализма. Избр. труды. М., Наука, 1974, с. 218—225.
Неусыхин А. И. Военные союзы германских племен около начала нашей эры. — Там же, с. 390—412.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По данной теме студенты должны ознакомиться с источниками, характеризующими хозяйственный строй, общественные отношения и систему управления у германских племен с середины I в. до н. э. до конца I в. н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, связанные с началом разложения родового строя. Усовершенствовались система земледелия и характер обработки земли, претерпели изменения органы родового строя. Изучение письменных памятников, прежде I всего «Записок о Галльской войне» Цезаря и книги Тацита I «О происхождении и местожительстве германцев» (или «Германия»), позволяет судить об этих переменах.
Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.), выдающийся римский полководец и государственный деятель, столкнулся с германцами во время завоевания Галлии в 50-е годы I в. до н. э. Его «Записки» представляют собой обработку военных донесений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря главы 1—3 книги IV и главы 21—23 книги VI, или так называемые «германские экскурсы», из которых, по мнению исследователей, второй является, более поздним и достоверным. Впрочем, Цезарю не пришлось основательно познакомиться с внутренней жизнью германских племен, его сведения нуждаются в критической проверке, а объяснения некоторых явлений, например причин частой смены полей у германцев, вообще неверны. Нельзя при этом забывать, что Цезарь жил в развитом классовом обществе и применял его понятия и терминологию к чуждым ему родовым отношениям германцев.
Публий Корнелий Тацит (ок. 54 г.— ок. 120 г.), один из крупнейших римских историков, сообщает сведения о древнегерманских племенах, почерпнутые из бесед с купцами и солдатами, побывавшими в Германии, из отчетов начальников пограничной стражи. Будучи наместником провинции Бельгика (89—93 гг.), он жил в непосредственной близости от Германии. Но Тацит также часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Надо иметь в виду, что историк был настроен оппозиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал.
Отрывки из «Географии» Страбона (ок. 64 г. до н. э.— 19 г. н. э.) также содержат сведения о германских племенах, заимствованные из утраченных позднее; произведений его современников.
Представляют интерес и отрывки из «Естественной истории» Гая Плиния Старшего (ок. 24—79 гг.), познакомившегося, с бытом древних германцев во время похода против них. Свидетельства Плиния помогают установить расселение, основных групп германских племен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев. Отметим, что для древних писателей характерно недостаточное знакомство с порядками германского общества (в частности, с системой коллективной собственности и совместной обработки земли), стремление изобразить варваров более дикими и воинственными, чем это было на самом деле.
Свидетельства античных авторов нуждаются в критической проверке не только вследствие этих недостатков. За последние годы археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палеоботанике накопили значительный материал, позволяющий пересмотреть традиционные представления, основывающиеся на сведениях письменных источников. Краткая сводке новых достижений этих наук дана в учебниках по истории средних веков. Поэтому следует вначале изучить материал учебников, а затем, уже зная, какие данные письменных памятников нуждаются в особенно значительных коррективах, приступить к анализу самих источников. Как это сделать, поясним на примере первой же проблемы, возникающей при изучении этой темы.
Известны свидетельства Цезаря о том, что германцы «не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главными образом молоком, сыром и мясом». Тацит же сообщает, что «земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников ...они каждый год меняют пашню, и [все-таки] остается [свободное] поле». Задача заключается в том, чтобы установить, каким ступеням в развитии земледелия соответствуют эти данные. Если бы мы опирались на одни только письменные источники, то могли бы заключить, что образ жизни германцев, описанный Цезарем, является полукочевым, а система земледелия при Таците — залежной (или переложной). Но после знакомства с выводами археологов освещение проблемы приобретает иной характер. Теперь требуется выяснить: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что германцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племен на всю Германию. Иными словами — не достигли ли отдельные племена (или группы племен) более высоких ступеней в развитии земледелия? Изучение археологических материалов позволяет ответить на эти вопросы. Одновременно следует использовать и некоторые свидетельства письменных памятников, например сведения об употреблении удобрений племенем убиев.
На занятиях предстоит решить и другую проблему — определить стадию развития родового строя у германцев. У Тацита студенты найдут множество данных о родственных группах, о материнском праве и кровной мести, что поможет нарисовать картину родовых связей у германцев того времени. Наряду с этим важно установить, как совершается распад родовой общины — ячейки первобытнообщинного строя. Известно, что родовая община, в которой существует коллективное пользование землей и совместное производство, сменяется общиной земледельческой, где, при сохранении коллективной собственности на землю, производство ведется уже индивидуально, большими семьями (домашними общинами) на участках, выделенных им в пользование. Таким образом, при изучении данной проблемы необходимо определить, насколько индивидуализировалось земледелие у германцев ко времени Тацита.
Разложение родового строя не ограничивалось трансформацией общины, но находило свое выражение и в возникновении имущественного и социального неравенства. Проследить его возникновение — третья задача при работе над этой темой. Решая ее, студент должен обратить внимание не столько на существование уже сформировавшейся прослойки рабов, ибо не они явились в дальнейшем основным источником складывавшегося класса зависимых крестьян, сколько на развитие тех процессов, которые в будущем приведут к формированию господствующего класса и утрате рядовыми германцами равноправия и свободы. Какие это процессы? Одни связаны с зарождающимся новым порядком раздела земли, другие — с эксплуатацией, несвободных, третьи — с изменением характера войн. выяснение вопроса о военной демократии явится одним из средств решения данной задачи. Повышенный интерес римских писателей к воинским способностям врагов римлян сделал сведения о военном деле у германцев особенно многочисленными. Они могут послужить материалом для освещения вопроса о военной демократии. Важно также установить, был ли утрачен в эпоху Тацита прежний характер управления, свойственный родовому строю.
ДОКУМЕНТЫ
ЦЕЗАРЬ. ЗАПИСКИ О ГАЛЛЬСКОЙ ВОЙНЕ
Книга 1, гл. 31 ...Арверны и секваны[1] пригласили [на помощь] германцев за плату. Сначала германцев перешло к ним через Рейн 15 тысяч человек. Но после того как этим диким варварам понравились и земля, и образ жизни, и богатства галлов, их переправилось очень много: в настоящее время их набралось в Галлии до 120 тысяч.,.
Гл. 33 ...Он [Цезарь] видел, что если германцы постепенно привыкнут переходить Рейн и их наберется в Галлии много, то это явится большой опасностью для самого римского народа; он понимал, что, овладевши всей Галлией, германцы — эти дикие варвары — не удержатся от нашествия на римскую провинцию[2], а оттуда на Италию...
Гл. 48 ...Ариовист все эти дни удерживал свою пехоту в лагере, но ежедневно состязался в кавалерийском бою. Это был тот род сражения, в котором германцы усовершенствовались. Их было 6 тысяч всадников н столько же пехотинцев, самых храбрых и проворных, которых каждый всадник выбирал себе по одному из всего войска для своей защиты. Они сопровождали всадников во время сражений; под их прикрытием всадники отступали; они сбегались [на защиту], когда всадникам приходилось туго; если кто-нибудь падал с лошади, получивши тяжелую рану, они его окружали. В случаях продвижения на необычно далекое расстояние или особенно быстрого отступления их скорость благодаря упражнению оказывалась такой большой, что, держась за гриву лошадей, они не отставали от всадников.
Гл. 50 ...Когда Цезарь стал расспрашивать пленных, почему Ариовист не вступал в сражение, он узнал, что причиной этого был существующий у германцев обычай [а именно] : матери семейств на основании гаданий по жеребьевым палочкам и прорицаний провозглашают, целесообразно ли вступать в битву или нет, и они сказали так: не дозволено германцам победить, если они вступят в сражение до наступления новолуния.
Гл. 51… [Тогда германцы] вывели из лагеря свое войско и построили его по племенам так, что все племена — гаруды, маркоманны, трибоки, вангионы, неметы, седузии, свевы — находились на равном расстоянии друг от друга; они окружили всю свою боевую линию дорожными повозками и телегами, чтобы не оставалось никакой надежды на бегство. На них они посадили женщин, которые, простирая к ним руки, со слезами умоляли, идущих в битву воинов не отдавать их в рабство римлянам.
Книга IV, гл. 1. Следующей зимой, в год консульства Гнея Помпея и Марка Красса[3], германские племена узипетов и тенктеров большими массами перешли Рейн недалеко от впадения его в море. Причиной перехода было то обстоятельство, что их в течение многих лет тревожили свевы, которые теснили их войной и мешали им возделывать поля.
Племя свевов — самое большое и воинственное из всех германских племен. Говорят, что у них сто округов и каждый [округ] ежегодно высылает из своих пределов на войну по тысяче вооруженных воинов. Остальные, оставаясь дома, кормят себя и их; через год эти [последние] в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело. Но земля у них не разделена и не находится в частной собственности, и им нельзя более года оставаться на одном и том же месте для возделывания земли.
Они питаются не столько хлебом, сколько — и главным образом — молоком и за счет скота; они много охотятся. Все это вместе взятое, а также свойства пищи, ежедневные военные упражнения, свободный образ жизни, в силу которого они, не приучаясь с самого детства ни к повиновению, ни к порядку, ничего не делают против своей воли,— [все это] укрепляет их силы и порождает людей столь огромного роста. Кроме того, они приучили себя, [живя] в странах с очень холодным [климатом], не носить никакой другой одежды, кроме звериных шкур, которые вследствие их небольших размеров оставляют значительную часть тела открытой, а также привыкли купаться в реках.
Гл. 2. Купцам они открывают доступ к себе больше для того, чтобы иметь кому продать захваченное на войне, чем потому, что они сами нуждаются в каком бы то ни было ввозе. Германцы не пользуются даже привозными лошадьми, которыми галлы так дорожат и которых они приобретают за высокую цену, а используют своих туземных лошадей, низкорослых и невзрачных, и доводят их ежедневными упражнениями до величайшей выносливости. Во время конных боев они часто соскакивают с коней и сражаются пешие; коней же они приучили оставаться на том же месте, а в случае надобности они быстро вновь садятся на них; по их понятиям, нет ничего более постыдного и малодушного, как пользоваться седлами. Поэтому они осмеливаются — даже будучи в незначительном количестве — делать нападение на какое угодно число всадников, употребляющих седла. Вино они вовсе не позволяют себе ввозить, так как полагают, что оно изнеживает людей и делает их неспособными к труду. Они видят самую большую славу для народа в том, чтобы как можно более обширные земельные территории вокруг его границ оставались ненаселенными и невозделанными; это означает, по их мнению, что многие племена не смогли противостоять силе этого народа. Так, в одном направлении от границ области свевов пустует, как говорят, территория шириной около 600 тысяч шагов [900 км][4]. С другой стороны к ним примыкают убии; их страна была, по понятиям германцев, обширной и цветущей, а народ несколько более культурным, чем прочие германцы, так как убии живут на берегу Рейна, к ним заходит много купцов, и, благодаря близости к галлам, они усвоили их нравы. Свевы часто мерялись с ними силами в многочисленных войнах; и хотя они благодаря значительности и могуществу [убиев] не смогли изгнать [этих последних] из их страны, они превратили их, однако, в своих данников и сделали их гораздо более слабыми и малосильными.
Книга VI, гл. 21. [Быт] германцев сильно отличается от этого образа жизни[5]. Ибо у них нет друидов[6], руководящих обряда ми богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали. Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях: с раннего детства они [закаляются], приучаясь к тяготам их сурового образа жизни.
Гл. 22. Они не особенно усердно занимаются земледелием питаются главным образом молоком, сыром и мясом. И никто из них не имеет в собственности земельного участка точных размеров или с определенными границами[7], но должностные лица старейшины ежегодно отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько они найдут нужным, земли, а через год принуждают их перейти на другое место. [Германцы] приводят многочисленные основания [для объяснения] такого порядка: [по их словам] он не дает им прельститься оседлым образом жизни и променять войну на земледельческую работу; благодаря ему никто не стремится к расширению своих владений, более могущественные не сгоняют [с земли] более слабых, и никто не посвящает слишком много забот постройке жилищ для защиты от холода и зноя; [наконец, этот порядок] препятствует возникновению жадности к деньгам, из-за которой происходят постоянные распри и раздоры, и [помогает] поддерживать спокойствие в простом народе ощущением имущественного равенства его с самыми могущественными людьми.
Гл. 23. Величайшей славой пользуется у них то племя, которое, разорив ряд соседних областей, окружает себя как можно более обширными пустырями. [Германцы] считают отличительным признаком доблести [данного племени] то обстоятельство, что изгнанные из своих владений соседи его отступают и никто не осмеливается поселиться вблизи этого племени; вместе с тем оно может считать себя [благодаря этому] в большей безопасности на будущее время и не бояться внезапных неприятельских вторжений. Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]. В мирное время у племени нет общего правительства, старейшины отдельных областей и округов творят там суд и улаживают споры. Разбойничьи набеги, если только они ведутся вне территории данного племени, не считаются позором; [германцы] выставляют на вид их необходимость как упражнения для юношества и как средство против праздности. И вот, когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, тогда те, кто одобряет и предприятие, и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь; те из обещавших, которые не последовали [за вождем], считаются беглецами и изменниками и лишаются впоследствии всякого доверия. Оскорбить гостя [германцы] считают грехом; по какой бы причине ни явились к ним [гости], они защищают их от обиды, считают их личность как бы священной и неприкосновенной, предоставляют в их распоряжение свой дом и разделяют с ними свою пищу.
Древние германцы. Сб. документов/Сост. Б. Н. Граков, С. П. Моравский, А. И. Неусыхин. М., Соцэкгиз, 1937, с. 11—29.
СТРАБОН. ГЕОГРАФИЯ
Книга IV, гл. IV, 2. ...Мы берем эти сведения о них [т. е. о германцах] из былых времен, из тех обычаев, которые до сего времени держатся у германцев. Ведь они похожи между собой по природе и государственному устройству[8] и родственны друг с другом, а также живут в стране, разделенной рекою Рейном и почти одинаковой по своим основным свойствам. Германия лежит севернее, причем ее южная часть совпадает с южной, а северная — с северною частью [Галлии]. Вследствие этого бывает, что они легко переселяются; при этом они идут ордой, собрав всеобщее ополчение; чаще даже поднимаются все жители, когда их вытесняют другие, более сильные племена.
Книга VII, гл. I, 2. Итак, в местах, лежащих сейчас же за Рейном на восток, обитают германцы, немного отличающиеся от; кельтского народа большею дикостью, высоким ростом и русым цветом [волос] ; в остальном они почти одинаковы, а по наружности, нраву и образу жизни таковы же, как мы описали кельтов...
Гл. I, З. ...Здесь находится Герцинский лес и обитают племена свевов, частью живущие в самом лесу, как племя квадов... Племена свевов, как я говорил, частью живут в самом этом лесу, частью вне его, по соседству с гетами. Итак, самое большое племя это свевы, так как оно распространяется от Рейна до Альбия[9].
...Всем обитателям этой страны одинаково свойственна легкость подниматься для переселения. [Причиной этого являются] простота их образа жизни и то, что они не занимаются земледелием[10] и не собирают сокровищ, а живут в хижинах и обеспечивают себя только на данный день. Их пропитание получается главным образом от скота, как у кочевников; поэтому они, подражая этим последним, складывают весь домашний скарб на телеги и уходят, куда решат, со своим скотом...
Гл. II, 1. О кимврах кое-что рассказывают неправильно, а кое-что является недостаточно достоверным. Ведь никто, пожалуй, не поверит, будто бы причиной их превращения в бродяг и разбойников было то, что с полуострова, где они жили, их выгнал большой прилив. Они и теперь живут в той же области, которой владели прежде... Смешно думать, что они рассердились на природное и вечное явление, которое бывает каждый день два раза, и ушли из этого места.
Гл. II, З. Рассказывают о следующем обычае кимвров: их жен, следовавших с ними в поход, сопровождали жрицы-предсказательницы, седовласые, в белых одеждах, в полотняных, застегнутых [фибулами][11] мантиях, в медных поясах п босые. Они выходили навстречу пленным с обнаженными мечами, надевали на них венки и вели их к медному кратеру[12] вместимостью в 20 амфор[13]. Там была лестница, по ней вс<