Ионийское восстание (около 500 г. до н. э.)
(Геродот, «История», V, 98-99; VI, 6, 18-20)
Ионийское восстание (499-493 гг. до н. э.) – восстание греческих городов, расположенных в Ионии (Малая Азия) против Персидской империи, ставшее началом греко-персидских войн. Восстание было вызвано недовольством жителей восточного побережья Эгейского моря властью персов. Инициаторами восстания стали тираны Милета Гистией и Аристагор, о чем и рассказывает Геродот.
Аристагор поплыл вперед и по прибытии в Милет употребил следующую хитрость (пользы от нее для ионян не ожидалось никакой, и не ради этого Аристагор придумал ее, но лишь для того, чтобы причинить огорчение Дарию): он отправил посла в Фригию к пеонам, которые после покорения Мегабазом были переселены туда от реки Стримона; во Фригии они занимали особую местность и деревню. Явившись к пеонам, посол сказал им так: «Меня прислал к вам, пеоны, тиран Милета Аристагор для того, чтобы посоветовать вам средство к освобождению, если только вы пожелаете последовать его совету. В настоящее время против персидского царя восстала вся Иония, что дает вам возможность возвратиться на родину при следующих условиях: о пути до моря вы должны позаботиться сами, дальше от моря мы позаботимся о вас». Пеоны чрезвычайно обрадовались этому известию и с детьми и женами поспешно направились к морю; впрочем, некоторые из них из страха не двинулись с места. По прибытии к морю пеоны перешли на Хиос, и в то время когда они находились уже на острове, появился большой отряд персидской конницы, следовавший за ними по пятам. Не захвативши здесь пеонов, персы послали на Хиос требование, чтобы они возвратились назад; но пеоны отказались повиноваться, а жители Хиоса переправили их с своего острова на Лесбос, лесбосцы в Дориск, отсюда сухим путем они отправились дальше и прибыли наконец в Пеонию.
Так действовал Аристагор. Между тем афиняне прибыли в Милет на двадцати кораблях вместе с пятью эретрийскими триремами; эретрияне выступили в поход не ради афинян, но ради самих милетян, воздавая им за оказанные ранее услуги. Некогда милетяне помогали эретриянам в войне с халкидянами, между тем как халкидянам против эретриян и милетян помогали самосцы. По прибытии этих и прочих союзников Аристагор предпринял поход на Сарды.
Сам он, впрочем, в поход не выступил, но оставался в Милете, назначивши в вожди милетян других лиц: родного брата Хоропина и одного из их сограждан, Гермофанта.
...Между тем в Милете ожидали приближения врагов – большого флота и сухопутного войска. Ибо персидские военачальники объединились и, образовав одно войско, двинулись на Милет, оставляя в стороне другие города. Во флоте самую значительную роль играли финикийцы, вместе с ними выступили в поход недавно покоренные жители Кипра, а также киликийцы и египтяне...
Персы же, победив ионийцев в морском сражении, осадили Милет с суши и с моря, подвели различные осадные машины и подкопали стены города. Полностью город был взят на шестом году после начала восстания, поднятого Аристагором. Жители города были обращены в рабство. Таким образом, судьба Милета сложилась именно так, как предсказывал ему оракул.
Когда аргивяне вопросили оракула в Дельфах о том, как спасти свой город, то они получили такой ответ, который в целом относился к аргивянам, но имел добавление, касавшееся жителей Милета. Ту часть изречения, которая относится к аргивянам, я приведу тогда, когда о них пойдет речь. Милетянам же, хотя они и не присутствовали в Дельфах, было дано такое предсказание:
Время придет, о Милет, ты, зачинщик всех дел безобразных,
Станешь добычей для многих, доставишь роскошные яства.
Длинноволосым мужам твои жены мыть будут ноги,
И для других уж заботою храм наш в Дидимах станет.
Такая судьба и постигла тогда милетян: большинство мужчин было убито длинноволосыми персами, женщины и дети прекращены в рабов, святыни в Дидимах, храм и прорицалище, были разграблены и сожжены. О сокровищах этого храма я уже много раз упоминал в других местах.
Затем плененные милетяне были уведены в Сузы. Царь Дарий не причинил им никакого зла и поселил их на берегу Эритрейского моря, в городе Ампе у устья реки Тигра. Что же касается области Милета, то окрестности города и равнину заняли сами персы, а горные местности они отдали во владение карийцам из Педаса.