Видам деятельности до начала эксперимента (в процентах)
Градация | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий | - | - |
Средний | 25,6 | |
Низкий | 74,3 |
-в целом исходный уровень сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности определяется как низкий, и особенно низок действенно-практический компонент;
-существенных различий в исходном состоянии компонентов
психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности контрольной и экспериментальной групп не выявлено;
-психологическая подготовка курсантов к экстремальным видам деятельности проводится бессистемно;
-в психологической подготовке курсантов к экстремальным видам деятельности превалируют субъект-объектные отношения;
- мотивационный компонент психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности в структуре ценностей обучающихся имеет невыраженный, неустойчивый, ситуативный характер.
Второй этап эксперимента - формирующий - имел целью реализацию разработанного нами психотренинга повышения стрессоустойчивости курсантов (см. приложение 5).
Как мы уже говорили, эксперимент длился в течение 1 семестра 2016-2017 учебного года.
На третьем этапе эксперимента - контрольном - определялся итоговый уровень психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.
Проведенное анкетирование позволило выявить понимание обучающимися экспериментальной группы сущности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, ее места и роли в образовательной системе подготовки будущих офицеров (96%); знание курсантами морально-психологических и физических качеств, необходимых для прохождения военной службы (87%), уважительное отношение к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам (87%), роли мотивации по овладению курсантами стрессоустойчивым поведением (89%).
В контрольной группе эти показатели значительно ниже - 46%, 38%, 64%, 53%.
Анализ деятельности курсантов экспериментальной группы (рефераты, сочинения), ответов в ходе проведенного интервью подтвердили, что многие курсанты стали не только осознавать необходимость психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, но и сами прилагают усилия для работы по совершенствованию уровня своей подготовленности.
В частности, курсантами экспериментальной группы был организован клуб «Военный психолог», основной целью деятельности которого является психологическая работа с курсантами первого курса военно-гуманитарного факультета.
Уменьшилось количество курсантов, имеющих низкую тревожность (23%) и увеличилось количество курсантов с умеренной тревожностью (69%).
В контрольной группе показатели изменились незначительно: низкая тревожность - у 50% курсантов, умеренная - у 34%.
Методика определения уровня притязаний показала ведущие мотивы деятельности курсантов, которые распределились следующим образом (табл. 10).
Как видно из приведенных данных, в экспериментальной группе увеличилось количество курсантов, имеющих доминирующие внутренние и познавательные мотивы: на 23% - в первом случае и 16% - во втором. В контрольной группе произошли незначительные изменения: на 5% - в первом случае и 6% - во втором.
Таблица 10
Состояние динамики мотивации деятельности курсантов по
Окончанию опытно-экспериментальной работы (в процентах)
Вид мотивации | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Исходный показатель | Итоговый показатель | Сдвиг | Исходный показатель | Итоговый показатель | Сдвиг | |
Внутренний мотив | ||||||
Познаватель- ный мотив | ||||||
Мотив избегания неудач | -5 | -2 | ||||
Состязатель- ный мотив | -21 | -3 | ||||
Мотив смены деятельности | -7 | -4 | ||||
Мотив самоуважения | -6 | -2 |
Проведение методики выявления мотивации достижения были определены доминирующие мотивационные тенденции у обучающихся. В экспериментальной группе на 31% увеличился мотив стремления к успеху, на 37% - мотив избегания неудач. В контрольной группе соответственно 9% и 9%. Существенных изменений в контрольной группе не наблюдается.
Итоговые результаты экспериментальной работы представлены в таблицах 11, 12 и рис. 1.
Таблица 11
Состояние компонентов психологической подготовки курсантов к
Экстремальным видам деятельности на итоговом этапе опытно-