Ознакомить курсантов с понятиями:
- морально-психологическая готовность и психологическая устойчивость воина;
-морально-психологический климат в коллективе и информационно-воспитательная работа;
- психологическая работа и специальная психологическая подготовка;
- особенности морально-психологической подготовки на военной службе в Вооруженных Силах и государственных органах Российской Федерации.
Вместе с тем научить:
- успешно решать исход боя над противником при его превосходстве, в информационных и психологических средствах ведения войны, живой силе и боевой технике, преодолевать страх в бою и при этом сохраняя волю к победе.
В ходе изучения курсантами учебных вопросов по морально-психологической подготовке, необходимо приводить им примеры о героических подвигах Советских воинов в годы Великой Отечественной войны, а также героических подвигах воинами России в «горячих точках» боевых действий и военных конфликтов (Чечня, Таджикистан, Косово).
При этом, особое внимание уделить специфике боевых действий в современных условиях и целесообразно проверять у курсантов знания не только путем постановки вопросов и ответов на них, но и путем создания обстановки, когда обучаемые должны самостоятельно принимать решения, выполнять практические действия и укреплять морально-психологические качества.
Теоретические занятия с курсантами проводятся в учебном классе, а практические занятия отрабатываются в полевых условиях при проведении:
- летних и зимних военно-спортивных сборах, военно-спортивных играх «Зарница» и при этом максимально использовать местные условия.
По каждому учебному вопросу руководитель занятия создает краткую морально-психологическую обстановку, сообщает сведения о положении, характере действий противника и ставит задачу курсантам. Затем руководитель занятия, показывает и разъясняет технику выполнения приема (действия), после чего тренирует курсантов.
Рекомендуется по морально-психологической подготовке курсантов организовать показ военно-учебных кинофильмов в соответствии с темой занятий и научить их предвидеть те физические, моральные и психологические испытания, с которыми встретятся военнослужащие в бою, и реально использовать «человеческий фактор» и, следовательно, найти ключ к достижению победы над врагом.
Проведенное занятие заканчивается разбором, на котором напоминается тема и цель занятия, какие учебные вопросы отрабатывались и анализируется действие курсантов.
Количество, содержание занятий и расчёт часов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | I-й год | 2-ой год | |||
1. | Раздел - I. Теоретические основы морально - психологического обеспечения деятельности войск (сил). Занятие -1. Роль морально-психологического фактора в современной войне. | ||||
Занятие-2. Содержание морально-психологического фактора. | |||||
Занятие -3. Исторический опыт поддержания высокого морально-психологического состояния военнослужащих. | |||||
Занятие-4. Морально-психологическое обеспечение - новый вид обеспечения деятельности войск (сил) в современных условиях. | |||||
Занятие-5. Сущность морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). | |||||
Занятие-6. Зарубежный опыт морально-психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям. | |||||
Раздел-II. Содержание морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). Занятие-7. Виды морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). | - | ||||
Занятие-8. Система морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). | - | ||||
Раздел III. Управление морально-психологическим обеспечением деятельности войск (сил) Занятие- 9. Теоретические основы управления морально-психологическим обеспечением деятельности войск (сил). | - | ||||
Занятие-10. Система управления морально-психологическим обеспечением боя. | - | ||||
Занятие-11. Алгоритм работы должностных лиц части (подразделения) по организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). | - | ||||
Раздел IV. Организация морально-психологического обеспечения боевых задач в ходе повседневной деятельности войск (сил) Занятие-12. Морально-психологическое обеспечение боевого дежурства. | - | ||||
Занятие-13. Морально-психологическое обеспечение несения караульной службы. | - | ||||
Занятие-14. Морально-психологическое обеспечение боевой подготовки войск (сил). | - | ||||
Занятие-15. Морально-психологическое обеспечение приведения подразделения (части) в боевую готовность. | - | ||||
Раздел V. Морально-психологическое обеспечение боевых действий (боя) Занятие-16. Морально-психологическое обеспечение подготовки боевых действий (боя). | - | ||||
Занятие -17. Морально-психологическое ведение боевых действий (боя). | - | ||||
Занятие-18. Организация морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий (боя). | - | ||||
Занятие-19. Морально-психологическое обеспечение миротворческих операций. | - | ||||
Занятие-20. Морально-психологическое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах. | - | ||||
Итого | |||||
16. Военно-медицинская подготовка
Цель занятий: научить курсантов личной и общественной гигиене, оказанию первую медицинской помощи при ранениях, кровотечениях, отравлениях и других боевых поражениях.
Занятия по военно-медицинской подготовке проводятся врачом (фельдшером). Теоретические знания отрабатываются в классе с использованием учебных пособий (плакатов, схем, макетов, диапозитивов, диафильмов), а практические навыки – на местности с использованием средств индивидуального медицинского оснащения военнослужащих.
В начале практического занятия, руководитель объясняет и показывает порядок и последовательность оказания первой медицинской помощи с использованием штатных и подручных средств, а затем отрабатывает их с курсантами.
Для практической отработки приемов, курсанты делятся на две группы и поочередно тренируются в оказании помощи. После усвоения приема проводится тренировка в выполнении его в установленное нормативами время. На практическую отработку отводится не менее 80 % учебного времени.
Навыки в использовании шприц - тюбика отрабатываются на фантомах.
Занятия обеспечиваются учебным имуществом на 50% курсантов. Полученные в ходе занятий военно-медицинской подготовки знания и практические навыки, совершенствуются на тактико-строевых, тактических занятиях и военно-спортивной игры, типа «Зарница», в период проведения с курсантами (летних и зимних) военно-спортивных сборов.
Количество, содержание занятий и расчет часов
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | 1-й год обучения | 2-й год обучения |
Занятие-1. Оказание первой медицинской помощи. Понятие о комбинированном поражении, виды комбинированного поражения, их различные сочетания. Общие черты комбинированных поражений. Оказание первой медицинской помощи при комбинированных поражениях. | - | |||
Занятие-2. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих. правила пользования ими. Табельные средства индивидуального медицинского оснащения, личного состава: аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакеты перевязочный и противохимический,пантоцид. Предназначение, порядок и правила пользования ими. | - | |||
Занятие-3. Отыскание раненых на поле боя, извлечение их из БМП (БТР, танка). Вынос и вывоз раненых с поля боя. Отыскание раненых в зависимости от обстановки и местности днем и ночью. Извлечение их из боевой и специальной техники, оборонительных сооружений. Укрытие и маскировка раненых на поле боя, оказание им первой медицинской помощи. Порядок вызова санитара. Приемы и способы переноски раненых с помощью подручных материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта. | - | |||
Итого: |
Приложение №1
Контрольные нормативы
Контрольные нормативы отрабатываются с курсантами в период проведения летних и зимних военно-спортивных сборов и как практические занятия по общевоинским дисциплинам, по системе: «Зачет», «Незачет».
«Военно-прикладные дисциплины»
Наименование норматива | Условия (порядок) выполнения норматива | Оценка, ошибки, снижающие оценку |
Подтягивание на перекладине | По физической подготовке курсант находится в исходном положении. По команде руководителя «к снаряду», подходит к перекладине четким шагом и принимает положение наскока. Выполняет подтягивание из виса на прямых руках хватом сверху (положение виса фиксируется в течение 1-2 с. При подтягивании подбородок должен быть выше перекладины. Допускается сгибание и разведение ног. | Оценка: «зачет» - 12 раз, «меньше» - «незачет» |
Преодоление полосы препятствий | В соответствии с условием упражнения на единой полосе препятствий (приложение 2) | Оценка: «зачет» - 1 мин. 30 с. «больше» - «незачет» |
Бег на 3 000 м | Проводится на любой местности с общего или раздельного старта. Старт и финиш оборудуются в одном месте. Форма одежды спортивная. | Оценка: «зачет» - 12 мин. 00 с. «больше» - «незачет» |
Приемы рукопашного боя | Курсант находится на специально- оборудованном месте для ведения рукопашного боя. Руководитель назначает три предусмотренных программой приема из различных групп: приемы боя с оружием, приемы боя рукой и ногой, освобождение от захватов, обезоруживание противник По команде, курсант выполняет указанные приемы. Выполнение приемов оценивается: «Выполнено»- если прием проведен согласно описанию, быстро, уверенно и доведен до завершения. «Не выполнено» - если прием проводился не в соответствии с описанием или не доведен до завершения. | Оценка: «зачет» - если выполнено 3 приема, «меньше» - «незачет» |
Бег на 100 м | Форма одежды спортивная. Старт низкий. | Оценка: «зачет» - 13,6 с, «больше» - «незачет» |
Метание гранаты массой 177 г на дальность. | Выполняется с места или разбега в коридор шириной 10 м. | Оценка: «зачет» - 40 м, «меньше» - «незачет» |