ВТОРЖЕНИЕ РУССКИХ. €

которым австрийская армия действует то у Дебрецена, то в Трансильвании? Даже солдаты деморализованы. Офицеры и солдаты открыто жалуются, что их заставили воевать против венгров, которые им ничего не сделали. Самые глупые и в то же время самые жестокие — это богемцы.

Бывший премьер-министр, граф Луи Баттяни, четырнадцать раз привлекавшийся к суду, четырнадцать раз уклонялся от всякого ответа своим импровизированным судьям, заявляя: «Я был министром и буду отвечать лишь тогда, когда предстану перед трибуналом венгерских маг­натов». Генералы Mora и Храбовский, два старца с безупречным прошлым, были приговорены к 20 годам крепости. Зять генерала Mora, граф Лазар, полковник гонведов, был приговорен к смерти, но всемилостивый и вели­кодушный князь Виндишгрец помиловал его, приговорив к 10 годам тюремного заключения в кандалах, лишению дворянства и позорному раз­жалованию!!

Написано Ф. Энгельсом Печатается по тексту газеты

27 февраля 1849 г.

Перевод с немецкого
Напечатано
в «Neue Rheinische Zeitung» M 233; Ha Русском языке публикуется впервые

28 февраля 1849 г.

[ 155

С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРАНСИЛЬВАНИИ И ВЕНГРИИ

Все еще никаких новых известий с театра военных действий. То, что мы узнаём, это почти исключительно подробности об уже известных событиях.

На Верхней Тисе мадьяры занимают оба берега реки. Бла­годаря смелому маневру Гёргея,

«осуществленному с неожиданной для него ловкостью» («Constitutio-nelles Blatt aus Böhmen»),

вся страна к востоку от Тисы и Хернада очищена от неприятеля. Одновременно Дембинский форсировал Тису, в результате чего левое крыло и центр императорских войск отброшены и удерживают свои позиции на Тисе только ниже Сольнока. Поэтому когда австрийские газеты сообщают, что Шлик соеди­нился «с главной армией», или что он «встретился с передовыми частями главной армии», то это означает лишь, что остатки находящихся под его командованием четырех бригад вместо того, чтобы держать левый фланг, отброшены назад к войскам Виндишгреца.

Воспользовавшись этим, как сообщает мадьярский коррес­пондент «Breslauer Zeitung»,

«большая часть польского полка Роткирха ш перешла на сторону венгров и с триумфом вступила в Дебрецен. Среди пленных даже 2 генерала. Таким образом, комитаты Ципс, Шарош, Абауй, Земплен, Унг и Хевеш благодаря полной победе над императорскими войсками и их изгнанию вновь во власти венгров».

«Constitutionelles Blatt aus Böhmen» в двух корреспонденциях из Пешта от 20-го подтверждает как соединение Гёргея с глав­ными силами мадьяр, так и то, что эта армия




156 С ТЕАТРА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРАНСИЛЬВАНИИ И ВЕНГРИИ

«вновь заняла исходные позиции для атаки» и, «по-видимому, решила принять сражение».

Упомянутый мадьярский корреспондент сообщает далее:

«Из Кашау в Пешт прибыло много беженцев. Граф Сирмаи, один из богатейших венгерских магнатов, зверски убит разъяренным народом. Его ненавидели за предательство, позволившее Шлику занять Кашау. Кроме того, он пытался навербовать добровольческий батальон для импе­раторских войск. Он был майором императорской армии».

О том, как опасно положение австрийцев именно на левом фланге, свидетельствуют постоянные переброски подкреплений на этот участок. Почти ежедневно бан Елачич производит в Пеште смотр новым направляющимся туда частям. Так, мадьярский корреспондент сообщает 22-го:

«20-го из Погата выступила бригада со множеством орудий в направ­лении на Хатван. Она состояла большей частью из хорватов. Бан, фельд­маршал-лейтенант Елачич, произвел смотр бригады и обратился к ней с речью. Присутствующая при этом публика созерцала все это холодно. Тут прискакал какой-то генерал и закричал: «Шляпы долой, когда провоз­глашается слава императору». Все присутствующие, как один человек, повернулись и ушли. Это также свидетельствует об ухудшающемся с каж­дым днем настроении».

Подкрепление, приведенное Гёргеем к главным силам мадьяр, по словам «Constitutionelles Blatt aus Böhmen», насчитывает 9 тысяч человек, в том числе 1 батальон гренадеров, 1 батальон пехоты д'Эсте, 2 батальона Ваза t56, 8 дивизионов (16 эскадро­нов) гусар, 30 пушек и 12 гаубиц. Направление газеты, из кото­рой заимствованы эти данные, говорит за то, что они скорее преуменьшены, нежели преувеличены.

В центре и иа правом фланге Виндишгреца положение мало изменилось. Сольнок на Тисе пока еще в руках австрийцев, в то время как мадьяры удерживают противоположный берег. Пока первые возводят под Сольноком укрепления, через Дунай идет артиллерийская перестрелка.

Сегедин, ниже по течению Тисы, который австрийцы брали якобы уже три или четыре раза, по сегодняшней сводке опять взят. На сей раз войсками, направленными из Пешта, которые под Сегедином соединились" с сербами, наступавшими с юга, чтобы взять этот важный пункт, господствующий" над местно­стью, где Марош впадает в Тису. Se non è vero, è ben trovato *.

С другой стороны, австрийский корреспондент на основании частного письма сообщает, что

* — Если и неправда, то хорошо выдумано. Итальянская поговорка, встречаю­щаяся у писателя середины XVI века Антонио Франческо Дони. Ред,


Наши рекомендации