Заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям
Для защиты гражданского населения и народнохозяйственных объектов в 1932 году в Советском Союзе была создана специализированная структура — местная противовоздушная оборона (МПВО) в составе общегосударственных оборонных мероприятий. МПВО совместно со всеми военно-патриотическими общественными организациями, средствами массовой информации развернула широкомасштабную деятельность по формированию и развитию гражданской обороны. Сохранение жизни граждан страны, поддержание производственного и экономического потенциала в условиях военных действий, защита от разрушения населённых пунктов были превращены во всенародное дело.
Местная противовоздушная оборона была построена на взаимодействии и чётком разграничении функций воинских частей, подчиняющихся окружному командованию Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а с 1940 года — Наркомату внутренних дел СССР и добровольческим формированиям в городских районах. Это участковые команды, команды для борьбы с пожарами на предприятиях, группы самозащиты при домоуправлениях, находившиеся в ведении местных органов исполнительной власти.
Действия МПВО выстраивались в непосредственной связи с силами противовоздушной обороны Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Развитая система наблюдения МПВО за воздушным пространством с высоких точек города, а в случае налётов — за бомбовыми ударами и возгораниями позволяла ускорить выдвижение к местам поражения спасательных и пожарных команд. Благодаря такой работе многие исторические и культурные здания Ленинграда были защищены от уничтожения.
В годы Великой Отечественной войны силы МПВО успешно справились со своей задачей. Они ликвидировали последствия более 30 тысяч налётов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тысяч серьёзных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тысяч авиабомб и почти 2,5 миллиона снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тысяч возгораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооружённых Сил МПВО в годы войны внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налётов фашистской авиации, а в ряде случаев её силы принимали участие в отражении атак сухопутных частей противника на города.
Решением руководства страны в 1991 году система гражданской обороны была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а с 1994 года — в министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. И это абсолютно правильное решение. И вот эта гражданская оборона, сформированная в МЧС России как система реагирования на чрезвычайные ситуации, показала свою высочайшую эффективность в период наводнений на Дальнем Востоке в 2013 году и в Приморском крае в 2016-м, а также во время других чрезвычайных ситуаций, на которые наше министерство оперативно и эффективно реагировало.
Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам академика РАН Владимира КАШИНА было опубликовано в №24 «Правды» (10—13 марта) в виде статьи «Октябрь и Победа».
Оборонка собирает таланты
Владимир ПАЛЬМОВ,
Руководитель Федерального кадрового центра ОПК
Я представляю структуру минпромторга, которая является головной по мониторингу и информационно-аналитическому обеспечению деятельности органов управления оборонно-промышленного комплекса.
Сейчас в сводный реестр ОПК включены 1366 предприятий с численностью работающих около 2 миллионов человек. Для сравнения: после распада Советского Союза на территории России осталось 22,5 тысячи предприятий, на которых работали порядка 5 миллионов человек.
Несмотря на существенные потери, ОПК по-прежнему самый большой сектор экономики. Поэтому вопрос обеспечения квалифицированными кадрами предприятий оборонки является ключевым.
В министерстве промышленности и торговли утверждён и реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование системы профессионального образования, повышение уровня жизни и решение жилищных проблем работников оборонки.
В период до 2025 года кадровая потребность оборонно-промышленного комплекса только по отраслям, подведомственным минпромторгу, оценивается более чем в 600 тысяч человек, причём численность инженерного состава составляет 150 тысяч человек.
Подготовка специалистов для организации оборонно-промышленного комплекса — это прежде всего государственный план подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием.
Хочу сказать, что на сегодняшний день это уникальный инструмент, который позволяет нам сохранить инженерную подготовку. На 2017 год утверждённые контрольные цифры составляют около 11 тысяч человек. По сути, это бюджетные места, которые заказаны предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Несмотря на имеющиеся недостатки, государственный план остаётся системным и наиболее действенным инструментом господдержки в воспроизводстве инженерных кадров России.
В целях повышения качества подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса министерством образования и науки в рамках Государственной программы развития образования реализуются две ведомственные целевые программы. Они ориентированы на подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса. Одна из них — ведомственная целевая программа «Новые кадры для ОПК». В её основе — методология углублённой индивидуальной подготовки студентов-целевиков старших курсов на условиях паритетного софинансирования с предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
В рамках Государственной программы Российской Федерации развития промышленности и повышения конкурентоспособности совместно с министерством образования и науки осуществляется поддержка проектов создания и развития инжиниринговых центров. Такие центры позволяют повысить качество научной и образовательной деятельности вузов, расширить спектр исследований и разработок, в том числе в интересах оборонно-промышленного комплекса. Только в период с 2013 года создан 41 инжиниринговый центр.
Развивается и такая важная для интеграции образования и промышленности форма, как базовая кафедра. На этих кафедрах проходят подготовку студенты, ориентированные на дальнейшее трудоустройство на предприятия ОПК.
Для дополнительного мотивирования специалистов в создании прорывных технологий и современных образцов вооружения указом президента №1380 в последние годы кратно увеличен размер стипендий в сфере ОПК, которые назначаются за конкретные достижения. Так, за выдающиеся достижения каждая такая стипендия составляет 500 тысяч рублей, за значительные достижения — 350 тысяч. Ежегодно её получают порядка тысячи работников предприятий.
Кроме того, минпромторгом совместно с Агентством ипотечного жилищного кредитования реализуются мероприятия по созданию жилищно-строительных кооперативов с государственной поддержкой. На сегодняшний день осуществляется 12 проектов в 10 регионах России, в которых принимают участие 29 организаций ОПК.
Оборонно-промышленный комплекс по-прежнему объединяет наиболее талантливую и высоко подготовленную часть трудового народа России.
Ловушка для ВПК
Сергей СЕРЕБРЯКОВ,
Директор ЗАО «Универсалмаш»
Я — директор Петербургского тракторного завода и одновременно завода «Универсалмаш». Мы — дочернее общество знаменитого Путиловского завода, который 83-й год носит имя Кирова. История предприятия насчитывает 216 лет. В наших стенах делалось очень много для улучшения обороноспособности страны.
Первый отечественный танк, первый отечественный трактор, первый газотурбинный танк Т-80, паровые ходовые турбины для атомных подводных лодок, атомных ледоколов — всё это Кировский завод. Первая добровольческая дивизия вышла из стен нашего предприятия. Рабочие-кировцы отражали атаки немецко-фашистских войск, а ночью выпускали тяжёлые танки КВ и ремонтировали другую военную технику с фронта.
Но я бы хотел поговорить о дне сегодняшнем.
Мне думается, надо чётко разделить две задачи: стратегическую задачу развития вооружения и военной техники и сопутствующие с этим науку и подготовку кадров. Наука, в том числе прикладная, должна быть нацелена на разработку новых видов материалов, технологий, образцов техники, проведения их всесторонних испытаний.
Главная цель системы образования — подготовка молодых специалистов, которые будут работать на перспективу ближайших 10—20 лет. К сожалению, эта работа сегодня ведётся крайне слабо.
Это задача очень серьёзная, и она сопрягается с другой стратегической задачей — выполнением гособоронзаказа. К сожалению, контракты, которые заключаются с заказчиком, как правило, краткосрочные. Также существует практика, когда уже подписанные контракты со стороны военного ведомства растягиваются по времени.
На мой взгляд, знаменитые спецсчета, введённые с целью контроля бюджетных средств, играют роль очень серьёзной ловушки. Они не позволяют технологически развиваться. Предполагается, что закупать оборудование и инвестировать в предприятие можно только из прибыли, которая будет получена. Но любой промышленник понимает, что нужно поступательное, постепенное совершенствование технологического процесса. Из тех денег, которые сегодня есть на выполнение гособоронзаказа, часть следует выделять предприятиям для их развития.
Министерство обороны пытается минимизировать авансирование, то есть текущий гособоронзаказ, как правило, финансируется из средств кредитных учреждений. Тем самым увеличиваются затраты как промышленности, так и бюджета, а выигрывает только банковский сектор, как зачастую у нас в стране сегодня бывает.
Я перечислил основные вопросы, связанные со стратегией развития гособоронсектора, армии, с перспективными вооружениями. Их нужно решать уже сейчас. Тогда мы получим сильную оборонную промышленность с талантливыми инженерами, которые будут способны выполнять задачи в любых условиях и любого уровня сложности.
Заводы под берёзками
Хайдарбек БУТОВ,