По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

____________________________________________________

ФГБОУ ВПО АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ

Кафедра философии, истории и культурологии

Методические указания обучающимся

по изучению дисциплины

«ИСТОРИЯ»

Химки – 2013

УДК- 9.4

ББК- 63.3 (6)

Рецензенты:

И.А. Лаврова, кандидат исторических наук, ст. преподаватель кафедры философии, истории и культурологии АГЗ МЧС России (г. Химки)

М.А. Аракелян, кандидат исторических наук, ст. преподаватель кафедры философии, истории и культурологии АГЗ МЧС России (г. Химки)

Корнеев В.В. Методические указания обучающимся по изучению дисциплины «История». Химки: АГЗ МЧС России, 2012. 48с.

В пособии представлена программа, содержание разделов и тем дисциплины «История». По каждому семинарскому занятию даны методические указания, список рекомендованной литературы. В заключительную часть учебно-методических материалов вынесены вопросы для подготовки к экзамену.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины:– сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины:заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

· знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

II. Распределение бюджета времени

Номера и наименование разделов и тем Всего часов учебных занятий В том числе учебных занятий с преподавателем ИЗ НИХ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Время, отводимое на самостоятельную работу
лекции семинары лабораторные работы практические занятия групповые упражнения групповые занятия тактические и тактико-специальные занятия и учения КВШИ КШУ, военные (военно-специальные) игры курсовые работы (проекты, задачи) самостоятельная работа под руководством преподавателя другие виды учебных занятий
1(2) семестр
Тема №1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки                    
Тема №2.Особенности становления государственности в России и мире                  
Тема №3. Русские земли и население Руси в сообществе с народами евразийского континента в XIII –XV вв.                    
Тема №4. Россия в XVI-XVII вв. в контексте развития мировой цивилизации.                  
Тема №5. Россия и мир в XVIII - XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.                  
Тема №6. Россия и мир в XX веке.                  
Тема №7. Россия и мир на рубеже XX – XXI столетий.                    
Экзамен                        
Итого:                  
                               



III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ

Тема № 2. Особенности становления государственности

В России и мире.

Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии. Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III - VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже УШ-1Х вв. Восточные славяне в древности VIII-ХШ вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя.

Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Пути возникновения городов в Древней Руси.

Эволюция древнерусской государственности в XI -XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

Соседи Древней Руси в IX - XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

Мировой цивилизации.

ХVI-ХVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства - основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Дискуссия об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.

«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры.

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Рекомендации по организации самостоятельной работы:

· планировать свою самостоятельную работу на предстоящий день и рабочую неделю;

· работать ежедневно. В тот же день, когда была прочитана лекция по той или иной теме, на самоподготовке отработать конспект и повторить содержание прочитанного материала по учебнику;

· выработать для себя привычку работать целенаправленно, преодолевая отрицательное настроение;

· накануне очередной лекции прочитать её содержание по учебнику.

Самостоятельная работа обучаемых продолжается в течение всего учебного времени, в том числе в период учебных занятий, в часы самоподготовки, во внеучебное время. Основными видами самостоятельной работы обучаемых по изучению исторической науки являются:

· изучение исторической литературы;

· анализ текстов исторических документов;

· решение тестов и практических задач;

· просмотр учебных кинофильмов и телепередач;

· посещение музеев, исторических мест;

· чтение мемуаров и другой литературы по исторической тематике.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

Семинарские занятияпроводятся по наиболее сложным и дискуссионным проблемам курса в целях расширения и самостоятельного овладения знаний, полученными обучаемыми в ходе лекций и самостоятельной работы с литературой.

Подготовку к семинару не следует откладывать на последний день. Её лучше всего начать сразу же после прочтения лекции по семинарской теме. Подготовка к семинару в себя включает:

· работу с конспектом лекции;

· глубокое изучение рекомендованной литературы;

· составление тезисов выступления по всем рекомендованным планом семинара вопросам;

· выполнение индивидуальных заданий, решение тестов и учебных задач;

· осмысление содержания изучаемой темы в связи с современностью и с практической деятельностью специалиста МЧС.

Только после выполнения этих требований можно считать подготовку к семинару завершённой.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ

Занятие 2/2. Семинар

В XV – XVII вв.

Вопросы:

1. Специфика (особенности) становления и развития Российского государства в XV – XVII вв.

2. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.

Методические указания

Первый вопрос семинарского занятия преследует задачу выявления специфики становления и развития Российского государства в XV – XVII вв. в сравнении с западноевропейскими и азиатскими странами Евразийского континента. Для этого необходимо провести сравнительно–исторический анализ общественно-исторического развития России и государств Европы и Азии по следующим основаниям:

– формационная направленность стран и народов в XV – XVII вв. (изучить сущность и содержание категорий «рабовладельческое общество», «феодализм», «капитализм», аграрная и промышленная цивилизации);

– исторические условия, в которых происходило становление централизованных государств в Европе и Азии (феодальная раздробленность, оккупация стран, борьба за национальную независимость и т.д.);

– факторы (экономические, политические, социальные, духовные), которые в большей, либо меньшей степени повлияли на формирование централизованных государств;

– роль различных социальных сил в становлении нового общества и государств.

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия необходимо, прежде всего, изучить причины и цели реформ Ивана Грозного. С этой целью следует проанализировать исторические условия, в которых оказалось Русское государство в середине XVI столетия, рассмотреть внешнеполитическое и внутреннее положение страны. Затем целесообразно выявить движущие силы преобразований, определить классы, сословия и социальные группы на которые опиралось правительство Ивана IV в ходе преобразований.

При изучении содержания реформ целесообразно вначале выделить основные направления преобразований (государственного управления, военные, финансовые и др.), а затем приступить к их анализу. При этом важно уяснить, какие изменения произошли в общественно-государственном устройстве и как они повлияли на жизнь представителей различных социальных сил российского общества.

Особое внимание надо уделить такому историческому явлению как «опричнина». Необходимо строго научно, без эмоций подходить к анализу этого исторического периода на Руси. Для этого надо знать оценки опричнины в трудах русских и советских историков, уяснить причину(ы) разногласий царя Ивана Грозного и деятелей т.н. Избранной Рады. В обязательном порядке следует изучить международное положение Русского государства, уяснить основные этапы становления феодально–крепостнического строя. Объективно и беспристрастно надо подвести итоги преобразований Ивана Грозного.

На семинарском занятии студенты (курсанты) могут сделать сообщение (доклад) по следующим темам (на выбор и по согласованию с преподавателем одно сообщение продолжительностью 10-12 мин.):

а) Социально-правовое положение сословий в России в XV - XVII вв.

б) Вооруженные силы Российского государства в XVI в. (для курсантов АГЗ МЧС России).

При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы и явления оказали влияние на ход исторического процесса в мире в XV–XVII вв.

2. Чем, в сравнении с государствами Европы и Азии, отличался процесс формирования Российского государства? Какова его специфика?

3. Какие внешние и внутренние факторы обусловили реформы Ивана Грозного? Что представляли собой данные преобразования?

4. Существовала ли объективная необходимость в реформах Ивана IV или все определялось сугубо личными (субъективными) качествами царя?

5. Какова оценка опричнины в трудах российских и советских историков?

Рекомендуемая литература:

Инв. №2382у. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Учебное пособие. - М.: Логос, 2012.

Инв. №1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. /А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).

Инв. №2082у. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М., 2010. Т. 1.

Инв. №1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов. 9-е изд. М.: КДУ, 2008.

Инв. №1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009.

Инв. №1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М, 2008.

Инв. №1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.

Инв. № 28249. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). - М., 2000.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.

Фомин С.В. Правда о первом русском царе: Кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр, 2010.

Нефедов С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние //Вопросы истории. 2002. №11. С. 30-53;

Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации //Вопросы истории. 2006. №2. С. 113-123.

Занятие 5/2.Семинар

Во второй половине XIX в.

Вопросы:

1. Отмена крепостного права: сущность, содержание и историческое значение.

2. Политические преобразования 60-70-х гг. XIX столетия.

3. Идейные течения и общественно-политическая жизнь российского общества во второй половине XIX в.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого и второго вопросов следует обратить внимание, что в период царствования Александра II в России проводились преобразования, направленные на модернизацию всего уклада жизни Российской империи. Реформы охватили три основных сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса); политическую (введение местного самоуправления, реформирование суда и армии); культурно-образовательную (реформы школ, университетов и цензуры). В результате преобразований в России был начат масштабный переход к индустриальному (капиталистическому) обществу того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы.

Особое внимание следует обратить на Крестьянскую реформу 1861 г. как на важнейшее событие российской истории XIX в. Важно подробно остановиться на предпосылках, содержании (провести анализ Манифеста 19 февраля) и значении реформы.

При подведении итогов следует отметить, что эти реформы содержали элементы противоречивости и непоследовательности. Реформаторство не затронуло коренных основ самодержавной монархии.

При подготовке третьего вопроса семинарского занятия необходимо, прежде всего, уделить внимание причинам подъема общественного движения. В их числе — сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной активизации общественно-политической деятельности в стране стало разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним противоречиям — между крестьянами и помещиками — добавились новые, вызываемые развитием капитализма: между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между политикой унификации государственного строя на окраинах и национальным своеобразием народов, входивших в состав Российской империи.

Необходимо отметить, что отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. являлось отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., были подавлены силовым путём, правительственные репрессии обезглавили революционное движение. Политическую инертность проявляла буржуазия. Все это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало узкую социальную базу для деятельности революционеров. В тоже время, общественно-политические движения второй половины XIX в. оставили яркий след в общественном сознании.

Анализ идейных течений и общественно-политических движений целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

- классифицировать идейные течения по трём основным группам: правительственное (консервативное), либеральное и революционно-демократическое;

- уяснить отличия (идеи, программные установки, формы и методы борьбы) между тремя основными группами;

- проанализировать историческую практику борьбы либералов и революционеров с царизмом.

На семинаре можно выступить с докладом (сообщением) по следующим, рекомендуемым темам (по согласованию с преподавателем 1-2 сообщение на занятие):

а) Пожарная охрана России во второй пол. XIX в.

б) Политические репрессии в эпоху Александра II.

в) Кулаки и кулачество в дореволюционной России (по монографии историка В.В.Корнеева).

При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины осуществления «великих реформ» в России?

2. Почему крестьяне не приняли реформу 1861 года?

3. Что изменилось в судоустройстве России после проведения судебной реформы?

4. Как повлияла земская реформа на развитие общественной активности масс?

5. Почему во второй половине XIX в. растет революционное движение масс?

Рекомендуемая литература:

Инв. №2382у. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Учебное пособие. - М.: Логос, 2012.

Инв. №29030, 29031. Корнеев В.В. Феномен кулачества в дореволюционной России. М.: УРСС, 2013.

Инв. №1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).

Инв. №1693у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / ред. А.Н. Сахаров. – М., 2008.

Инв. № 2082у. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М., 2010. Т. 1.

Инв. №1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М.: КДУ, 2008.

Инв. №1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009.

Инв. №1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М, 2008.

Инв. №1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.

Инв. №2138у. Жукова Л.В. История России в датах: справочник / Л. В. Жукова, Л. А. Кацва. – М., 2011.

Инв. №28249. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). - М., 2000.

Инв. №26315. Каппелер А. Россия – многонациональная империя. Пер. с нем. - М.: Прогресс–Традиция, 2000.

Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856-1861. – М., 2004.

Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.:ЭКСМО, 2007.

Леонтович В.В. История либерализма в России. - М., 1995.

Занятие 6/3. Семинар

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

Наши рекомендации