СРЕДСТВА И МЕТОДЫ, применяемые в период ВК
Возможность использования их не является неограниченной, уже в СПб – применение средств и методов не является абсолютно дозволенным. Принцип ограничения далее - в брюссельской декларации, гаагских конвенциях, 1 доп протокол – ст. 35. Т.е. выбор средств и методов - объект регулирования МГП.
Для признания законности применения средств МГП с самого начала (СПб, Гаага) исходят из критериев допустимости и правомерности – критерии: запрещается применять такие ср-ва, которые влекут неминуемую смерть комботантов в период ВК (СПб – пули, весом меньше 400 г, которые расплющиваются в теле). Гаага – запрет таких пуль, которые непоср-но нельзя обнаружить в теле человека или те, которые расплющиваются на осколки.
Средства не должны причинять чрезмерные страдания. Гаага – запрет таких средств. Ст. 35 1 доп протокола – запрет применения ср-в, которые м вести к чрезмерным страданиям.
МККК – «чрезмерное страдание» - применяются такие ср-ва, которые м вести к инвалидности, требуют неоднократных операций, обезбраживанию лица.
Средства, которые носят неизбирательный характер. Неизбирательное действие – применение мин, газового оружия, бактериологического оружия.
Сегодня очень много точечного оружия, но как бы о нем не говорили, оно никогда не бывает таковым, оно всегда поражает еще че-то. (СБ против Исламского гос-ва, но гибнут и гражданские лица). Ирано-иракский конфликт – беспорядочно применяли , не задумываясь, куда попадает. В ЖК и 1 доп протоколе – е. перед нами густонаселенный район и даже е там – военный объект, то туда нельзя направлять оружие. Регулирование законности по направлению – искл-ся опред средства нападения. Для того, чтобы эта цель всегда преследовалась:
1. СПб – запрет взрывчатых, сворачивающих, разрывных пуль
2. Брюссель – запрет газов и отравл-х в-в
3. Гаага – отравляющие и газ в-ва
4. 1925 – Ж. протокол – запрет хим и иного ядовитого оружия
На современном этапе после пакта 1925 г встал вопрос о его недостатках: он запрезал применение, но не запрещал производство и накопление. Поэтому в 1993 – К. о запрете производства, применения и произ-ва этого оружия. Впервые – контрольный механизм за соблюдением – учреждена МО по контролю за уничтожением хим оружия, имела право на контроль, проведение инспекций по заявлению участника. (см. формулировку). В Сирии применяли хим ружия, они утсанавливали факт применения, а затем им контоль предоставили, чтоб было уничтожено это оружие. Сейчас эта конвенци работающая.
Иные конвенции – К. о запрете произ-ва, накопления и применения бактереологического и иного таксинного оружия.
Бактереологическое оружие отличается определенными микроорганизмами, которые м распространяться и уничтожается население.
Недостаток конвенции – нет жесткого контрольного механизма. Контроль здесь – периодически созываемые конференции, где о нац зак-ве в эой сфере отчитываются.
К. 1980 г - в отличие от вышеупомянутых – не о запрещении, а об ограничении воз-ти применять опред ср-ва, которые причиняют чрезмерные страдания или наносят чрезмерный ущерб. Кроме основного текста далее идут протоколы, которые уточняют, что относится к такому виду оружия. 1-ый протокол касается неприменения мин, мин-ловушек. Особенность протокола и его значимость: он продолжает ту же традицию о непримении несворачивающихся, расплющивающихся. Тут не только о непримении мин вообще, тут еще и про мины-ловушки, которые по внешнему облику м совпадать с видами животных, кухонной утварью и пр. Значение протокола – исключить применение таких мин. По 1 протоколу – запрет применения осколочного оружия.
2 протокол - исключает применение зажигательного оружия (применение ср-в, которые выбрасываются и м использоваться для поджога). Опасность так же в том, что зажигательное оружие м использоваться против лесных массивов, т.к. мол там м скрываться много комбатантов, но поджог – огромный ущерб ОС-де, и это недостаток.
Протокол о запрете лазерного оружия. Опастность его применеия – этот лазер сосредоточен на попадание на сетчатку глаза, следствие – слепота, е. не провели в теч 48 часов операцию (но ведь ее сложно во время ВК провести).
Протокол о запрете применеия радиологоического оружия. 2003 г – 5 протокол «о ликвидации взрывоопасных последствий войны». Особенность 5-го: применение мин привело к тому, что имны продолжают находиться в земле еще со времен 1 МВ. Т.е. 5-ый – в мирное время и нацелен на то, что гос-во должно провести работу по розыску и уничтожению мин. Общее требование в целом ко всем государствам: гос-во которое минирует, например, свои ТВ должно предупреждать другое о заминировании и должны у гос-в быть планы минирования.
В 1997 г. принята К. о запрете произ-ва, накопления и использования противопехотных мин. Принималась большим трудом, т.к. 1 протокол был реформирован, но 1 не решал вопросы о производстве и накоплении. Хотя К. принята, но ее ратифицируют с большим трудом (и мы, и РФ, США и пр. не ратифицировали). Но она вступила в силу.
Новые К.: К. о запрете кассетных боеприпасов. Это связано с использованием мин. Особенность – эта мина, которая м . содержать в себе несколько мин, которые разбрасываются при взрыве и м засориться вся территория небольшими минами и человек м умереть. Т.е. здесь опять же неизбирательный характер. Украина отрицала применение кассетного оружия.