Авторы средневековой литературы

Имена ав­то­ров сред­не­ве­ко­вых про­из­ве­де­ний мы часто не знаем. На­при­мер, нам неиз­ве­стен автор «Ве­ли­кой песни о Ро­лан­де». Сред­не­ве­ко­вое ис­кус­ство часто ано­ним­но. Это свя­за­но с тем, что не было пред­став­ле­ния о ро­ман­ти­че­ской лич­но­сти твор­ца.

Автор вы­ра­жал не свою ин­ди­ви­ду­аль­ность и лич­ное мне­ние, а об­ще­при­знан­ные ис­ти­ны. По­это­му ав­тор­ство было не ха­рак­тер­но для эпохи Сред­не­ве­ко­вья.

В изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве гос­под­ство­ва­ло по­ня­тие ка­но­на (со­во­куп­ность норм и пра­вил в ис­кус­стве). То, как долж­ны изоб­ра­жать­ся пер­со­на­жи на фрес­ках и т.д., было по­дроб­но ого­во­ре­но пра­ви­ла­ми. Позы, цвета, жесты – все это под­чи­ня­лось ка­но­нам. В изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве также не было место ин­ди­ви­ду­аль­но­сти и про­яв­ле­нию ав­тор­ско­го на­ча­ла.

Несмот­ря на то, что мно­гих сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров мы не знаем, су­ще­ству­ют и из­вест­ные, до­шед­шие до нас имена сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров. Чем ближе был конец Сред­не­ве­ко­вья, тем боль­ше ав­то­ров ста­но­вят­ся нам из­вест­ны. Можно на­звать такие из­вест­ные имена сред­не­ве­ко­вых ма­сте­ров, как жи­во­пи­сец Дж­от­то (Рис. 10), поэтДанте Али­гье­ри, автор зна­ме­ни­той «Бо­же­ствен­ной ко­ме­дии» (Рис. 11).

Авторы средневековой литературы - student2.ru

Рис. 10. Жи­во­пи­сец Дж­от­то ди Бон­доне (Ис­точ­ник)

Авторы средневековой литературы - student2.ru

Рис. 11. Порт­рет Данте Али­гье­ри (Ис­точ­ник)

Твор­цы куль­ту­ры, то есть ху­дож­ни­ки, поэты, счи­та­лись твор­ца­ми среди ре­мес­лен­ни­ков. Скуль­пто­ры, ар­хи­тек­то­ры, жи­во­пис­цы вхо­ди­ли в ре­мес­лен­ные объ­еди­не­ния, брат­ства или це­хо­вые объ­еди­не­ния.

Итоги урока

Сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра была весь­ма свое­об­раз­ной. Она была слож­но устро­е­на по сво­е­му про­ис­хож­де­нию, ис­точ­ни­ков у сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры было несколь­ко: ан­тич­ный, биб­лей­ский, гер­ма­но-кельт­ский. Эта куль­ту­ра была со­слов­ной, но объ­еди­ня­ла всех цер­ковь. Герои сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры не об­ла­да­ли при­выч­ной нам пси­хо­ло­ги­ей, внут­рен­ней борь­бой, про­ти­во­ре­чи­я­ми. Они, на­о­бо­рот, были цель­ны­ми и про­сты­ми. Ав­то­ров, как пра­ви­ло, мы не знаем. Это были ре­мес­лен­ни­ки, ко­то­рые дей­ство­ва­ли по ка­но­нам, в со­от­вет­ствии с неко­то­ры­ми пра­ви­ла­ми. Они не вы­ра­жа­ли свою ин­ди­ви­ду­аль­ность, а сла­ви­ли Бога и по­ка­зы­ва­ли ту кар­ти­ну мира, ко­то­рая была общей для всех.

Урок11 . «Монгольские завоевания 13-15 века»
Предыс­то­рия

В мон­голь­ской степи из­дав­на про­жи­ва­ло мно­же­ство раз­лич­ных пле­мен. На­при­мер, най­ма­ны, та­та­ры, мер­ки­ты, ке­ре­и­ты, бор­джи­ги­ны и др. Пле­ме­на по­сто­ян­но во­е­ва­ли между собой, не раз пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки со­зда­ния еди­но­го го­су­дар­ства, но ки­тай­ской им­пе­рии Цзинь уда­ва­лось вос­про­ти­вить­ся этому. В на­ча­ле XIII века хану Те­му­чи­ну из рода Ки­ят-Бор­джи­гин уда­лось за­во­е­вать боль­шин­ство пле­мен мон­голь­ской степи. В 1206 году на ку­рул­тае хан Те­му­чин про­воз­гла­шен Чин­гис­ха­ном, ве­ли­ким ханом всех мон­го­лов.

Со­бы­тия

1206 г. – на ку­рул­тае, съез­де мон­голь­ской знати, Те­му­чин ста­но­вит­ся ханом всей мон­голь­ской степи под име­нем Чин­гис­хан

1211–1215 гг. – войны мон­го­лов с им­пе­рий Цзинь, в ходе ко­то­рой была раз­би­та вы­со­ко­раз­ви­тая ки­тай­ская им­пе­рия. Она стала ос­но­вой для даль­ней­ше­го роста и раз­ви­тия мон­голь­ской им­пе­рии. Одной из при­чин успе­ха мон­го­лов было то, что они не уни­что­жа­ли плен­ных ре­мес­лен­ни­ков, а за­став­ля­ли их ра­бо­тать на себя.

1219 г. – уни­что­же­ние Хо­рез­ма. Го­су­дар­ство Хо­резм было одним из самых боль­ших и самых бо­га­тых го­су­дарств того вре­ме­ни. Чин­гис­хан ра­зо­рил его важ­ней­шие го­ро­да – Са­мар­канд, Бу­ха­ру и Ур­генч.

1220–1224 гг. – поход Джэбе и Суб­эд­эя, в ходе ко­то­ро­го были раз­гром­ле­ны на­ро­ды Кав­ка­за, Гру­зин­ское цар­ство, аланы, по­лов­цы. В 1223 году со­сто­я­лась зна­ме­на­тель­ная для рус­ской ис­то­рии битва на реке Калке. Это было пер­вым по­ра­же­ни­ем рус­ских кня­зей от мон­го­лов.

1226 г. – смерть Чин­гис­ха­на, власть пе­ре­хо­дит к его тре­тье­му сыну, Уг­эд­эю.

1231–1259 гг. – втор­же­ния мон­го­лов в Корею и уста­нов­ле­ние ими над ней про­тек­то­ра­та.

1237–1238 гг. – пер­вый поход мон­го­лов на Се­ве­ро-Во­сточ­ную Русь.

1239–1240 гг. – поход мон­го­лов на Южную Русь. В ходе этих двух по­хо­дов рус­ские кня­же­ства были обес­кров­ле­ны и ра­зо­ре­ны, уста­но­ви­лась си­сте­ма за­ви­си­мо­сти кня­жеств от Мон­голь­ской им­пе­рии.

1241–1242 гг. – мон­го­лы разо­ря­ют Литву, Поль­шу, Чехию, Вен­грию, до­хо­дят до го­ро­да Сплит на Ад­ри­а­ти­че­ском море, но из­ве­стие о смер­ти хана Уг­эд­эя за­став­ля­ет их вер­нуть­ся.

1256–1258 гг. – за­во­е­ва­ние Ближ­не­го Во­сто­ка, Ирана и свер­же­ние ди­на­стии ха­ли­фов Аб­ба­си­дов.

Участ­ни­ки

Чин­гис­хан – пер­вый ве­ли­кий хан мон­го­лов, со­зда­тель Мон­голь­ской им­пе­рии.

Уг­эд­эй – сын Чин­гис­ха­на, вто­рой ве­ли­кий хан Мон­голь­ской им­пе­рии.

Джучи – стар­ший сын Чин­гис­ха­на, ему при­над­ле­жал самый боль­шой за­пад­ный улус (тер­ри­то­ри­аль­ная еди­ни­ца в Мон­голь­ской им­пе­рии).

Батый – пер­вый хан Зо­ло­той Орды, из­ве­стен сво­и­ми по­хо­да­ми на Русь и в Во­сточ­ную Ев­ро­пу.

Джебэ – во­е­на­чаль­ник Чин­гис­ха­на, со­вер­шив­ший зна­ме­ни­тый поход через Кав­каз и вы­иг­рав­ший битву на реке Калке.

Суб­эд­эй – во­е­на­чаль­ник Чин­гис­ха­на, со­вер­шив­ший зна­ме­ни­тый поход через Кав­каз и вы­иг­рав­ший битву на реке Калке.

За­клю­че­ние

Мон­голь­ская им­пе­рия Чин­гис­ха­на яв­ля­ет­ся одним из самым боль­ших го­су­дарств, су­ще­ство­вав­ших ко­гда-ли­бо. Она была боль­ше им­пе­рии На­по­лео­на в 19 раз, в 2 раза боль­ше Рос­сий­ской им­пе­рии и усту­па­ет по раз­ме­рам лишь Бри­тан­ской ко­ло­ни­аль­ной им­пе­рии. Уди­ви­тель­ная спо­соб­ность к за­им­ство­ва­нию тех­но­ло­гий у за­во­е­ван­ных вы­со­ко­раз­ви­тых в тех­но­ло­ги­че­ском от­но­ше­нии дер­жав сде­ла­ли Мон­голь­скую им­пе­рию не про­сто го­су­дар­ством ко­чев­ни­ков, но пол­но­цен­ным по­ли­ти­че­ским об­ра­зо­ва­ни­ем. Уже концу XIII века Мон­голь­ская им­пе­рия раз­ва­ли­лась на мно­же­ство ма­лень­ких ча­стей, но ее вли­я­ние нель­зя недо­оце­ни­вать. Ис­то­рию Древ­ней Руси при­ня­то де­лить на два пе­ри­о­да: до­мон­голь­ский и по­сле­мон­голь­ский.

Урок12 . «Средневековая Индия»

Предыс­то­рия

С IV по VII века, в пе­ри­од ди­на­стии Гуп­тов, объ­еди­нив­ших под своей вла­стью огром­ные тер­ри­то­рии се­вер­ной Индии, стра­на пе­ре­жи­ва­ла зо­ло­той век. Дер­жа­ва была пол­но­стью де­цен­тра­ли­зо­ва­на, но, несмот­ря на это, очень бо­га­та. В се­ре­дине VI века она за­во­е­ва­на ко­чев­ни­ка­ми-эф­та­ли­та­ми.

Со­бы­тия

В се­ре­дине VII века на­чи­на­ют­ся ис­лам­ские втор­же­ния в Индию, это со­бы­тие счи­та­ет­ся гра­ни­цей древ­но­сти и сред­них веков в Индии. Ко­чев­ни­ки на­па­да­ли и об­ра­зо­ва­ли свои го­су­дар­ства в Индии и ранее (на­при­мер, Ку­шан­ская им­пе­рия), но это было яв­ле­ни­ем со­вер­шен­но иной при­ро­ды. На­ча­лось по­сто­ян­ное про­ти­во­бор­ство му­суль­ман и ин­ду­сов. Индия столк­ну­лась с устой­чи­вы­ми го­су­дар­ства­ми, ко­то­рые могли обес­пе­чи­вать по­сто­ян­ный при­ток сил для борь­бы на по­лу­ост­ро­ве. Кроме того, му­суль­мане несли в Ин­до­стан и новую ре­ли­гию, что вы­зы­ва­ло еще более ост­рые про­ти­во­ре­чия.

711 г. – пер­вый му­суль­ман­ский за­хват до­ли­ны Инда, но уже через сорок лет му­суль­ман­ский гу­бер­на­тор был из­гнан.

977 г. – му­суль­ман­ской ди­на­стии Газ­не­ви­дов уда­ет­ся под­чи­нить ре­ги­он Пен­джа­ба.

1193 г. – Му­хам­мад Гури из ди­на­стии Гу­ри­дов овла­де­ва­ет Дели. После его смер­ти в 1206 г. и на ос­но­ве его го­су­дар­ства на­чи­на­ет­ся ис­то­рия Де­лий­ско­го сул­та­на­та.

Де­лий­ский сул­та­нат про­су­ще­ству­ет до се­ре­ди­ны XVI века, когда будет за­хва­чен Ба­бу­ром, од­на­ко сул­та­нат не сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как це­лост­ное го­су­дар­ство, он по­сто­ян­но дро­бил­ся на мно­же­ство дру­гих более мел­ких сул­та­на­тов. Па­рал­лель­но с ним на юге Ин­до­ста­на су­ще­ство­ва­ло ин­ду­ист­ское го­су­дар­ство Ви­джа­я­на­га­ра.

1336–1565 гг. – су­ще­ство­ва­ние ин­ду­ист­ско­го го­су­дар­ства Ви­джа­я­на­га­ра на юге Ин­до­ста­на.

1398–1399 гг. – ра­зо­ре­ние Дели Ти­му­ром.

1526 г. – на­ше­ствие на Де­лий­ский сул­та­нат Ба­бу­ра из ди­на­стии Ти­му­ри­дов. Бабур ос­но­вы­ва­ет свое го­су­дар­ство на месте ста­ро­го сул­та­на­та, на­чи­на­ет­ся эпоха Ве­ли­ких Мо­го­лов.

Участ­ни­ки

Ма­хмуд Газ­не­ви – эмир го­су­дар­ства Газ­не­ви­дов, со­вер­шил 17 по­хо­дов в Индию.

Тимур (он же Та­мер­лан) – ос­но­ва­тель ди­на­стии Ти­му­ри­дов. Ра­зо­рил Индию в 1398–1399 гг.

Бабур – ос­но­ва­тель им­пе­рии Ве­ли­ких Мо­го­лов из ди­на­стии Ти­му­ри­дов.

За­клю­че­ние

В XVI веке об­ра­зу­ет­ся не толь­ко бо­га­тая им­пе­рия Ве­ли­ких Мо­го­лов, но также на­чи­на­ет­ся пе­ри­од ев­ро­пей­ской ко­ло­ни­за­ции. Если в Сред­ние века ин­дий­ские сул­та­на­ты и ин­ду­ист­ские кня­же­ства были субъ­ек­та­ми по­ли­ти­ки внут­ри самой Индии, то к концу XVI века они ста­но­вят­ся объ­ек­том ев­ро­пей­ской по­ли­ти­ки. Ев­ро­пей­ские стра­ны будут де­лить по­бе­ре­жье между собой, вы­во­зить из Индии спе­ции и дру­гие цен­ные то­ва­ры.

Урок13 . «Средневековый Китай»

Предыс­то­рия

К на­ча­лу III в. н.э. ди­на­стия Хань, пра­вив­шая в Китае с 221 года до н.э., при­ш­ла в со­сто­я­ние упад­ка. При­чи­ны: обез­зе­ме­ли­ва­ние кре­стьян, уси­ле­ние во­ен­ной ари­сто­кра­тии и про­из­вол чи­нов­ни­ков и вре­мен­щи­ков, стре­мив­ших­ся за­хва­тить власть. На­рас­та­ю­щее на­род­ное недо­воль­ство вы­ли­лось в одно из круп­ней­ших вос­ста­ний в ис­то­рии Китая, из­вест­ное как Вос­ста­ние жел­тых по­вя­зок. Его по­дав­ле­ние при­ве­ло к еще боль­ше­му уве­ли­че­нию во­ен­но­го вли­я­ния во­е­на­чаль­ни­ков и его по­те­ре им­пе­ра­тор­ским дво­ром и ад­ми­ни­стра­ци­ей. Всё это стало при­чи­ной па­де­ния ди­на­стии Хань в 220 году и на­ча­лом пе­ри­о­да Тро­ецар­ствия, имен­но эту дату при­ня­то счи­тать на­ча­лом Сред­них веков в Китае.

Со­бы­тия

Пе­ри­од Тро­ецар­ствия про­шел под зна­ком по­сто­ян­ных меж­ду­усо­биц, вы­зван­ных от­сут­стви­ем цен­тра­ли­зо­ван­ной вла­сти и ам­би­ци­оз­но­стью мно­го­чис­лен­ных во­е­на­чаль­ни­ков. Но к 280 году Китай смог объ­еди­нить­ся под вла­стью новой ди­на­стии Цзинь. Новые пра­ви­те­ли стре­ми­лись укре­пить соб­ствен­ную власть, про­во­дя раз­лич­ные ре­фор­мы, не имев­шие долж­но­го успе­ха: им­пе­ра­то­ры имели неосто­рож­ность раз­да­вать своим род­ствен­ни­кам на­де­лы земли, ко­то­рые вско­ре пре­вра­ща­лись в по­лу­не­за­ви­си­мые тер­ри­то­рии внут­ри им­пе­рии, стре­мив­ши­е­ся к неза­ви­си­мо­сти. Ко всему про­че­му по­пыт­кам ста­би­ли­зи­ро­вать го­су­дар­ство ме­ша­ли по­сто­ян­ные втор­же­ния ко­чев­ни­ков с се­ве­ра.

В на­ча­ле IV века ко­че­вые пле­ме­на сунну, сянь­бий­цев, цянов и дру­гих за­хва­ти­ли боль­шую часть Китая, а остат­ки цзинь­ских войск от­сту­пи­ли на юг и юго-во­сток стра­ны, где со­хра­ня­ли свою власть еще ка­кое-то время. Вско­ре на тер­ри­то­рии Под­не­бес­ной об­ра­зо­ва­лось мно­же­ство го­су­дарств, из­вест­ных как се­вер­ные и южные ди­на­стии: пер­вые пра­ви­ли зем­ля­ми, за­хва­чен­ны­ми ко­чев­ни­ка­ми, вто­рые – на тер­ри­то­рии, ко­то­рую смог­ла удер­жать ди­на­стия Цзинь.

Вре­мен­ной от­ре­зок с IV по VI века при­ня­то на­зы­вать эпо­хой шест­на­дца­ти вар­вар­ских го­су­дарств», его в первую оче­редь ха­рак­те­ри­зу­ет вар­ва­ри­за­ция ко­рен­но­го ки­тай­ско­го на­се­ле­ния и об­рат­ное вли­я­ние, ока­зы­ва­е­мое этим на­се­ле­ни­ем, на за­во­е­ва­те­лей.

В 581 году пол­ко­во­дец Ян Цзянь смог объ­еди­нить устав­шую от меж­ду­усо­биц стра­ну, им была ос­но­ва­на ди­на­стия Суй и про­ве­ден ряд ре­форм, в ко­то­рую вхо­ди­ло умень­ше­ние на­ло­го­во­го гнета, упро­ще­ние и си­сте­ма­ти­за­ция за­ко­но­да­тель­ства, а также раз­да­ча зе­мель­ных на­де­лов всем сво­бод­ным людям. Всё это при­ве­ло к уве­ли­че­нию ко­ли­че­ства об­ра­ба­ты­ва­е­мых полей, росту эко­но­ми­ки и уста­нов­ле­нию ста­биль­но­го по­ло­же­ния на тер­ри­то­рии им­пе­рии. Сын Ян Цзяня Ян-ди про­дол­жил ре­фор­мы отца, а также про­вел ре­кон­струк­цию Ве­ли­кой Ки­тай­ской стены, но из-за ряда внеш­не­по­ли­ти­че­ских неудач (по­хо­ды в Корею) он пал жерт­вой за­го­во­ра, и новым им­пе­ра­то­ром стал Ли Юань, ос­но­вав­ший ди­на­стию Тан, ко­то­рая пра­ви­ла Под­не­бес­ной с 618 по 907 годы. Дан­ный пе­ри­од свя­зан с рас­цве­том куль­ту­ры и эко­но­ми­ки, ро­стом го­ро­дов и раз­ви­ти­ем за­ко­но­да­тель­ной си­сте­мы, а также с рядом пре­об­ра­зо­ва­ний, наи­бо­лее важ­ным из ко­то­рых яв­ля­ет­ся от­ме­на си­сте­мы на­де­лов, те­перь земля яв­ля­ет­ся объ­ек­том куп­ли-про­да­жи. Пре­об­ра­зо­ва­ния при­ве­ли к росту числа круп­ных зем­ле­вла­дель­цев, а из-за ак­тив­ной внеш­ней по­ли­ти­ки Китая опять уси­ли­лась роль во­е­на­чаль­ни­ков, оба этих фак­то­ра при­ве­ли к кри­зи­су ди­на­стии Тан.

В 907 году по­след­ний тан­ский им­пе­ра­тор был сверг­нут, после чего на­сту­пил длив­ший­ся боль­ше по­ло­ви­ны века пе­ри­од смуты, окон­чив­ший­ся уста­нов­ле­ни­ем вла­сти ди­на­стии Сун, прав­ле­ние ко­то­рой ха­рак­те­ри­зо­ва­лось внут­ри­по­ли­ти­че­ским про­цве­та­ни­ем и внеш­не­по­ли­ти­че­ски­ми неуда­ча­ми: им­пе­рия по­па­ла в за­ви­си­мость от ко­чев­ни­ков, вы­пла­чи­вая им огром­ную еже­год­ную дань.

В конце XIII века Сун­ское го­су­дар­ство пало под уда­ра­ми мон­го­лов, ко­то­рые за­хва­ти­ли Китай, по­ло­жив на­ча­ло ди­на­стии Юань. За­во­е­ва­те­ли власт­во­ва­ли в Китае мень­ше века, за это время стра­на успе­ла прий­ти в пол­ный упа­док, на­при­мер, си­сте­ма дамб на реке Ху­ан­хэ при­ш­ла в негод­ность, что при­во­ди­ло к мас­штаб­ным на­вод­не­ни­ям и неуро­жа­ям. В итоге ан­ти­мон­голь­ские на­стро­е­ния вы­ли­лись в мас­штаб­ное вос­ста­ние, окон­чив­ше­е­ся уста­нов­ле­ни­ем ди­на­стии Мин.

С 1368 по 1644 годы новые пра­ви­те­ли смог­ли пол­но­стью из­гнать мон­го­лов и про­во­ди­ли до­ста­точ­но успеш­ную внут­рен­нюю и внеш­нюю по­ли­ти­ку: были вос­ста­нов­ле­ны ир­ри­га­ци­он­ные си­сте­мы, усо­вер­шен­ство­ван бю­ро­кра­ти­че­ский ап­па­рат. Но Китай вновь столк­нул­ся с кри­зи­сом, вы­зван­ном про­бле­мой слиш­ком быст­ро­го роста на­се­ле­ния и втор­же­ни­ем пле­мен мань­чжу­ров, ко­то­рые в конце кон­цов взяли Пекин и ос­но­ва­ли ди­на­стию Цинь, став­шую по­след­ней в ис­то­рии Китая. Стоит ска­зать, что новые мань­чжур­ские пра­ви­те­ли до­ста­точ­но успеш­но про­дол­жи­ли по­ли­ти­ку своих пред­ше­ствен­ни­ков из ди­на­стии Мин, по­стро­ив силь­ное и ста­биль­ное го­су­дар­ство.

Участ­ни­ки

Сыма Янь – пер­вый им­пе­ра­тор ди­на­стии Цзинь, смог объ­еди­нить Китай после пе­ри­о­да Тро­ецар­ствия.

Ян Цзянь (Вэй-ди) – ос­но­ва­тель ди­на­стии Суй, под­чи­нил себе весь се­вер­ный Китай.

Ли Юань (Га­оц­зу) – ос­но­ва­тель ди­на­стии Тан.

Чин­гис­хан – пер­вый ве­ли­кий хан Мон­голь­ской им­пе­рии, вел успеш­ные за­во­е­ва­тель­ные по­хо­ды про­тив Китая.

Ху­би­лай – внук Чин­гис­ха­на, ос­но­ва­тель ди­на­стии Юань.

Чжу Юань­чжан – пред­во­ди­тель ан­ти­мон­голь­ско­го вос­ста­ния, пер­вый им­пе­ра­тор ди­на­стии Мин.

Ли Цзы­ч­эн – пред­во­ди­тель вос­ста­ний про­тив прав­ле­ния ди­на­стии Мин, ко­то­рое при­ве­ло к ее свер­же­нию и за­хва­ту вла­сти ман­чжу­ра­ми.

За­клю­че­ние

Сред­ние века в Китае, в срав­не­нии с Ев­ро­пой, про­дол­жа­лись го­раз­до доль­ше, в то время как по­ли­ти­че­ская карта Под­не­бес­ной пре­тер­пе­ла не столь зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния, но все же итог этих из­ме­не­ний, как и в слу­чае с Ев­ро­пой, стал ос­но­вой для со­вре­мен­но­го Китая. Стоит также от­ме­тить, что к XVII веку им­пе­рия Цинь яв­ля­лась круп­ным про­цве­та­ю­щим го­су­дар­ством, ста­биль­ность ко­то­ро­го была по­до­рва­на лишь с при­хо­дом ев­ро­пей­цев.

Урок14 . «Эпоха возрождения»

Предыс­то­рия

Де­я­те­ли эпохи Воз­рож­де­ния (Ре­нес­сан­са) выс­шей куль­тур­ной цен­но­стью счи­та­ли ан­тич­ную древ­ность, а пе­ри­од Сред­них веков вос­при­ни­ма­ли как время упад­ка куль­ту­ры и ис­кусств. По­это­му своей за­да­чей они счи­та­ли воз­рож­де­ние куль­ту­ры клас­си­че­ской древ­но­сти. Они осу­ществ­ля­ли поиск утра­чен­ных ан­тич­ных ру­ко­пи­сей и па­мят­ни­ков, де­ла­ли рас­коп­ки, пе­ре­во­ды ан­тич­ных ав­то­ров, под­ра­жа­ли древним в по­ве­де­нии и одеж­де.

Воз­рож­де­ние воз­ник­ло в Ита­лии в XIV в. Куль­тур­ны­ми цен­тра­ми ита­льян­ско­го Воз­рож­де­ния были Фло­рен­ция, Рим и Ве­не­ция. В XV–XVI в. Воз­рож­де­ние рас­про­стра­ни­лось в Ан­глии, Гер­ма­нии, Фран­ции и др. За пре­де­ла­ми Ита­лии оно по­лу­чи­ло на­зва­ние Се­вер­ное Воз­рож­де­ние.

Со­бы­тия

На­уч­ные зна­ния и изоб­ре­те­ния

В эпоху Воз­рож­де­ния зна­ния в об­ла­сти гео­гра­фии, аст­ро­но­мии, ме­ди­ци­ны, ана­то­мии зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лись. Имен­но в этот пе­ри­од были сде­ла­ны мно­гие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия: была от­кры­та Аме­ри­ка, со­вер­ше­но пер­вое кру­го­свет­ное пу­те­ше­ствие и т.п. (см. урок «Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия»).

В XV в. был изоб­ре­тен пе­чат­ный ста­нок. И. Гу­тен­берг на­пе­ча­тал первую книгу.

Ко­пер­ник со­вер­шил пе­ре­во­рот в пред­став­ле­ни­ях людей о стро­е­нии Все­лен­ной. Он впер­вые вы­ска­зал идею о том, что Земля вра­ща­ет­ся во­круг Солн­ца и во­круг своей оси (в про­ти­во­вес сто­ле­ти­я­ми су­ще­ство­вав­ше­му пред­став­ле­нию о непо­движ­но­сти Земли, во­круг ко­то­рой вер­тит­ся Солн­це, Луна и пла­не­ты).

Хи­рург Ан­дре­ас Ве­за­лий за­кла­ды­ва­ет ос­но­вы на­уч­ной ана­то­мии. Врач и есте­ство­ис­пы­та­тель Уи­льям Гар­вей ста­но­вит­ся одним из ос­но­во­по­лож­ни­ков эм­брио­ло­гии и фи­зио­ло­гии.

Фи­ло­со­фия

В эпоху Воз­рож­де­ния фор­ми­ру­ет­ся новый взгляд на мир и че­ло­ве­ка. Про­ис­хо­дит пе­ре­ход от тео­цен­триз­ма (глав­ная цен­ность, сре­до­то­чие всего – бог) к ан­тро­по­цен­триз­му (центр и глав­ная цен­ность – че­ло­век). Фи­ло­со­фы этой эпохи ста­ви­ли че­ло­ве­ка в центр мира («Речь о до­сто­ин­стве че­ло­ве­ка» Пико делла Ми­ран­до­ла).

Важ­ней­шим ду­хов­ным яв­ле­ни­ем XIV–XVI вв. стал гу­ма­низм. Гу­ма­ни­сты про­воз­гла­си­ли че­ло­ве­ка глав­ной куль­тур­ной и жиз­нен­ной цен­но­стью. Пер­во­на­чаль­но гу­ма­ни­ста­ми на­зы­ва­ли пре­по­да­ва­те­лей гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­плин (грам­ма­ти­ка, ри­то­ри­ка, по­э­зия, ис­то­рия, этика). Осо­бое зна­че­ние этих дис­ци­плин, по мне­нию гу­ма­ни­стов, в том, чтобы фор­ми­ро­вать гар­мо­нич­ную, нрав­ствен­но со­вер­шен­ную лич­ность. Ро­до­на­чаль­ни­ком гу­ма­низ­ма счи­та­ет­ся ита­льян­ский поэт Фран­че­ско Пет­рар­ка.

Ис­кус­ство

Жи­во­пись ста­но­вит­ся более ре­а­ли­стич­ной. Под­ра­жа­ние при­ро­де ста­но­вит­ся осо­знан­ной про­грам­мой. На­ча­ло новой эпохи в ис­то­рии жи­во­пи­си свя­зы­ва­ют с Дж­от­то. Он на­чи­на­ет ис­поль­зо­вать све­то­тень для со­зда­ния объ­е­ма.

В XV в. ху­дож­ни­ки эпохи Воз­рож­де­ния изоб­ре­та­ют ли­ней­ную пер­спек­ти­ву. Впер­вые осо­знан­но и по­сле­до­ва­тель­но прин­ци­пы ли­ней­ной пер­спек­ти­вы были при­ме­не­ны Ма­зач­чо при рос­пи­си ка­пел­лы Бран­кач­чи (на­ча­ло ра­бо­ты – 1427 г.). В эпоху Воз­рож­де­ния в жи­во­пи­си воз­ни­ка­ют свет­ские жанры: в част­но­сти, порт­рет, ко­то­рый кон­цен­три­ру­ет вни­ма­ние на от­дель­ном че­ло­ве­ке и его ин­ди­ви­ду­аль­но­сти.

Участ­ни­ки

Ни­ко­лай Ко­пер­ник – поль­ский аст­ро­ном, со­зда­тель ге­лио­цен­три­че­ской си­сте­мы мира.

Ан­дре­ас Ве­за­лий – ита­льян­ский есте­ство­ис­пы­та­тель и врач, ос­но­во­по­лож­ник на­уч­ной ана­то­мии.

Уи­льям Гар­вей – ан­глий­ский есте­ство­ис­пы­та­тель и врач. Раз­ра­ба­ты­вал тео­рию кро­во­об­ра­ще­ния. Ос­но­во­по­лож­ник эм­брио­ло­гии и фи­зио­ло­гии.

Фран­че­ско Пет­рар­ка – ита­льян­ский поэт, ро­до­на­чаль­ник гу­ма­низ­ма.

Эразм Рот­тер­дам­ский – уче­ный-гу­ма­нист, автор са­ти­ри­че­ско­го со­чи­не­ния «По­хва­ла глу­по­сти».

Томас Мор – ан­глий­ский гу­ма­нист, го­су­дар­ствен­ный де­я­тель и пи­са­тель. Автор книги «Уто­пия», в ко­то­рой по­пы­тал­ся опи­сать иде­аль­ное об­ще­ствен­ное устрой­ство, в ко­то­ром нет част­ной соб­ствен­но­сти и со­ци­аль­но­го нера­вен­ства.

Уи­льям Шекс­пир – ан­глий­ский поэт и дра­ма­тург. Автор тра­ге­дий «Гам­лет», «Ромео и Джу­льет­та», «Ко­роль Лир» и др.

Ми­гель Сер­ван­тес – ис­пан­ский пи­са­тель эпохи Воз­рож­де­ния. Автор ро­ма­на «Дон Кихот».

Дж­от­то ди Бон­доне – ита­льян­ский ху­дож­ник эпохи Про­то­ре­нес­сан­са.

Лео­нар­до да Винчи – ита­льян­ский ху­дож­ник и учё­ный, изоб­ре­та­тель, пи­са­тель, му­зы­кант эпохи Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Сан­д­ро Бот­ти­чел­ли – ита­льян­ский жи­во­пи­сец, пред­ста­ви­тель Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Ми­ке­лан­дже­ло Бу­о­нар­ро­ти – ху­дож­ник, поэт, скуль­птор, ар­хи­тек­тор Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Ра­фа­эль Санти – ита­льян­ский жи­во­пи­сец, гра­фик, ар­хи­тек­тор Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Се­вер­ное Воз­рож­де­ние

Лукас Кра­нах Стар­ший – немец­кий жи­во­пи­сец и гра­фик, яркий пред­ста­ви­тель Се­вер­но­го Воз­рож­де­ния.

Питер Брей­гель Стар­ший (Му­жиц­кий) – ни­дер­ланд­ский ху­дож­ник и гра­фик (Се­вер­ное Воз­рож­де­ние).

Аль­брехт Дюрер – немец­кий жи­во­пи­сец, гра­вер, уче­ный (Се­вер­ное Воз­рож­де­ние).

Иеро­ним Босх – ни­дер­ланд­ский ху­дож­ник эпохи Воз­рож­де­ния.

За­клю­че­ние

Эпоха Воз­рож­де­ния стала пе­ри­о­дом рас­цве­та куль­ту­ры и ис­кус­ства. В эпоху Воз­рож­де­ния на­чал­ся про­цесс се­ку­ля­ри­за­ции (осво­бож­де­ния из-под кон­тро­ля ре­ли­гии) куль­ту­ры, воз­ник­ли пред­по­сыл­ки для за­рож­де­ния экс­пе­ри­мен­таль­ной науки, по­лу­чив­шей раз­ви­тие в XVII в. После от­кры­тий Н. Ко­пер­ни­ка, а также со­чи­не­ний Дж. Бруно кар­ти­на мира, в со­от­вет­ствии с ко­то­рой Земля и че­ло­век на­хо­дят­ся в цен­тре Все­лен­ной, была по­ко­леб­ле­на. Это нашло от­ра­же­ние в куль­ту­ре и ис­кус­стве ма­нье­риз­ма, а затем эпохи ба­рок­ко (см. урок «Ев­ро­пей­ская куль­ту­ра Но­во­го вре­ме­ни»).

Модуль 4.Новое время.

Урок1. «Великие географические открытия»

Предыс­то­рия

В XV в. су­хо­пут­ные пути, по ко­то­рым во­сточ­ные то­ва­ры (пря­но­сти, ткани, дра­го­цен­но­сти) по­па­да­ли в Ев­ро­пу, были за­хва­че­ны тур­ка­ми. Это вы­зва­ло необ­хо­ди­мость по­ис­ка мор­ско­го пути в Индию. В от­кры­тых зем­лях ев­ро­пей­цы ос­но­вы­ва­ли ко­ло­нии, ко­то­рые ста­но­ви­лись для них ис­точ­ни­ком обо­га­ще­ния.

Со­бы­тия

От­кры­тия

1492 г. – во время экс­пе­ди­ции, при­зван­ной найти крат­чай­ший путь в Индию, Хри­сто­фор Ко­лумб впер­вые до­стиг по­бе­ре­жья Аме­ри­ки. Сам Ко­лумб счи­тал от­кры­тые им земли Во­сточ­ной Азией, по­это­му на­звал их Вест-Ин­ди­ей.

1497–1498 гг. – Васко да Гама от­крыл мор­ской путь в Индию.

1503 г. – Аме­ри­го Вес­пуч­чи, со­вер­шив­ший несколь­ко экс­пе­ди­ций к бе­ре­гам Аме­ри­ки, впер­вые пред­ло­жил на­зы­вать ее Новым Све­том.

1519–1521 гг. – пер­вое кру­го­свет­ное пу­те­ше­ствие, в ходе ко­то­ро­го Фер­нан Ма­гел­лан от­кры­ва­ет Тихий океан.

Ко­ло­ни­за­ция

1415 г. – на­ча­ло ко­ло­ни­аль­ных за­во­е­ва­ний Пор­ту­га­лии в Се­вер­ной Аф­ри­ке.

1494 г. – Тор­де­си­льяс­ский до­го­вор о раз­де­ле ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний между Ис­па­ни­ей и Пор­ту­га­ли­ей.

1519 г. – на­ча­ло за­во­е­ва­ния ац­те­ков. Экс­пе­ди­цию воз­гла­вил Эрнан Кор­тес. На за­во­е­ван­ной тер­ри­то­рии была ос­но­ва­на новая ко­ло­ния – Мек­си­ка.

1532–1535 гг. – за­во­е­ва­ние им­пе­рии инков, ко­то­рым ру­ко­во­дил Фран­сис­ко Пи­сар­ро.

1607 г. – ан­гли­чане ос­но­вы­ва­ют первую ко­ло­нию в Новом Свете – город Джейм­ста­ун.

1608 г. – в Ка­на­де воз­ни­ка­ет фран­цуз­ская ко­ло­ния Кве­бек.

1620 г. – ан­глий­ские пу­ри­тане, ко­то­рых счи­та­ют от­ца­ми-ос­но­ва­те­ля­ми Аме­ри­ки, ос­но­вы­ва­ют ко­ло­нию Новый Пли­мут (се­вер­нее Джейм­ста­у­на).

Участ­ни­ки

Хри­сто­фор Ко­лумб– ита­льян­ский мо­ре­пла­ва­тель, пер­во­от­кры­ва­тель Аме­ри­ки.

Васко да Гама – пор­ту­галь­ский мо­ре­пла­ва­тель, кон­ки­ста­дор, от­крыл мор­ской путь в Индию.

Аме­ри­го Вес­пуч­чи – мо­ре­пла­ва­тель, пер­вым на­звал Аме­ри­ку новым кон­ти­нен­том. В его честь в 1507 г. новая часть света была на­зва­на Аме­ри­кой.

Фер­нан Ма­гел­лан – мо­ре­пла­ва­тель, со­вер­шив­ший пер­вое кру­го­свет­ное пла­ва­ние.

Эрнан Кор­тес –кон­ки­ста­дор, ру­ко­во­дил за­во­е­ва­ни­ем ац­те­ков.

Фран­сис­ко Пи­сар­ро – кон­ки­ста­дор, воз­гла­вил за­во­е­ва­ние инков.

За­клю­че­ние

Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия при­ве­ли к ряду по­след­ствий:

· начал скла­ды­вать­ся ми­ро­вой рынок;

· в Ев­ро­пе про­изо­шла ре­во­лю­ция цен (из-за при­то­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов зо­ло­тые мо­не­ты обес­це­ни­лись), а также пи­ще­вая ре­во­лю­ция (в ра­ци­он ев­ро­пей­цев вошли кар­то­фель, то­ма­ты, ку­ку­ру­за, чай, кофе, шо­ко­лад);

· ев­ро­пей­ские стра­ны вклю­чи­лись в борь­бу за вла­де­ние ко­ло­ни­я­ми.

Урок2. «Реформация»
Предыс­то­рия

В Сред­ние века цер­ковь была силь­ной ор­га­ни­за­ци­ей с иерар­хи­че­ской струк­ту­рой (см. урок «Цер­ковь в сред­ние века»). К на­ча­лу Но­во­го вре­ме­ни в ее руках ско­пи­лись огром­ные ма­те­ри­аль­ные бо­гат­ства. Выс­шие ду­хов­ные лица жили в рос­ко­ши и поз­во­ля­ли себе не со­блю­дать обеты и уста­вы. Среди ста­тей до­хо­да церк­ви были си­мо­ния (про­да­жа цер­ков­ных долж­но­стей) и ин­дуль­ген­ции (про­да­жа гра­мот об от­пу­ще­нии гре­хов). Все это вы­зы­ва­ло недо­воль­ство при­хо­жан и в ко­неч­ном счете спро­во­ци­ро­ва­ло дви­же­ние за ре­фор­ми­ро­ва­ние церк­ви в стра­нах Ев­ро­пы.

Со­бы­тия

Гер­ма­ния

31 ок­тяб­ря 1517 г. Лютер при­бил к пор­та­лу Вит­тен­берг­ско­го со­бо­ра 95 те­зи­сов про­тив ин­дуль­ген­ций. Это стало на­ча­лом Ре­фор­ма­ции. Ос­но­вы сво­е­го уче­ния М. Лютер из­ло­жил в со­чи­не­нии «Апо­ло­гия аугс­бург­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния». Лютер при­зы­вал цер­ковь от­ка­зать­ся от бо­гатств, а также от всех та­инств, кроме та­инств кре­ще­ния и при­ча­ще­ния. Че­ло­век спа­са­ет­ся толь­ко лич­ной верой, а не бла­го­да­ря по­сред­ни­че­ству церк­ви (на­при­мер, от­пу­ще­ни­ем гре­хов свя­щен­ни­ком). Биб­лия – глав­ный ав­то­ри­тет в делах веры, бо­го­слу­же­ние долж­но ве­стись на на­ци­о­наль­ных язы­ках.

1520 г. – от­лу­че­ние Лю­те­ра папой Львом X от церк­ви.

1521 г. – на Вормс­ском рейхс­та­ге по­слан­ни­ки папы по­тре­бо­ва­ли от Лю­те­ра от­ре­че­ния от своих идей. Он от­ка­зал­ся, от­ве­тив: «На том стою и не могу иначе».

1524–1525 гг. – Ве­ли­кая кре­стьян­ская война в Гер­ма­нии.

1529 г. – Карл V по­тре­бо­вал от кня­зей пре­кра­тить се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных зе­мель. Кня­зья – сто­рон­ни­ки Лю­те­ра за­яви­ли про­тест. От­сю­да по­яви­лось на­зва­ние «про­те­стан­тизм». Это при­ве­ло к во­ору­жен­но­му про­ти­во­сто­я­нию между ка­то­ли­ка­ми и про­те­стан­та­ми.

1555 г. – Аугс­бург­ский ре­ли­ги­оз­ный мир уста­но­вил право кня­зей опре­де­лять ве­ро­ис­по­ве­да­ние своих под­дан­ных («чья стра­на, того и вера»).

Швей­ца­рия

Швей­ца­рия стала цен­тром рас­про­стра­не­ния каль­ви­низ­ма – про­те­стант­ско­го уче­ния, ос­но­ва­те­лем ко­то­ро­го стал Жан Каль­вин. Ос­нов­ное со­чи­не­ние, в ко­то­ром он вы­ра­зил ос­но­вы сво­е­го уче­ния – «На­став­ле­ния в хри­сти­ан­ской вере». В нем, в част­но­сти, со­дер­жит­ся уче­ние об из­бран­но­сти к спа­се­нию, со­глас­но ко­то­ро­му бог из­на­чаль­но пред­опре­де­лил одних людей к спа­се­нию, а дру­гих – к по­ги­бе­ли. Под­твер­жде­ни­ем из­бран­но­сти яв­ля­ет­ся спо­соб­ность к усерд­но­му труду и доб­рым по­ступ­кам (в со­от­вет­ствии в пред­став­ле­ни­ем о том, что че­ло­век яв­ля­ет­ся ору­ди­ем бога, ко­то­рый на­прав­ля­ет его в доб­рых делах).

1559 г. – ос­но­ва­на Же­нев­ская ака­де­мия, ду­хов­ный центр каль­ви­низ­ма в Ев­ро­пе.

Фран­ция

Во Фран­ции про­те­стан­тов на­зы­ва­ли гу­ге­но­та­ми. Про­ти­во­сто­я­ние ка­то­ли­ков и про­те­стан­тов в этой стране вы­ли­лось в гу­ге­нот­ские войны.

1572 г. – Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь. В ночь на 24 ав­гу­ста в Па­ри­же были убиты ты­ся­чи гу­ге­но­тов, ко­то­рые при­е­ха­ли на сва­дьбу сво­е­го ли­де­ра Ген­ри­ха де Бур­бо­на.

1598 г. – Ген­рих IV из­да­ет Нант­ский эдикт. Гу­ге­но­ты по­лу­ча­ли сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Эдикт уза­ко­нил со­су­ще­ство­ва­ние двух ре­ли­гий.

Ан­глия

В Ан­глии Ре­фор­ма­ция была про­ве­де­на по ини­ци­а­ти­ве ко­ро­ля («Ре­фор­ма­ция свер­ху»). Непо­сред­ствен­ным по­во­дом для на­ча­ла Ре­фор­ма­ции и раз­ры­ва с папой рим­ским стало стрем­ле­ние Ген­ри­ха VIII раз­ве­стись с Ека­те­ри­ной Ара­гон­ской и же­нить­ся на Анне Бо­лейн (чтобы раз­ве­стись необ­хо­ди­мо было со­гла­сие папы рим­ско­го).

1534 г. – ко­роль ста­но­вит­ся гла­вой церк­ви в Ан­глии. Ре­фор­ми­ро­ван­ная цер­ковь по­лу­чи­ла на­зва­ние ан­гли­кан­ской.

1554 г. – Мария Кро­ва­вая про­во­дит по­ли­ти­ку контр­ре­фор­ма­ции. Со­зда­на ко­мис­сия для борь­бы с ере­сью.

Ели­за­ве­та I Тюдор про­воз­гла­ша­ет ан­гли­кан­скую цер­ковь го­су­дар­ствен­ной. Ко­ро­ле­ва по­лу­чи­ла титул «вер­хов­ной пра­ви­тель­ни­цы цер­ков­ных и свет­ских дел».

1571 г. – при­нят закон «39 ста­тей», в ко­то­ром было из­ло­же­но ве­ро­уче­ние ан­гли­кан­ской церк­ви (Ан­гли­кан­ский сим­вол веры).

Контр­ре­фор­ма­ция

1534 г. – учре­жден орден иезу­и­тов (Об­ще­ство Иису­са), целью ко­то­ро­го стало рас­про­стра­не­ние ка­то­ли­че­ско­го хри­сти­ан­ства по всему миру. Орден был при­зван бо­роть­ся с про­те­стант­ской ере­сью.

1542 г. – учре­жден вер­хов­ный ин­кви­зи­тор­ский три­бу­нал (ин­кви­зи­ция – цер­ков­ные суды, рас­смат­ри­ва­ю­щие пре­ступ­ле­ния про­тив веры).

1545–1563 гг. – Три­дент­ский собор при­нял про­грам­му борь­бы с Ре­фор­ма­ци­ей.

1559 г. – издан ин­декс за­пре­щен­ных для чте­ния книг.

Участ­ни­ки

Гер­ма­ния

Мар­тин Лютер – лидер Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии, ос­но­ва­тель немец­ко­го про­те­стан­тиз­ма.

Карл V – им­пе­ра­тор Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии.

Томас Мюн­цер – свя­щен­ник, идео­лог на­род­ной ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии, пред­во­ди­тель кре­стьян в Кре­стьян­ской войне.

Фран­ция

Ген­рих IV Бур­бон – ко­роль Фран­ции, пер­вый ко­роль из ди­на­стии Бур­бо­нов.

Ан­глия

Тю­до­ры – ди­на­стия ан­глий­ских ко­ро­лей, пра­вив­ших с 1485 по 1603 гг.

Ген­рих VIII Тюдор – ко­роль Ан­глии, учре­дил ан­гли­кан­скую цер­ковь.

Мария I Тюдор Кро­ва­вая – ко­ро­ле­ва Ан­глии, про­во­ди­ла по­ли­ти­ку Контр­ре­фор­ма­ции.

Ели­за­ве­та I Тюдор – ко­ро­ле­ва Ан­глии.

За­клю­че­ние

Про­те­стан­тизм рас­про­стра­нил­ся во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы, таких как Ан­глия, Дания, Нор­ве­гия, Фин­лян­дия, Се­вер­ная Гер­ма­нии, часть Фран­ции, Швей­ца­рия и др. Бла­го­да­ря Ре­фор­ма­ции свет­ская власть при­об­ре­ла боль­шую сво­бо­ду и неза­ви­си­мость от церк­ви. В XVI–XVII вв. про­цес­сы уси­ле­ния ко­ро­лев­ской вла­сти и цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния при­ве­дут к уста­нов­ле­нию аб­со­лют­ных мо­нар­хий в стра­нах Ев­ро­пы (см. урок «Аб­со­лют­ная мо­нар­хия в стра­нах Ев­ро­пы в XVI-XVIII вв.»).

Наши рекомендации