ФАБЛЬЮ, ФАБЛИО – (фран. Fabian, от лат. Fibula – история, рассказ) – народный жанр средневековой французской литературы: пересказ анекдотического события в прозе или стихах, сродни шванкам.

ФАНАТИЗМ – (от лат. fanaticus – исступленный) – страстная преданность своим убеждениям, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям.

ФАРИСЕИ – (др. евр.) – 1) представители религиозно-политической секты в Др. Иудее, выражавшей интересы зажиточных слоев; отличались фанатизмом и лицемерным исполнением правил благочестия; 2) лицемеры, ханжи.

ФАРС – (франц. farse) – 1) легкая комедия, первоначально во французском Средневековье, светская вставка в религиозной драме; 2) позднее – комедия или водевиль грубоватого содержания; 3) шутовская выходка, грубая шутка; 4) в переносном смысле нечто лицемерное, циничное и лживое.

ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА – понятие введено О. Шпенглером в книге «Закат Европы» – западная культура, которая согласно общему закону культур, по его мнению, ныне вырождается в цивилизацию.

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ – ( конт. faium – озеро) – искусство погребального портрета восковыми красками, возникшее в I – III вв. на стыке египетской и римско-эллинистической культур. Название от Фаюмского оазиса в Египте, где было найдено большое количество портретов. Обычно рассматривается как один из истоков искусства иконописи.

ФЕТИШ – (фран. fetiche – идол, талисман; от порт. feitico – омулет, волшебство) – 1) неодушевленный предмет, по представлениям верующих, наделенный сверхъестественной магической силой и являющийся объектом религиозного поклонения; 2) предмет слепого поклонения.

ФИАЛ – (греч. phiale) – 1) у др. греков и римлян – плоская низкая чаша для питья и для возлияния во время жертвоприношений; 2) в готической архитектуре декоративное венчание пинаклей, шипцов, контрфорсов в виде фигурного шпиля, крестоцвета и т. д.

ФИЛИГРАНЬ – (итал. piligrana – зерно) – техника ювелирной обработки металла, состоит в напаивании тонкой нити (проволоки) и мелких зерен (шариков), как правило, из драгоценных материалов – серебра, золота, создающих сложный узор. Русское название – скань (для узора из проволоки) и зернь (для шариков, зерен).

ФИЛИОКВЕ – (лат. filiogue – букв. «и от сына») – догмат римско-католического вероучения о исхождении Духа Святого не только от Отца, на чем настаивает православие, но и от Сына. Добавление св. Августина, утвержденное поместным собором в Толедо в 589 г. В 1054 г. догматическое расхождение стало частичной причиной и поводом для схизмы (раскола) христианства на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) церковь.

Филология – совокупность гуманитарных дисциплин (лингвистических, литературоведческих, исторических и др.), изучающих историю и сущность духовной культуры через языковый и стилистический анализ письменных текстов. Ф. возникает на сравнительно зрелой стадии письменных цивилизаций. Универсальность Ф. наиболее наглядно реализовывалась в период с XVI (Возрождение) по XIX век (развитие науки и техники).

Философия - (от греч. sophia - мудрость) – теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая систему взглядов на мир, осмысление человека и его места в мире. Европейская классическая философия от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля определила собственный категориальный аппарат рассмотрения мировоззренческих проблем, отмеченный чертами преемственности. Обращаясь к «вечным» проблемам, философы рассматривают и новые идеи, которые становятся достоянием культуры. Ф. стимулирует признание плюрализма стратегий мировоззренческой интерпретации универсума, их взаимодополняемости.

Философия культуры - (культурфилософия) - дисциплина, ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Как самостоятельная сфера философского постижения культуры сформировалась в конце XVIII – начале XIX веков, стремительное развитие получила в XX веке, когда философы все более обращаются к философскому осмыслению различных стадий эволюции человеческой культуры. Современная Ф. ищет пути духовного обновления мира; в рождающихся версиях возникают идеи рационализации и стремление к мистическому постижению смысла жизни, представления о трагическом конфликте цивилизаций и их сущностной схожести; возникает мысль о кризисе личности и всего европейского человечества, и идет поиск путей полной человеческой самореализации.

ФОВИЗМ – (фран. fauve – дикий) – направление в живописи начала ХХ в. Ф. критики назвали группу молодых художников – А. Матисса, А. Дерена, М. Вламинка и др. Их временно объединяло стремление к яркому открытому цвету, динамичному письму.

ФОЛЬКЛОР – (folk lore – народная мудрость) – произведения устного народного творчества – былины, сказки, частушки и т. д.

Форма культурная– совокупность признаков и черт всякого культурного объекта (или явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация. Понятие Ф.к. касается не только материальных продуктов человеческой деятельности – вещей, сооружений, окультуренных территорий и т.п., но и продуктов духовного производства – идей, знаний, текстов, художественных произведений и пр.. Порождение новой Ф.к. всегда высоко функционально и связано или с потребностью в адаптации каких-либо природных или исторических обстоятельств существования сообщества, или с развитием определенных технологий в специализированных областях жизнедеятельности. Многие Ф.к., потеряв социальную актуальность и выйдя из употребления в своей изначальной функции, продолжают сохранять ценность и значимость символического характера (эстетическую, мемориальную идеологическую и пр.). В таком случае Ф.к. превращается в памятник истории и культуры, выполняющая уже иные функции.

ФОРМАЛИЗМ – эстетическое направление в модернизме ХХ в., тяготеющее к отрыву формы от содержания и абсолютизации ее роли. Обычно Ф. называют совокупность экспериментальных направлений: как кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и т. д.

ФРЕЙДИЗМ – философское направление, в основу которого положена теория психосексуального развития индивида. Исходя из учения З. Фрейда о бессознательном, Ф. стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (сексуальное влечение у З. Фрейда, стремление к самоутверждению у Ф. Адлера). С точки зрения Ф. культура – это выработанная человеком форма обуздания агрессивности и деструктивности личности. Когда культуре удается обуздать человеческие инстинкты, агрессия вытесняется в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческой деятельности. Влияние Ф. проявилось в практике различных модернистских художественных течений, например, сюрреализма.

ФРЕСКА – (итал. fresco – свежий, сырой) – техника росписи стен водяными красками по сырой штукатурке, впитывающей их до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя. Возникла в древних культурах Востока, затем проникла в античное искусство. В Средневековье уступила место мозаике и витражу. Начиная с эпохи Возрождения вновь распространилась по всей Европе. Ф. в широком смысле – всякая монументальная роспись.

ФРИЗ (фран. – fries) – 1) средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. Фриз дорического ордера состоит из чередующихся триглифов и метоп, ионический обычно декорирован сплошным скульптурным рельефом; 2) живописная или скульптурная кайма, бордюр стены, пола, потолка, ковра и т. п., обычно украшенные сплошным орнаментом.

ФРОНТОН (фран. – fronton) – 1) завершение фасада здания, представляющее собой треугольную плоскость, ограниченную боковыми скатами крыши и карнизом у основания; 2) Такое же оформление дверей и окон.

Функции культуры – определенная роль культуры по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах как способ осуществления коллективной жизнедеятельности. Ф.к. всегда социальны и определяют почти все формы индивидуальной деятельности человека в силу его связанности с социальным окружением. Количество Ф.к. велико и их можно выстроить в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих Ф.к. более высокого уровня. Во всем многообразии Ф.к. можно выделить четыре направления:

- социально-интегративное (обеспечение социальной интеграции людей, формирование их устойчивого коллективного существования, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта);

- организационно-регулятивно-нормативное (организация людей в их совместной деятельности, регуляция процессов взаимодействия между ними, консолидация людей посредством выработки общих целей и идеалов, групповых потребностей и интересов и т.п.);

- познавательно-коммуникативное (накопление и кумуляция социально значимых знаний, представлений, опыта; адаптация к природным и историческим условиям жизни; развитие искусственной среды обитания, накопление и обмен информацией и социальным опытом между людьми и т.д.)

- рекреационное и оценочное (специализированные функциональные сегменты: «экономическая культура», «военная культура», «религиозная культура», «бытовая культура» и т.п.)

ФУНКЦИОНАЛИЗМ – направление в архитектуре ХХ в., требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Ф. возник в Германии (школа «Баухауз») и в Нидерландах.

ФУТУРИЗМ (лат. – futurum – будущее) – авангардистское течение в европейском искусстве 10-20-х гг. ХХ в., характеризующееся отрицанием традиций в культуре, устремленностью в будущее, в котором якобы будут преобладать «техника», «скорости», «сила». В искусстве футуристы видели предмет для самотворчества, самовыражения, игры формами, случайными ассоциациями. Разрабатываемая Ф. эстетика урбанистической (городской) цивилизации проявилась в живописи – в «динамическом», совмещенном изображении разных стадий движения фигур, резких цветовых контрастов, введении слов и фрагментов; в поэзии – «телеграфный» стиль или попытки освобождения звукового состава слова («заумь»). Итальянские футуристы эстетизировали как таковую силу, движение, войну; русские (Маяковский, Хлебников) – подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового (революционного) содержания

Х

ХАБАНЕРА – (исп. – habanera) – испанский и кубинский народный танец, широко распространен в Испании, Лат. Америке; муз размер – 2/4; музыкальное произведение в стиле этого танца.

Наши рекомендации