Глава пятнадцатая - о здаче крепостей
Капитуляции и акордах с неприятелем
Артикул 117. Есть ли полк, или рота дерзнут без ведома и
указу его величества, или его фелтмаршала, с неприятелем в
трактат или капитуляцию вступить, тогда надлежит началных,
которые в том виновны, чести, пожитков и живота лишить, а из
рядовых всегда десятаго по жеребью повесить, протчих же жестоко
шпицрутенами наказать, и вне обоза поставить, пока они от того
порока очистятся, и своими храбрыми действами заслужат, кто же из
оных доказать может, что он в том непричастен есть, но в том
прекословил, оный имеет для невинности своей освобожден быть, и
при случае повышения себе ожидать. А ежели преступителей получить
не можно, то с оными тако как с дезертирами поступлено, и оных
пожитки забраны быть имеют.
Толкование. Сей артикул надлежит разуметь о оных полках и
ротах, которые вместе куды с другими командированы, а без ведома
командира тайным образом с неприятелем трактовать, и о здаче
места, или города какова договариватся будут, но не о тех,
которые одни в каком месте поставлены, и атаку от неприятеля
выдержали, и крайние отпоры учинили. Такожде когда оные более
держатца, или от фелтмарашала или генерала указу обождать и
сикурсу получить более надежды не имели, а с неприятелем
надлежащим образом трактовали.
Артикул 118. Кто из офицеров, которому команда в крепости
поверена, оное место без крайней нужды здаст, и оставит, оный
имеет чести, пожитков и живота лишен быть, рядовые же без знамен 349
вне обоза стоять и от того порока очиститься принуждены, пока
оные свое погрешение и боязливость, храбрыми делами паки
направят.
Артикул 119. Ежели же подчиненные комменданту офицеры и
рядовые салдаты его коменданта принудят, или подманят к здаче
крепости, тогда имеют все офицеры (которые в таком деле виновны
суть, и позволили на таковое понуждение) чести, пожитков и живота
лишены быть. А из рядовых всегда десятый по жеребью повешен, а
протчие как беглые наказаны быть.
Толкование. Протчие шпицрутенами будут наказаны и принуждены
вне обозу стоять, пока оные себя паки достойными учинят, с
протчими салдатами в равенстве содержаны быть.
Артикул 120. Буде же офицеры и салдаты без всякой притчины
допустят комменданта прежде времени, и не видя крайней нужды, на
акорд здаваться, и оному от того не отсоветуют, или в том его не
удержат, тогда как офицерам, так и солдатам учинить против 117
артикула.
Толкование. Того для в таком случае противление, не токмо
допущено, но и повелено таким образом, что есть ли офицеры
усмотрят, что коммендат без нужды крепость сдать похощет, тогда
имеют оные приступя к нему прекословить, и преклонять его к
должности. А ежели его от намерения такова уговорить не можно,
онаго заарестовать, и другаго между собою вместо его избрать, и
тако всевозможным образом оную крепость оборонять должны.
Артикул 121. Никто да не дерзает при осаде особливые советы
иметь, и много говорить, или кричать, чтобы крепость или место
здать или оставить, ниже других словом или делом к обороне
робость какую подать. Кто в том уличен будет, имеет другим ко
устрашению без далного отлагателства повешен быть.
Артикул 122. Никто да не дерзает под наказанием смерти,
противитися к бою с неприятелем, не щадя своего живота, до самой
крайности, и работать, где повелено будет.
Артикул 123. Притчины, которых ради комендант, офицеры и
салдаты извинены быть могут, когда крепость здастся, суть
следующия: (1) Крайней голод, когда ничего не будет, чем человек
питатися может, имея наперед всевозможную в пище бережность,
(2) Когда аммуниции ничего не останется, которая також со всякою
бережью трачена; (3) Когда людей так убудет, что оборонитися
весьма не в. состоянии будут (а во всю осаду оборонялися храбро)
сикурсу получить не могут, и что крепости уже по всем видам
удержать будет невозможно; (4) Однакож сии пункты суть тем, кои
особливого указа не имеют. А которые имеют указ до последняго
человека оборонятися, то никакой нужды ради не капитулировать с
неприятелем, и крепости не отдавать.
Толкование. В сих вышеименованных артикулах часто лишение
чести, пожитков и живота упомянуто, которое тако исправлено имеет 350
быть, что палач сперва шпагу у нарушителя переломит, и его
шельмом объявит, а потом его повесит. И есть ли оной пожитки
имеет, оные на его величество взяты быть имеют.