Глава пятнадцатая - о здаче крепостей

Капитуляции и акордах с неприятелем

Артикул 117. Есть ли полк, или рота дерзнут без ведома и

указу его величества, или его фелтмаршала, с неприятелем в

трактат или капитуляцию вступить, тогда надлежит началных,

которые в том виновны, чести, пожитков и живота лишить, а из

рядовых всегда десятаго по жеребью повесить, протчих же жестоко

шпицрутенами наказать, и вне обоза поставить, пока они от того

порока очистятся, и своими храбрыми действами заслужат, кто же из

оных доказать может, что он в том непричастен есть, но в том

прекословил, оный имеет для невинности своей освобожден быть, и

при случае повышения себе ожидать. А ежели преступителей получить

не можно, то с оными тако как с дезертирами поступлено, и оных

пожитки забраны быть имеют.

Толкование. Сей артикул надлежит разуметь о оных полках и

ротах, которые вместе куды с другими командированы, а без ведома

командира тайным образом с неприятелем трактовать, и о здаче

места, или города какова договариватся будут, но не о тех,

которые одни в каком месте поставлены, и атаку от неприятеля

выдержали, и крайние отпоры учинили. Такожде когда оные более

держатца, или от фелтмарашала или генерала указу обождать и

сикурсу получить более надежды не имели, а с неприятелем

надлежащим образом трактовали.

Артикул 118. Кто из офицеров, которому команда в крепости

поверена, оное место без крайней нужды здаст, и оставит, оный

имеет чести, пожитков и живота лишен быть, рядовые же без знамен 349

вне обоза стоять и от того порока очиститься принуждены, пока

оные свое погрешение и боязливость, храбрыми делами паки

направят.

Артикул 119. Ежели же подчиненные комменданту офицеры и

рядовые салдаты его коменданта принудят, или подманят к здаче

крепости, тогда имеют все офицеры (которые в таком деле виновны

суть, и позволили на таковое понуждение) чести, пожитков и живота

лишены быть. А из рядовых всегда десятый по жеребью повешен, а

протчие как беглые наказаны быть.

Толкование. Протчие шпицрутенами будут наказаны и принуждены

вне обозу стоять, пока оные себя паки достойными учинят, с

протчими салдатами в равенстве содержаны быть.

Артикул 120. Буде же офицеры и салдаты без всякой притчины

допустят комменданта прежде времени, и не видя крайней нужды, на

акорд здаваться, и оному от того не отсоветуют, или в том его не

удержат, тогда как офицерам, так и солдатам учинить против 117

артикула.

Толкование. Того для в таком случае противление, не токмо

допущено, но и повелено таким образом, что есть ли офицеры

усмотрят, что коммендат без нужды крепость сдать похощет, тогда

имеют оные приступя к нему прекословить, и преклонять его к

должности. А ежели его от намерения такова уговорить не можно,

онаго заарестовать, и другаго между собою вместо его избрать, и

тако всевозможным образом оную крепость оборонять должны.

Артикул 121. Никто да не дерзает при осаде особливые советы

иметь, и много говорить, или кричать, чтобы крепость или место

здать или оставить, ниже других словом или делом к обороне

робость какую подать. Кто в том уличен будет, имеет другим ко

устрашению без далного отлагателства повешен быть.

Артикул 122. Никто да не дерзает под наказанием смерти,

противитися к бою с неприятелем, не щадя своего живота, до самой

крайности, и работать, где повелено будет.

Артикул 123. Притчины, которых ради комендант, офицеры и

салдаты извинены быть могут, когда крепость здастся, суть

следующия: (1) Крайней голод, когда ничего не будет, чем человек

питатися может, имея наперед всевозможную в пище бережность,

(2) Когда аммуниции ничего не останется, которая також со всякою

бережью трачена; (3) Когда людей так убудет, что оборонитися

весьма не в. состоянии будут (а во всю осаду оборонялися храбро)

сикурсу получить не могут, и что крепости уже по всем видам

удержать будет невозможно; (4) Однакож сии пункты суть тем, кои

особливого указа не имеют. А которые имеют указ до последняго

человека оборонятися, то никакой нужды ради не капитулировать с

неприятелем, и крепости не отдавать.

Толкование. В сих вышеименованных артикулах часто лишение

чести, пожитков и живота упомянуто, которое тако исправлено имеет 350

быть, что палач сперва шпагу у нарушителя переломит, и его

шельмом объявит, а потом его повесит. И есть ли оной пожитки

имеет, оные на его величество взяты быть имеют.

Наши рекомендации