Глава пятнадцатая Переговоры

Рассмотрев схему ведения переговоров, мы остановимся на наиболее часто встречающихся вариантах делового общения:

Брать в долг и не отдавать долги

Как продавать и как торговаться

Как устраиваться и как принимать на работу и увольнять

Если вы достаточно внимательны, то обратили внимание, что мы рассматриваем переговоры с двух сторон. В большинстве книг, посвященных переговорам, чаще обсуждается вариант ведения переговоров только с одной стороны.

Здесь как бы речь идет о весах с двумя чашами - чаши позиции приемы, используемые каждой из сторон. Это и дает эффект объемного видения проблемы и приемов деловых коммуникаций.

Три ошибки, которые губят переговоры

Первая.

Мы полагаем, что правильно поняли человека.

Не стоит переоценивать свои способности точного восприятия мыс­ли другого человека.Мы склонны часто додумывать за других. Лучше пе­респросить, еще раз уточнить, что конкретно имел в виду ваш собесед­ник.

Вторая.

Мы нечетко формулируем свои мысли.

Свои аргументы следует излагать в четкой, ясной форме. Только в таком случае нас будут понимать правильно.

Третья.

Муссируем банальные темы.

Наши разговоры, увы, часто соскальзывают на банальные темы. Со­беседник быстро теряет к ним интерес. Избегайте банальных тем!

Анекдот- “Переговоры”.

Илья-Муромец приходит к товарищу, а тот лежит на печке побитый.

- Что случилось? - спрашивает Илья.

- Да в лесу Соловей-Разбойник на меня напал.

- Ну, ладно, собирайся, пойдем на переговоры.

Пришли в лес. Смотрят - сидит Соловей-Разбойник на суку.

- А ну-ка слезай, мразь!- крикнул Илья-Муромец.- Ты знаешь, кто я?

- Знаю. Ты Илья-Муромец.

- А знаешь, кто со мной?

А это твой друг-дурак.

И бац! мужика по голове. Тот упал. Илья-Муромец взвился:

- Да ты знаешь кто я?

- Знаю. Ты русский богатырь. Самый сильный на Руси.

- А это кто?

А это твой друг-придурок.

И снова вмазал мужику по морде. Илья побагровел весь, свирепо зарычал:

- Да ты знаешь, кто я? Ты понимаешь, с кем ты связался?

- Ты самый сильный богатырь в мире. А это твой друг-дурак.

И опять тресь! мужика по башке. Мужик очухался, подползает к Илье, стонет:

- Слушай, Илюша, надоели переговоры. Морда болит - пойдем домой.

КАК УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ

Устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу без протек­ции невозможно. Знакомо вам подобное утверждение?

Если и вы придерживаетесь такой точки зрения, то это означает только одно: вам не хватает уверенности в себе. Потому что уверенно­му человеку никакая протекция не нужна. Для устройства на работу ему достаточно продемонстрировать три свои главные качества, которые и обеспечат ему успех в любом начинании:

Первое: профессионализм.

Второе: общительность, психическую “нормальность”.

Третье: лояльность, безусловную преданность фирме, в которой готов работать.

Если и вам удастся это - и у вас все будет в порядке. На работу вас примут точно и без всякой там “мохнатой лапы”.

Процедура устройства на работу должна стать для вас праздником.

Помните: стиль творит репутацию.

Ваша одежда должна быть безукоризненной по стилю и качеству и соответствовать вашему положению в фирме, куда вы решили устроиться на работу. Оденьтесь так, чтобы не вызвать с порога раздражение пре­зидента фирмы, чтобы понравится сотрудникам фирмы и особенно ее кли­ентам.

Четко и ясно назовите свое имя и фамилию. В вашем голосе должна прозвучать спокойная уверенность, покажите, что вы гордитесь своей фамилией.

Теперь принято устраиваться на работу, имея при себе резюме. От того, как оно составлено, как оно выглядит - зависит половина вашего успеха. Пусть обложка у него будет яркой, броской, впечатляющей. А содержание - насыщенным самой благоприятной информацией о вас.

Во всем блеске представьте свой профессионализм в деле, которым вы собираетесь заниматься на новом месте. Сделайте акцент на всех своих знаниях и умениях, которые могут быть востребованы на данной фирме. Укажите факультет, на котором учились, курсы совершенствова­ния, представьте все свои дипломы: например, об окончании курсов иностранного языка, компьютерных курсов, бухгалтерских. Если умеете водить автомобиль - обязательно напишите и об этом.

Положительную подкрепляющую роль могут сыграть и рекомендатель­ные характеристики с предыдущих мест работы.

Разумеется, вредных привычек у вас не было, нет и нет к ним предрасположенности.

Ваше увлечение - спорт: это свидетельство вашего здоровья и ра­ботоспособности. Так и пишите. А в разговоре можно упомянуть и о ка­ком-нибудь изысканном вашем хобби, например, коллекционировании фар­фора 18-го века или путешествиям по африканскому континенту.

Таким образом вам будет легче перейти к важному моменту - к об­суждению денежного оклада. Называйте сумму как можно большую - стес­нение тут неуместно. В крайнем случае называйте “вилку” : от и до. Это только повысит ваш рейтинг, покажет, что вы знаете себе цену как высококвалифицированному работнику.

В беседе с нанимателем информацию о себе необходимо подавать развернуто, расшифровывать аббревиатуры, а также быть готовым к раз­ного рода вопросам и упреждать их. Например, если у вас есть мало­летний ребенок, сразу же оговорите, что это никак не отразится на вашей работе: в случае его болезни с ним останется няня или бабушка.

Постарайтесь показать, что вы вполне благополучный человек: у вас есть квартира, у вас есть возможность работать дополнительно по вечерам, ездить в командировки, выполнять ответственные поручения. И тут же уточнить: какие могут быть командировки, куда, что представ­ляет собой сверхурочная работа и так далее. Таким образом вы покаже­те, что вы не простачок, пытающийся любым путем попасть на работу, а человек, знающий себе цену и отвечающий за свои слова.

Не надо дожидаться, пока работодатель спросит вас, почему вы ушли с прежнего места работы. Предупредите его вопрос, сказав, что с первого места работы вы ушли потому, что повысился ваш профессио­нальный уровень, третье место вас привлекло высокой зарплатой. Но тут же оговоритесь, что во всех случаях вам было жаль покидать кол­лектив, у вас со всеми сохранились хорошие отношения. На каких-либо примерах покажите, что вы умеете дружить с руководством, способны на преданность делу и фирме.

Сделайте акцент на ваших обширных деловых связях , которые поя­вились благодаря тому, что вы работали в нескольких аналогичных фир­мах. Тут же будет уместен и комплимент фирме, где вы собираетесь ра­ботать. Это должен быть комплимент знатока своего дела, легко ис­пользующего профессиональную терминологию. И тут же поменяйте ре­гистр общения: перейдите на юмор, покажите, что вы не сухарь, не за­нуда, а простой, нормальный человек.

КАК УВОЛЬНЯТЬ С РАБОТЫ

Приняв человека на работу, вы должны сразу же сказать, что принципы вашей фирмы таковы, что вы оставляете за собой право отка­заться от услуг своих сотрудников в любой момент. Поводом к тому мо­жет послужить любой промах или нерадивость с их стороны. В самой гу­манной стране мира США, как о ней говорят, этот принцип давно апро­бирован и хорошо срабатывает при всем том, что там как нигде законом защищены права человека.

Самый простой ход: при первом же “проколе” работника взять у него заявление об уходе с работы по собственному желанию и положить его до поры до времени в сейф. Второй промах - и вы сразу же подпи­сываете его заявление.

Когда ситуация требует особой корректности, можно так сказать увольняемому сотруднику:” Да, мы в вас заинтресованы, но к сожалению так сложились дела на фирме, что от нас мало что зависит. Мы вынуждены расстаться с нашими лучшими кадрами. Но мы вам дадим великолеп­ную характеристику. А вдальнейшем, возможно, вас снова примем на ра­боту.”

В такой ситуации хорошо работают приемы скрытого гипноза. Ваша речь должна изобиловать оборотами типа “вы, как умный человек…”, “ поставьте себя на мое место”, “вы согласитесь со мной..” и тому по­добные.

Нередко, уходя с фирмы обиженными, люди уносят с собой важные документы. Они могут отнести их и в налоговую инспекцию, и конкури­рентам по бизнесу. Чтобы этого не случилось, опытные руководители, зная свои слабые тылы, всегда подстраховываются. Часто работодатели прибегают и к такому приему:”Я тебя увольняю, но ты всем говори, что уходишь сам. Возможно, в будущем, мы снова тебя возьмем на работу. А сейчас я дам тебе хорошее пособие…”

Иногда процедура увольнения поручается другому человеку. Напри­мер, приглашается психолог. И разговор идет в таком русле:” Вы-то нас вполне устраиваете, мы вас ценим, но по результатам психологи­ческого анкетирования - вам бы лучше найти другое место. Это не ваш профиль. На другом месте вы сможете проявить себя лучше, у вас удач­нее пойдут дела, вы сможете добиться больших результатов.”

В дореволюционной России, чтобы устроиться в Экспедицию заго­товления Государственных бумаг (так назывался тогда Гознак), кандидат должен был представить поручительство двух работников, знавших его лично. Если выяснялось, что новичок не оправдал доверия, то увольняли всех троих.

Ничто не мешает вам использовать такой подход к делу и сегодня.

КАК ПРИНИМАТЬ НА РАБОТУ

Если вам по долгу службы приходится заниматься подбором кадров, то есть смысл обратить особое внимание на предрасположенность к тем или иным видам деятельности людей, относящихся к разным психотипам.

Самые хорошие исполнители - психастеники. Они способны работать изо дня в день, не предъявляя повышенных требований к руководству, не требуя повышения по служебной лестнице или же повышения зарплаты. Из них получаются самые лучшие секретарши, охранники.

На более кропотливую, даже скучную работу можно пригласить эпи­лептоида. Он аккуратен, работоспособен, энергичен.

Если работа требует оригинального подхода к решению проблем - ее можно доверить шизоиду. Но необходимо при этом учесть то обстоя­тельство, что у шизоидов часто возникают трудности в общении с людь­ми.

Гипертимы хороши там, где нужно руководить другими людьми, отс­таивать интересы фирмы, вести переговоры с серьезными партнерами. Но они склонны рваться к власти.

Истероиды хороши там, где требуется представительность, яр­кость, броскость, блеск. Работа на публику - это для истероидов.

Опытные кадровики обычно сразу выясняют истинные причины и ню­ансы обращения клиента в кадровое агентство. Это дает им возможность не терять время и остановить выбор на той кандидатуре, которая точно устроит заказчика. К примеру, если им поступила заявка на секретар­шу, они сходу выясняют, действительно ли заказчик нуждается в про­фессиональном работнике или ему нужна просто для интерьера высокая блондинка с длинными ногами.

А работа с кандидатами на серьезную работу ведется далее в нес­кольких направлениях.

Перво-наперво критично прочитайте его резюме. Имейте в виду, что на примерно восемьдесят процентов написанного - блеф. Но двад­цать могут дать вам предварительно полезную информацию.

Обратите внимание на внешний вид человека, пришедшего устраи­ваться к вам на работу. Если он пришел в грязных ботинках и помятой сорочке, в дурном настроении, это значит, что и к работе он будет относиться без особого интереса, будет неаккуратен, необходителен с людьми.

У одного французского менеджера спросили, как он работает с кадрами. “Очень просто, - последовал ответ. - Я всегда помню, что из неприятного человека никогда не удаствся сделать симпатичного и доб­рожелательного. А вот обаятельную девушку мы за две недели превраща­ем в хорошую продавщицу.”

При личной встрече проверьте внимательность кандидата. Попроси­те дать точное название вашей фирмы. Если этот человек действительно имеет намерения работать именно у вас, то он не только точно назовет имя вашей фирмы, но и выдаст собранную им предварительно информацию о том, чем занимается ваша фирма и на каком участке он бы хотел ра­ботать. Более того, он способен выступить и в роли эксперта. Он мо­жет честно сказать, что одно из направлений работы вашей фирмы ему неизвестно и он бы хотел получить информацию лично от вас. Вопросы будет ставить конкретно, формулировать их четко.

А вот от ходоков, которые слоняются в поисках любой работы, обычно проку мало. Они имеют смутное представление о том, чем могут быть полезны именно вашему предприятию, - обычно за день в поисках работы они обходят несколько фирм и даже не удосуживаются запоминать их названия. А некоторые и вовсе не помышляют об устройстве на рабо­ту - им этот поход нужен для “галочки”, чтобы дома не пилили. Бывает и так.

Обратите внимание, насколько внимательно слушает вас претендент на рабочее место в вашей фирме: делает ли он пометки в блокноте, за­дает ли уточняющие вопросы по существу.

Чтобы не ошибиться в выборе претендента на хорошее рабочее мес­то, необходимо в совершенстве владеть техникой “детектор лжи”. Даже при первом разговоре не нужно бояться задавать человеку провокацион­ные, “скользкие” вопросы, даже повторять их, отслеживая реакцию. Вы можете спросить прямо: почему он ушел с прежнего места работы? поче­му у него возникали конфликты с сослуживцами? пьет ли он водку? го­тов ли он пойти с вами в ночной клуб? Можете сказать, что вам из­вестны и тот факт, что на его прежней работе кто-то был нечист на руку.

Спросите сразу, сможет ли он ездить в командировки? Как он от­носится к разного рода поручениям? Сможет ли работать при необходи­мости сверхурочно? Есть ли у него связи в деловом мире? Спросите, что для него важнее - неукоснительное соблюдение закона или порядоч­ность людей по отношению друг к другу, законы дружбы?

Задайте вопрос, на какую оплату труда он претендует? И почему? Ежели он сошлется на то, что столько получал на прежнем месте работы или именно столько ему нужно на жизнь, то вам есть о чем за­думаться.

А вот если он сделает акцент на своем профессионализме, на оценке того вклада, который он обеспечит вашей фирме, - значит, пе­ред вами достойный кандидат. С ним есть смысл беседовать дальше. На­конец, спросите его, а что для него главное в предполагаемой работе? Можно задать и провокационный вопрос:”А не пожалеешь потом, что уст­роился именно к нам?”

“Секрет удачного выбора сотрудников прост: надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы вам хотелось от них”

Ганс Селье.

Проверьте его на сообразительность. К примеру, попросите по хо­ду дела быстро узнать номер телефона какого-нибудь банка или фирмы. Спросите, знает ли он, как составляются договора? Таким образом вы сразу получите представление о том, насколько этот человек активен, инициативен, сообразителен, способен ли он добывать информацию. И вообще ориентируется ли он в информационном поле - ведь почти все необходимое для работы давно есть в специальных справочниках и кни­гах.

Опытные руководители часто прибегают к блефу, заявляя претен­денту, что все о нем знают. И таким образом вызывают его на откро­венность. Если же он защищается, из этого тоже можно сделать соот­ветствующие выводы.

Но даже в том случае, когда вас все устраивает, когда вы оста­новите свой выбор именно на этом кандидате, все равно возьмите его на работу с испытательным сроком. Подстраховка никогда вам не поме­шает, а при необходимости и поможет. Наивно полагать, что в форсма­жоных обстоятельствах этот человек не проявит себя с неожиданной стороны.

Наши рекомендации