Одновременно проводилась пропагандистская кампания и активная деятельность по разложению правительственных сил и перетягиванию их на свою сторону.
Накануне распада Советского Союза, в руководстве страны возобладала точка зрения о необходимости прекратить всякую военную помощь и поддержку режима Наджибуллы. По инициативе Горбачева с Соединенными Штатами было подписано соответствующее соглашение об одновременном прекращении военных поставок Афганистану начиная с 1 января 1992 года. Это фактически был смертельный удар по Наджибулле, так как оппозиция получала помощь не только от США, но и от других стран: Саудовской Аравии, Кувейта, Пакистана, а правительство Наджибуллы — только из СССР. Падение режима Наджибуллы после это стало неизбежным.
В ноябре 1991 года делегация моджахедов во главе с Бурхануддином Раббани побывала в СССР, где вела переговоры по вопросам афганского урегулирования и возвращения советских военнослужащих, находящихся в плену у моджахедов. Пакистан также активизировал деятельность по разблокированию внутриафганского конфликта.
Руководство оппозиции активизировало политическую деятельность с целью изоляции на международной арене и отстранения от власти режима Наджибуллы. Одновременно делалось все, чтобы обеспечить поддержку будущего переходного правительства со стороны мирового сообщества.
Политическая деятельность оппозиции сопровождалась нарастающим военным давлением на гарнизоны правительственных войск сразу в нескольких стратегически важных районах. Были отданы указания на усиление группировок мятежников, нацеленных на захват Гардеза, Джелалабада, Митерлама, Калата, действующих в Кабульской зоне. На севере Афганистана основные силы оппозиции находились под контролем лидера панджшерской группировки Масуда. В их составе насчитывалось более 20 тыс. чел. (460 отрядов и групп). На вооружении имелось до 80 единиц бронетехники, около 750 артиллерийских орудий и минометов, 200 ПТУРС, 45 ПЗРК. И хотя отмечалось некоторое снижение боевой активности формирований в этом регионе, в то же время велись интенсивные инженерные работы по оборудованию передовых позиций, складированию боеприпасов, продовольствия и военного имущества. Создавая запасы ОБПР накануне прекращения военных поставок, Масуд планировал с наступлением теплого времени нанести серию ударов по гарнизонам правительственных войск и взять под свой контроль территорию северных и северо-восточных провинций РА.
Обстановка в Афганистане к концу 1991 года приближалась к критической отметке: все понимали, что перспектив режим не имеет, а дни его сочтены. 27 декабря сотрудники представительства КГБ СССР покинули Кабул.
После прекращения Россией в начале 1992 года поставок вооружения и боеприпасов режиму Наджибуллы ситуация в стране начала заметно ухудшаться, вскоре приняв обвальный характер. С распадом в конце 1991 года СССР Наджибулла лишился не только помощи и поддержки, но и последней надежды на ее возобновление в перспективе. В моральном плане это было особенно пагубно.
В связи с этим в средствах массовой информации Республики Афганистан появились материалы с «анализом» событий в Афганистане в период с Апрельской (1978 г.) революции и до вывода советских войск из РА. В них особые акценты делались на одиозной роли СССР и его руководства в «развязывании братоубийственной войны и трагедии афганского народа». Советский Союз назывался «агрессором, нарушившим все нормы международного права для достижения своих геополитических целей».
Подобные публикации были призваны вызвать негативный для СССР резонанс в афганском обществе, инициирующий рост антисоветизма, получившего распространение в руководстве страны, среди различных политических партий, организаций и населения. Особую активность в подогревании антисоветских настроений играли функционеры высшего и среднего звеньев партии Отечество, которые сбросили с себя маски «революционеров» и предстали в их истинном обличье. Причем такая их позиция спокойно воспринималась и самим Наджибуллой, и его ближайшим окружением.
Венцом лицемерия явилось выступление президента РА в январе 1992 года по поводу пятой годовщины со дня начала проведения политики национального примирения, когда Наджибулла заявил, что ввод советских войск явился основной причиной народного восстания в Афганистане и привел к трагедии. Наджибулла, который с такой настойчивостью просил оставить советские войска в РА, теперь называл их вражескими и провозгласил день окончания их вывода — 15 февраля — Днем национального спасения Афганистана.
Совместное советско-американское заявление по Афгани-стану (о прекращении военных поставок с 1 января 1992 года) активно обсуждалось также среди личного состава Вооруженных сил и афганской общественности. Лично президент РА Наджибулла считал, что без поставок вооружения и боеприпасов из Советского Союза режим сможет удержаться у власти при прежней интенсивности ведения боевых действий со стороны оппозиции лишь до середины 1992 года. Однако добавлял, что если противник резко усилит вооруженное давление на госвласть, то потенциальные возможности ВС в плане организованного и надежного противостояния мятежникам будут еще более снижены. Так оно потом и случилось.
В целях недопущения негативного развития событий по указанию Наджибуллы был разработан комплекс мероприятий политического и военного характера. В частности, стало уделяться больше внимания укреплению обороны гарнизонов и созданию оптимальных запасов средств МТО, была усилена охрана транспортных коммуникаций, складов и аэродромов, планировалось проведение частных операций по расширению зон контроля в окрестностях важнейших гарнизонов. Также предусматривалось оказание соответствующего воздействия на руководство Советского Союза, чтобы убедить его в необходимости продолжения военных поставок (под видом запасных частей для боевой техники) на основе действующего долгосрочного соглашения о военном сотрудничестве между двумя странами, несмотря на советско-американское соглашение по Афганистану. Кроме того, афганцы стали проявлять повышенную активность в проработке вопроса о получении оружия и боеприпасов из Индии и Китая, чтобы быть в готовности к ситуации, которая может сложиться с советскими поставками.
Прекращение советской военной помощи и взятый руководством РА курс на компромиссы с оппозицией вызвали негативную реакцию у значительной части генералов и офицеров ВС, принимавших активное участие в вооруженной борьбе с мятежниками. Примирение с оппозиционными группировками они восприняли как собственное поражение, поскольку в будущих коалиционных структурах власти не видели для себя достойного места. Среди них высказывалась резкая критика в адрес Наджибуллы, который обвинялся в предательстве интересов партии Ватан–Отечество.
По оценке представителей национальных меньшинств, в том числе и ряда лиц, находящихся в руководящих государственно-партийных органах РА, ослабление позиций режима, которое должно было последовать за прекращением советской военной помощи или произойти в результате побед моджахедов в отдельных районах, неминуемо активизирует националистическое движение на севере Афганистана и в Хазараджате. Причем идея создания самостоятельных национальных мусульманских образований должна была подтолкнуть, как они считали, к объединению племенных формирований, находившихся на стороне госвласти, с отрядами мятежников узбекской, таджикской и хазарейской национальностей. Среди лидеров, которые будут возглавлять вооруженное движение антипуштунской направленности, называли имена Ахмад Шаха Масуда, генерал-полковника А.Р.Дустома, Саида Мансура Надери, Карима Халили, Саида Джаграна и др.
Однако, несмотря на вступившие в силу советско-американские договоренности о взаимном прекращении военных поставок воюющим в Афганистане сторонам, интенсивность перебросок оружия, боеприпасов моджахедам с территории Пакистана (из районов Парачинар, Спинвам, Мирамшах) не снижалась. При этом в качестве перевалочной базы на пакистанской территории использовалась Ланди-Котал (75 км юго-восточнее Джелалабада). Это давало им возможность усиливать военное давление на правительственные силы. Руководство оппозиции начало реализовывать план, который оно намеревалось ввести в действие сразу же после вывода советских войск, но тогда осуществить его не удалось — была мощная поддержка Наджибулле со стороны СССР.
В Кабуле оппозиционное подполье усилило диверсионно-террористическую деятельность, дабы посеять панические настроения, показать неспособность властей контролировать подполье в городе. В ряде районов столицы были осуществлены подрывы фугасов.
Стала ощущаться острая нехватка топлива, продовольствия, в связи с чем росло недовольство властями среди населения. Оппозиция, срывая мероприятия по обеспечению людей предметами первой необходимости, одновременно активизировала агитационную, подрывную деятельность. В пропагандистской кампании использовались солдаты и офицеры, попавшие в плен в весенне-летний период, которые за денежное вознаграждение вели антиправительственную агитацию.
Активная политическая деятельность оппозиции сопровождалась нарастающим военным давлением моджахедов на гарнизоны правительственных войск РА сразу в нескольких стратегически важных районах страны. С этой целью были отданы указания на усиление группировок мятежников, нацеленных на захват Гардеза, Джелалабада, Митерлама, Калата и действующих в Кабульской зоне.
Вооруженные силы Афганистана оставались главной опорой, обеспечивающей устойчивость кабульского режима. Военно-политическое руководство РА считало, что, несмотря на предстоящее прекращение советских военных поставок, они и после этого будут способны еще в течение почти года успешно противостоять натиску оппозиции. Однако такая оценка боеспособности частей и соединений учитывала лишь имеющиеся запасы вооружения, боеприпасов и МТС и не принимала во внимание состояние морально-боевого духа личного состава, который имеет тенденцию к дальнейшему снижению.
Среди афганских военнослужащих всех категорий получили широкое распространение пессимистические взгляды на возможность выживаемости режима, многие верили в неотвратимость прихода к власти оппозиции и бесперспективность усилий по заключению с ней взаимоприемлемых компромиссов.
Афганский генералитет и старшие офицеры осознавали, что боевая устойчивость частей и подразделений будет серьезно снижаться по мере расходования боеприпасов. Сложившаяся же практика, когда сдерживание моджахедов осуществлялось, как правило, за счет огневого поражения, требующего значительных запасов боеприпасов, также являлось одним из факторов, инициирующих мнение, что прекращение военных поставок из Советского Союза лишало правительственные войска возможности успешно решать задачи по защите госвласти.
Исходя из таких пораженческих настроений, военнослужащие вырабатывали для себя оправдательную позицию. Многие считали, что ответственность за развязывание и ведение войны против своего народа должно нести высшее руководство страны, особенно Наджибулла и его ближайшее окружение, а также сотрудники МГБ, ракетчики, командный состав ВВС и рядовые летчики. Им должно быть предъявлено обвинение в получении от иностранных государств бесплатного оружия для массового уничтожения своего народа. Большинство офицеров и генералов, проходящих службу в МО, ГШ ВС РА, МВД и на командных должностях в войсках, выказывали определенную уверенность в своей невиновности, поскольку, по их утверждениям, они являлись простыми исполнителями приказов Наджибуллы, находясь под контролем и давлением со стороны сотрудников МГБ (после прихода к власти моджахедов многие офицеры и генералы были оставлены на службе).
Несколько уверенней чувствовали себя офицеры, сержанты и солдаты строевых частей, находящихся на передовых позициях. Многие из них поддерживали тесные контакты с моджахедами и предполагали в случае резкого обострения ситуации перейти на их сторону. Они в основном служили, руководствуясь материальными соображениями, поскольку их зарплата являлась единственным источником содержания семьи. Вместе с тем значительная часть военнослужащих считала бесперспективным и опасным для себя продолжение службы в кадрах ВС РА. В частности, только в октябре-ноябре из афганской армии уволились около 300 офицеров, а число дезертиров в целом по ВС РА составило более 9 тыс. чел. Офицеры перестали обращать внимание на стремительное снижение воинской дисциплины, многочисленные факты невыполнения приказов, прежде всего в районах активных боевых действий. Так, в результате отказа от выполнения боевых распоряжений ряда командиров подразделений фактически было сорвано планировавшееся в середине ноября контрнаступление под Гардезом (провинция Пактия).
В основном из-за апатии и пассивности, нежелания большей части личного состава подвергать свою жизнь опасности участием в активных боевых действиях афганские Вооруженные силы к концу 1991 г. фактически потеряли боеспособность. На состоянии войск отрицательно сказывается низкая укомплектованность частей и подразделений, которая не превышала в полках 7–10%. А под влиянием пораженческих настроений в ВС процветали казнокрадство, злоупотребление служебным положением и взяточничество. Командиры частей и подразделений продавали моджахедам и мятежникам вооружение и боеприпасы, в последующем списывая их на потери в ходе боевых действий. Руководство оппозиции, хорошо осведомленное о положении в афганских войсках, в целях стимулирования дальнейшего их разложения повысило цены на приобретаемое в войсках оружие и боеприпасы.
Негативное воздействие на личный состав регулярных частей оказывала деятельность племенных и национальных формирований. Командиры «племенников» поддерживали тесные контакты с полевыми командирами, снабжая их отряды продовольствием, оружием и боеприпасами, а некоторые из них даже открыто заявляли о намерениях отказаться от сотрудничества с властями и присоединиться к моджахедам.
Руководство вооруженной оппозиции пользовалось сложившейся ситуацией для подкупа личного состава, командиров подразделений. Только штаб-квартира ИПА выделила полевым командирам, действующим на северном, северо-восточном и логарском направлениях, на эти цели около 1 млрд афгани. В ряде провинций участились случаи вступления мятежников в контакт с военнослужащими правительственных войск, чтобы склонить их к переходу на свою сторону, приобрести оружие, боеприпасы.
Вооруженная оппозиция усиливала давление в ключевых районах Афганистана, наибольшая ее активность отмечалась в центральных и пограничных с Пакистаном провинциях: Нангархаре, Пактии, Кандагаре. Обострилась обстановка в зонах коммуникаций Хайратон – Кабул и Шархан – Баглан. Полевым командирам ИОА в провинциях Балх, Саманган и Кундуз поступили указания из штаб-квартиры: усилить контроль, ежедневно докладывать по радио о движении грузов из Хайратона и Шархана в направлении Кабула. Лидер ИОАП Ахмад Шах Масуд поставил задачу командирам подчиненных отрядов, действующим в зонах дорог, приступить к систематическим нападениям на транспортные колонны, захватам грузов.
Крах режима Наджибуллы
Главная угроза для президента РА, как оказалось, таилась на севере страны. Причина тому — пропуштунская национальная политика, проводимая Наджибуллой. Здесь, в северных провинциях, произошел национальный взрыв. Попытки диктовать условия со стороны пуштунов натолкнулись на организованное сопротивление нацменьшинств в вооруженных силах. А началось, как всегда, с малого — Наджибулла попытался сместить командира дислоцирующейся в Хайратоне 70-й бригады МГБ генерала Мумина (таджика), назначив на его место пуштуна. Сторонники Мумина открыто выступили против пуштунизации офицерского состава. Командир 53-й узбекской дивизии генерал Абдул Рашид Дустом (дважды Герой РА) поддержал Мумина, вышел из подчинения президенту РА и объявил Мазари-Шариф свободным городом. На этнической основе был создан Высший военный совет северных провинций Афганистана, в который вошли практически все правительственные силы на севере страны (53-я и 80-я пд, 18-я и 20-я дивизии, 70-я мбр) и представители исламских партий (ИПА, ИОА, ДИРА, ИДА, НФСА, НИФА и ИССП). Возглавил этот совет А.Р.Дустом41.
Для разрешения возможного конфликта Наджибулла пригласил в Кабул Мумина, а также командиров 53-й и 80-й пд (А.Р.Дустома и Саид Мансура Надери), выражающих интересы национальных меньшинств. Но они отказались принять это приглашение. Не удалось наладить взаимоотношения и после посещения Мазари-Шарифа высокопоставленными должностными лицами из числа высшего руководства государства и вооруженных сил. Ситуация еще больше осложнилась, когда в результате террористического акта в Кабуле был тяжело ранен выстрелом из пистолета бывший председатель Совета министров РА, один из лидеров хазарейского меньшинства Султан Али Кештманд. Появились слухи о причастности к акции спецслужб, а это привело к дальнейшей эскалации конфликта на севере, резкому обострению обстановки по всей стране. Ведь накануне покушения С.А.Кештманд в интервью корреспонденту Би-би-си заявил: страна только тогда станет единой и мирной, когда будут гарантированы права нацменьшинств и пуштунское руководство разделит власть с другими; он призвал ООН выступить гарантом этих условий.
Участились вооруженные столкновения между подразделениями 53-й и 80-й пд, с одной стороны, и верными президенту Наджибулле войсками — с другой. Практически прекратилось сообщение по дороге Хайратон – Кабул, северный участок которой находился под контролем Дустома и Надери.
Информация к размышлению