Привлекайте людей на свою сторону

Если вам предстоит совещание, на котором может возникнуть конфронтация, привлеките сторонников. Заранее обсудите вопрос с коллегами. Вы сможете понять, от кого и почему можно ожидать возражений, и ваша позиция будет сильнее, если вы будете знать, что вас поддержат. Если после вашего выступления сразу же прозвучат слова поддержки, это очень укрепит вашу позицию. На предварительном обсуждении у кого-то могут возникнуть сомнения и возражения, и вы сможете уладить их ценой небольших уступок. Это гораздо легче сделать заранее, чем в ходе совещания.

Никогда не теряйте выдержки

Потерять самообладание на работе – это катастрофа. Вы покажете себя непрофессиональным и невыдержанным. Если вы вспыльчивы, приложите все усилия, чтобы сдержать себя (см. Золотое правило 3). Если вам предстоит напряженная встреча, и вы опасаетесь выйти из себя (возможно потому, что встреча предстоит с человеком, который всегда раздражает вас), внушите себе не поддаваться на провокации. Продумать ситуацию заранее и сохранять выдержку очень важно. Если вы представите свои обоснованные доводы спокойно и профессионально, они будут услышаны. Потеряв выдержку, вы, скорее всего, проиграете спор.

Добивайтесь разрешения вопросов

В споре часто возникает соблазн найти компромисс и двигаться дальше. Иногда это срабатывает. Но будьте осторожны. Компромисс может скрыть принципиальные различия в подходах между двумя сложившимися группами в компании. Обе стороны могут принять общий курс, но видеть его совершено по-разному. Поэтому, если есть хоть какая-то возможность, важно разрешить эти противоречия. Но может случиться, что общее решение так и не найдено, а выбрать какой-то один курс нужно. Тогда приложите все усилия, чтобы сохранить команду. Покажите, что услышаны были все. Поблагодарите всех за высказанные мнения и скажите, что они помогли выработать наилучшее решение. Где возможно, отметьте высказанные сомнения и скажите, как вы намерены их учесть. Найдите для каждого что-то полезное в решении.

Будьте объективны и честны

Если вы жаждете, чтобы компания продвинула ваше предложение или приняла вашу точку зрения, у вас может возникнуть соблазн подогнать цифры или скрыть возможные трудности. Никогда не обманывайте. Если вас разоблачат, это может означать конец вашей карьеры. Вам, возможно, больше никогда не будут доверять. Так рисковать не стоит.

Залечивание ран после спора

Если на работе возник конфликт, лучше всего разрешить его как можно скорее. Если вы вели себя неправильно, принесите извинения и постарайтесь убедить оппонента, что больше такое не повторится. Это особенно важно, если вы нагрубили руководителю! Честность и профессионализм в отношениях с ним – лучшая позиция для того, чтобы не потерять работу.

Если на работе возник конфликт, а вы – руководитель, для вас тоже важно исправить отношения, которые могли пострадать в результате конфликта. Иначе фракции в команде объединятся против вас, и вам трудно будет исполнять свои полномочия. Сохранить согласие в организации очень важно, поэтому приложите все силы, чтобы сгладить конфликт и продолжать движение вперед. Если вы вели себя неправильно, принесите извинения. Извинения – признак не слабости, а силы. Ваши работники будут уважать вас, если вы покажете себя ответственным за свои поступки.

Правильно:

Моника: «Я предлагаю продвигать эту сделку».

Джессика: «Я думаю, что это нужно очень тщательно продумать. Это может быть и впрямь полезно для компании, но в прошлом мы наделали ошибок и должны быть очень осторожными».

Моника: «Да, я помню Вашу безнадежную попытку расширения нашей компании в прошлом году».

Джессика: «Моника, я думаю нам нужно сосредоточиться на сегодняшнем деле. Вы очень хорошо представили достоинства сделки, но нужно рассмотреть и риски».

Моника: «Хорошо. Как это сделать?».

Джессика: «Тут возможны два кошмарных сценария, над которыми нужно подумать».

Краткие выводы

На работе вступайте в споры осторожно. По возможности привлекайте сторонников. Это особенно важно на совещаниях. Излагайте свою позицию четко и уважительно, делая упор на благо для компании.

Практические советы

На совещаниях внимательно следите за тем, что говорят и делают другие. Какое вмешательство полезно, а какое нет? Как люди добиваются принятия своих предложений? Какого рода доводы влияют на руководство вашей компании? Если вы – руководитель, стоит задаться вопросом, достаточно ли широкий круг мнений был представлен на совещании, которое вы проводили.

Наши рекомендации