Связь НВП и экстремального туризма
3.1 Элементы спортивного туризма в программе начальной военной подготовки
Главная задача курса НВП и ОБЖ в подготовке учащихся к воинской службе, к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях, и в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего складывается безопасная жизнедеятельность [7].
Педагогическая деятельность направлена на формирование личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования.
В программу занятий входит:
- Обучение преодолению полосы препятствий
- Общефизическая подготовка.
- Спортивное ориентирование
- Занятия пейнтболом
- Плановые лагеря
- Лагеря дневного содержания
- Занятия по выживанию в экстремальных условиях
Занятия проводятся еженедельно, организована индивидуальная коррекция.
Развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека.
В туристических походах участвуют все возрастные категории поэтому молодежь тоже может этим заниматься [16].
В летнее время очень популярен среди детей и молодежи водный и спортивный туризм.
Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Инструктор - педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной жизни. Походная жизнь сближает участников, они лучше узнают друг друга. [16].
С каждым годом число приверженцев экстремального спорта растет, этому способствует пропаганда здорового образа жизни и популяризация всех видов спорта в мире. Однако экстремалов притягивает не только желание заниматься спортом, их манит высокая степень риска, желание ощутить себя выше, сильнее, почувствовать кипение крови в жилах, поднять уровень адреналина. Последний аспект зачастую играет решающую роль, что иногда медики применяют термин «адреналинозависимый» или «адреналиновый наркоман». [17].
Развитие экстремального спорта в последнее время связано еще и с тем, что условия жизни, бешеный ритм мегаполисов давят на людей, потребность самовыразиться и самоутвердиться возрастает в несколько раз. А экстремальный спорт более чем подходит для самоутверждения и самовыражения, большинство людей склонных к экстриму – творческие, свободолюбивые люди, вкус риска приносит им не только ощущение восторга, а еще дарит творческое вдохновение. Ведь большинство видов экстремального спорта практикуется на природе, и связано с покорением высоты, глубины, это борьба со стихией, огонь, ветер, вода. В этой борьбе человек спорит с самим собой, проверяет свои силы и выносливость организма, укрепляет свой дух, совершает шаг в неизвестность, смотрит в лицо злой старухе в черном одеянии с косой, под именем «Смерть», и чувствует небывалую радость, когда победа в этой схватке оказывается на его стороне [17].
Поклонники экстремальных видов спорта — это люди разного возраста и пола. Молодых в этот спорт тянет потребность доказать себе свою уверенность и проверить свои силы, иногда убедиться в том, что не «слабо» совершить опасный поступок. Людей постарше тянет в экстрим жажда ощутить себя сильнее, моложе, окунуться в мир опасности и риска. У каждой своей причины по которым он приходит в этот спорт. Самое главное соблюдать всегда правила безопасности, проверять снаряжение и доверять более опытным спортсменам. Все больше молодых людей участвует в экстремальных видах спорта. Почему молодежь выбирает экстремальный спорт или туризм [18].
Современная жизнь, полна проблем, забот, взлетов, падений, она вполне предсказуема и порой становится просто пресной. Так как в пищу мы добавляем специи, для остроты вкуса, так в свою жизнь мы привносим новые ощущения и впечатления. Самой сильной «специей» в организме человека является адреналин, гормон, который вырабатывается надпочечниками во время опасности. Постоянно чувствуя прилив адреналина, постепенно человек привыкает к этому ощущению, и жить без него не может, так появляются экстремалы, люди «адреналинозависимые» [19].
Для таких людей существуют экстремальные виды спорта, это лучший способ добавить «специи» в свою жизнь и разукрасить ее яркими красками. Это борьба с собой, со своим страхом, с природными условиями, это выход один на один в сражении за собственную жизнь. Спортсмены экстремалы идут на сознательный риск, они кладут свою жизнь на весы, стоит лишь чуть-чуть «переборщить» и чаща весов склонится не в твою сторону. Порой экстремал живет спортом, живет той стихией, в которой он вращается, а в остальное время жизнь не приносит ему удовольствия. Грань между простым занятием спортом и зависимостью от него очень тонкая, многие переступают ее и даже не замечают того, как жизнь их превращается в стремление испытать как можно большую опасность. Решая заняться экстремальными видами спорта, помните об этом, что в первую очередь вы человек, личность, а потом уже спортсмен и экстремал [19].
Существует много причин, почему студенты стремятся в экстремальный спорт. Было проведено анкетирование среди преподавателей, на тему «Как вы думаете, почему молодежь выбирает экстремальный спорт или туризм» и их ответы были таковы:
1) Доказать себе, что «я смогу».
Как у Ф. М. Достоевского, Раскольников доказывал себе «тварь я дрожащая или право имею». Неуверенность в себе, своих силах, порождает необходимость доказать себе свою силу. Попробовать переступить черту невозможного.
2) Доказать другим людям свою силу и мощь.
Находясь под гнетом или давлением в семье или на работе, человек хочет ощутить свободу, и доказать людям, что он самостоятельный и бесстрашный человек.
3) «Скучно жить».
Многие на ответ на вопрос, почему они занимаются экстремальным спортом отвечают, что стало скучно жить, серая повседневность не приносит того удовольствия и удовлетворения как раньше.
4) Эмоциональный упадок.
Находясь в состоянии апатии, подавленности, депрессии, человек нуждается в резком изменении психологического состояния, экстремальный спорт в этом случае выступает как лекарство. Переключив ход своих мыслей, ощутив новые неизведанные ощущения, почувствовав эту тонкую грань жизни и смерти, человек напрочь забывает о своих проблемах или они ему кажутся теперь ничтожными.
5) Общественный протест.
Общество ставит человека в жесткие рамки, каждый следует определенному стереотипу поведения, экстрим позволяет выразить протест в социально приемлемой форме.
6) Привлечение внимания к себе.
Многим людям не хватает внимания окружающих, экстремальный спорт является именно тем фактором, который привлекает внимание к лицам увлекающимся таким спортом.
7) Выделить свою индивидуальность и неповторимость.
Условия жизни стирают индивидуальность человека, люди становятся «серой массой», а многим людям необходимо выделиться, особенно творческим. Экстрим дарит им неповторимые ощущения, творческий подъем. Индивидуальность становится ярче, привлекательнее на «сером» фоне будней.
Занятия экстремальными видами спорта прибавляют уверенности в себе. Кроме того, это отличный способ привлечь внимание со стороны прекрасного пола. Какая девушка откажется сходить на свидание с байкером-экстремалом. А барышня-парашютистка гарантированно будет иметь массу восторженных поклонников. Кроме этого, при занятиях экстремальными видами спорта возникают ни с чем не сравнимые эмоции, а это помогает прекрасно бороться со стрессом. Прибавьте к этому выработку эндорфинов, возникающую при любой физической нагрузке, и любые придирки начальства не смогут вас рассердить или обидеть [20].
Еще один плюс - экстремальный спорт требует хорошей физической формы, а значит, тело будет сильным и тренированным. Также занятия такими видами спорта вызывают ускоренную работу сердца и повышение дыхательной активности, что тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Для родителей ввод элементов экстремального спорта и туризма означает спортивное путешествие.
Спортивное путешествие подразумевает очень тесное взаимодействие между природой и человеком, и когда ребенок видит все собственными глазами, что деревья и прутья дают дрова для костра, что на костре можно приготовить вкусный обед, и даже то, что костер вполне может превратиться в настоящий лесной пожар – он впитывает все знания как губка. Находясь в экстремальных ситуациях, и, конечно же, под чутким присмотром взрослых, ребенок сам учится принимать правильные решения. Однажды ошибившись, он обязательно будет осторожным в следующий раз. Он будет знать, какие действия предпринимать, если вдруг внезапно пойдет дождь, натрется нога в сапоге или закончится питьевая вода. Эти и другие, казалось бы, элементарные вещи, научат ребенка понимать, что между человеком и природой существует тесная взаимосвязь, и что каждый человек является частью природы [13].
Молодежный туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение, прежде всего, указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности, познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях, в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных составляющих туристской деятельности [21].
Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах исследовательского метода обучения в походах, который определяет деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении учебных мероприятий и участников похода.
Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристском лагере с отдыхающими детьми:
- личностно-деятельностный;
- диалогический или полисубъектны;
- индивидуально-творческий;
- культуросообразности;
- целесообразности;
- природосообразности;
- краеведческий;
целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.
Исходя из этих теоретических позиций можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в практике организации и проведения туристских детских лагерей. Основная задача педагога в оздоровительном лагере заключается в создании некой гипотетической модели по формированию развивающей и обучающей среды для детей [18].
Именно педагогом - воспитателем, инструктором туризма в детском туристском лагере должны задаваться условия, формы и методы исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним первой информации с творческих позиций.
Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного встречающегося ребенку в туристских походах во внутреннюю потребность.
Одним из важнейших принципов организации познавательного отдыха детей в туристских лагерях, особенно успешно осуществляемым в процессе туристско-краеведческой деятельности, является принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния. Эта деятельность способна одномоментно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности юного туриста, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов [18].
Совместная практическая деятельность ребят в походе должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую - на занятиях теоретического и практического характера по изучению основ туризма и оздоровления.
Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время для жителей урбанизированных пространств являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой.
Для учащихся в подростковом и юношеском возрасте разнообразные путешествия, знакомство с различными уголками своей страны, изучение на практике их исторических, культурных, природных достопримечательностей является наиболее естественной, или как сказали бы классики - природ сообразной деятельностью.
Использование разнообразных туристских и технических средств в оздоровительном туристском лагере: лазание по скалам, плавание на байдарках, лодках и катамаранах, работа с различными приборами и механизмами, проведение радиосвязи, к которым у детей среднего и старшего возраста имеется повышенный интерес, создает дополнительный привлекательный фактор участия в туристском походе [20].
Молодежные туристские походы и экспедиции проходят в форме, максимально приближенной к настоящей исследовательской экспедиции в спортивном туризме.
Воспитательное значение советского массового туризма и в том, что туристские походы, слеты и соревнования являются важными средствами привития практических навыков, полезных как в профессиональной деятельности, так и на службе в рядах Советской Армии. К числу таких профессионально- и военно-прикладных навыков можно отнести знание топографии, оказание доврачебной медицинской помощи, организацию поисково-спасательных работ, технику транспортировки пострадавшего с подручными средствами, технику движения и преодоления естественных препятствий в различных условиях местности и с разными средствами передвижения, организацию бивака и т. п.
Решением задач по развитию туристско-экскурсионного дела в стране в советское время занимались профсоюзные организации, а также отделы туризма Министерства обороны и военных округов.
Анкетирование фокус групп
Молодежный туризм в советское время рассматривался как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми. Те или иные виды туризма (пеший, лыжный, водный, велосипедный, а на уровне спортивных туристских походов также горный, авто-, мото-, и спелеотуризм) требуют привлечения различных элементов из области физической культуры и спорта: техники лыжного, велосипедного, гребного, авто- и мотоспорта, альпинизма и всегда, для всех видов туризма - способности ориентирования на местности. Это неизбежно пробуждало интерес к спорту, вовлекало в занятия кроссовым бегом, плаванием, лыжными гонками, греблей и водным слаломом, спортивными играми, альпинизмом, спортивным ориентированием и др. Нормативные требования комплекса ГТО по легкоатлетическим видам, плаванию, стрельбе, гимнастическим упражнениям, лыжным гонкам становились для туриста нормами, а занятия этими видами физических упражнений включались в круглогодичный цикл тренировок [20].
Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации в стране государственной политики в области социально-ориентированного спортивно-оздоровительного туризма, в настоящее время не гарантирует его развитие. Принятый в 1996 году Закон «Об основах туристской деятельности» сводится к международному выездному и въездному туризму. Спортивно-оздоровительный туризм, полностью выпадает из общей схемы закона, о нем практически лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан Казахстана нельзя на прямую перевести в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость спортивно-оздоровительного туризма не доступна большинству представителей туристской индустрии.
Студентам дневных образовательных учреждений и нестуденческой молодежи до 25 лет повсеместно предоставляются существенные льготы для совершения путешествий, устанавливаются пониженные тарифы на перевозку практически всеми видами транспорта (но в туристском или экономическом классе), на проживание в специальных молодежных общежитиях (хостелах), на посещение музеев, аттракционов и тематических парков. Более того, им дается особая скидка в цене, а иногда вовсе предоставляется возможность бесплатно позвонить родителям.
Существует концепция, что у молодежи более свободный режим жизни в смысле наличия времени на отдых и путешествия, они имеют продолжительные каникулы в зимнее и летнее время. Студенты путешествуют группами в сопровождении преподавателя или работника образовательного учреждения. Нередко студенты объединяются в небольшие группы 3—5 человек и самостоятельно совершают достаточно протяженные путешествия по стране и за рубежом. Примечательно, что сопровождающему лицу также предоставляются определенные скидки. [20].