Билет 10 «Особенности французской тактики и стратегии в Южном Вьетнаме»
Созданная таким образом секта прижилась и вскоре приобрела существенное влияние. Умело манипулируя ею, французская колониальная администрация могла изнутри вьетнамского общества влиять на соотношение сил между его различными течениями и политическими группировками. По сути дела, французские спецслужбы создали в Южном Вьетнаме уникальную систему управления конфликтом, который существовал в обществе по поводу отношения к иностранному правлению и путей избавления от него. Эта система сохранялась и успешно действовала во время вооруженного конфликта между закрепившимися на севере вьетнамскими коммунистами во главе с Хо Ши Мином и французскими властями с поддерживающими их вьетнамскими группировками на юге страны. Помимо секты Као Дай, основными компонентами системы управления конфликтом были также секта Хоа Хао** и криминальная организация Бинь Сюйен***. Все эти три профранцузские группы имели свои вооруженные отряды, сил которых было достаточно, чтобы контролировать ключевые сельские районы Южного Вьетнама и не позволять отрядам коммунистов распространить на них свое влияние.
Система функционировала на основе тесной связи и сотрудничества между «управляющими» (французскими спецслужбами) и «исполнителями» (полевыми командирами сект). Ликвидация любого из этих уровней означала бы распад системы. Французы не могли подавить левое патриотическое движение без религиозных фанатиков. А основные полевые командиры системы управления конфликтом не могли выдержать конкуренции со стороны других местных военизированных группировок без опоры на покровительство и помощь кураторов из французских спецслужб.
Фактически религиозно-политические группировки были вынуждены в целях самосохранения воевать на стороне колонизаторов. Другого пути у них не было. В те годы только французские власти признавали законность существования религий Као Дай, Хоа Хао и отрядов Бинь Сюйен. Коммунисты отказывались признать за этими религиозно-политическими группировками свободу культа и автономию. Сговор между левыми и религиозными группировками был фактически невозможен. Французы, применяя продуманную систему поощрений и репрессий, имели возможность направлять деятельность сект в желаемое русло.
Французское военное командование могло ликвидировать любого вьетнамского полевого командира. Но оно было заинтересовано в их существовании – иначе могла бы разрушиться вся система противовесов влиянию коммунистов. Но и полевые командиры прекрасно понимали, что их ждет в случае прихода коммунистов к власти, поэтому они были кровно заинтересованы в сохранении своей автономии и поддержке французского командования. Система управления конфликтом позволяла французскому военному командованию противопоставлять вьетнамским коммунистам не французских солдат, а до зубов вооруженных и фанатично настроенных соотечественников. При такой системе французы выступали в роли балансира, который оказывал помощь оружием всем вовлеченным в конфликт группировкам, кроме коммунистов.
Действие системы управления конфликтом базировалось на комплексе договоров, соглашений и пактов, которые французское военное командование заключало напрямую с полевыми командирами религиозных сект и главами криминальных синдикатов, а не с духовными лидерами «новых религий». Право было не единственным регулирующим механизмом системы. Важную роль играли неформальные механизмы контроля над полевыми командирами. Французская военная разведка разжигала соперничество в их среде, уменьшая или увеличивая поставки вооружений тем или иным группам. Вследствие этого самим полевым командирам было трудно договориться друг с другом.
Шестой период знаменует начало войны Сопротивления (1945-1947). В сентябре 1945 г. в Южном Вьетнаме высадился французский десант и началось восстановление колониального режима. Криминалитет под руководством коммунистов несколько недель удерживал Сайгон, однако прямое столкновение с французским экспедиционным корпусом было слишком суровым испытанием, и командование криминальных групп приняло решение продолжить сопротивление в джунглях. Полевые командиры религиозных сект сразу переметнулись на сторону бывших хозяев, тем более что последние предложили сектам автономное управление в зонах их контроля с правом сбора налогов при условии согласия вести борьбу с коммунистами. В 1946 г. французам удалось ликвидировать Зыонг Ван Зыонга, лидера сайгонской организованной преступности, который одним своим авторитетом удерживал бандитов в рядах сил левого сопротивления. После его гибели в среде криминальных полевых командиров началась борьба за лидерство, которая к середине 1948 г. переросла в острое межгрупповое противостояние.
Седьмой период (1948-1954) – «расцвет» системы управления конфликтом. Организованная преступность отказалась от союза с коммунистами и перебазировалась в Сайгон, где французские спецслужбы разрешили ей установить контроль над игорным бизнесом и наркоторговлей. Структура системы управления конфликтом приобрела оптимальную конфигурацию, а освободительное движение в Южном Вьетнаме было парализовано.
Восьмой период – время франко-американского противостояния в Южном Вьетнаме (1954-1955). После Женевских соглашений по Индокитаю (1954) США добились назначения своего ставленника Нго Динь Зьема премьер-министром Южного Вьетнама. В Вашингтоне полагали, что новое правительство должно как можно скорее избавиться от французского присутствия в стране. Но французы не хотели уходить и руками религиозных сект и криминальных структур пытались помешать проведению проамериканского курса.
Началось продолжавшееся почти год позиционное франко-американское противостояние в Южном Вьетнаме. Профранцузскими силами (полевые командиры и сайгонская полиция) руководил капитан Антуан Савани. Как отмечает историк Альфред Маккой, они представляли собой «полувоенные отряды, включавшие в себя речных пиратов Бинь Сюйен, которые подчинялись капитану Савани, католиков и вооруженные религиозные группировки, подчинявшиеся Второму отделению – военной разведке французского экспедиционного корпуса»7.
Проамериканские силы (южновьетнамская гвардия) находились под командованием офицера ЦРУ Эдварда Лэнсдейла. Дело периодически доходило до вооруженных столкновений в Сайгоне, минометных и артиллерийских обстрелов городских кварталов и правительственных учреждений.
Девятый период стал временем разрушения системы управления конфликтом (1955-1956). Под руководством американских военных советников началась планомерная работа по ликвидации основ французского контроля в Южном Вьетнаме. Сначала американцы прибегли к подкупу полевых командиров, а летом 1955 г. начали против них военные действия. Южновьетнамская армия одержала победу, и профранцузские силы были рассеяны. К 1956 г. были физически ликвидированы все полевые командиры сект вне зависимости от религиозной принадлежности и стороны, на которой они воевали во время собственно конфликта. Разрушение французской системы управления конфликтом обошлось американцам в 9 млн. долларов.
9-ого октября 1945г. в Лондоне было подписано соглашение, по которому правительство Великобритании признавало французскую гражданскую администрацию единственной властью в Индокитае к югу от 16 параллели. К началу фев. 1946 г. почти вся Кохинхина была в руках французов (с.161 познер). Французы начали формировать в Южном Вьенаме новые административные органы гражданского управления (Консультативный совет Кохинхины)