Особенности тактики допроса несовершеннолетних. Особенности тактики допроса несовершеннолетних связаны с наличием спе­цифических черт психологии детей и подростков (им свойственна повышенная внушаемость

Особенности тактики допроса несовершеннолетних связаны с наличием спе­цифических черт психологии детей и подростков (им свойственна повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, меньшая способность к сосредо­точенному вниманию, неустойчивость поведения, эмоциональность суждений и действий). Отсутствие жизненного опыта порой приводит к неправильной оценке негативных событий; даже несовершеннолетние одного и того же воз­раста порой развиваются неодинаково. Следовательно, необходимо учитывать, помимо возраста, индивидуальные особенности допрашиваемого и уровень его развития.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего необходимо решить ряд вопросов процессуального и тактического характера:

- определить, кого следует пригласить для участия в допросе (педагога, психолога, законных представителей, защитника). Выбор лица, которое следует пригласить, имеет важное тактическое значение: одни несовершеннолетние увереннее себя чувствуют и охотнее дают показания в присутствии родителей, другие — в присутствии педагога, возможно даже из другой школы. При этом должно учитываться мнение и самого допрашиваемого. Как правило, следова­телю необходимо провести предварительную беседу с каждым из приглашен­ных;

продумать, где наиболее целесообразно проведение допроса. Малолетних
свидетелей, а также подростков, страдающих застенчивостью, желательно доп­рашивать в привычной для них обстановке (в детском саду, школе, по месту
жительства). Допрос несовершеннолетних с развязным, дерзким поведением
желательно проводить в официальной обстановке, что в определенной степени
будет их дисциплинировать (в кабинете следователя, инспектора ОППН);

собрать и изучить данные, характеризующие личность несовершеннолет­него (уровень развития, характер, интересы, поведение по месту жительства и в
школе, отношение к правоохранительным органам и др.). Перечень указанных
сведений можно получить от инспектора по делам несовершеннолетних, педа­гогов, родителей, соседей и т.д.;

продумать способ вызова на допрос (подростки, не достигшие 16 лет. вы­зываются через законных представителей, либо через администрацию по месту
его учебы);

определить продолжительность допроса (следственное действие с участием
несовершеннолетнего не должно носить продолжительный характер, так как вни­мание последнего в результате усталости рассеивается; в случае необходимости
допрос следует прерывать, чтобы допрашиваемый мог отдохнуть);

- заранее сформулировать вопросы допрашиваемому, которые, охватывая все обстоятельства дела, одновременно должны быть конкретными, точными, краткими и понятными несовершеннолетнему. При постановке вопросов несо­вершеннолетнему следует выяснить, понятна ли ему суть вопроса; в противном случае следователь должен подвергнуть вопрос корректировке, упростить или из­менить его формулировку.

Допрос несовершеннолетнего следователю желательно начинать с беседы, включающей в себя разъяснение функций судебно-следственных органов, пол­номочий следователя и основных положений уголовно-процессуального закона о производстве по делам несовершеннолетних, а также с целью установления доверительной обстановки, психологического контакта. В начале допроса сле­дователю необходимо выяснить, не беседовал ли кто-либо с несовершеннолет­ним в отношении обстоятельств дела, не рекомендовал ли ему определенную линию поведения на следствии.

Обстановка допроса должна располагать к откровенной беседе. Следователю надо держаться на допросе спокойно и уверенно, но вместе с тем дружелюбно; нервозность следователя, его срывы могут привести к тому, что подросток замк­нется или от испуга и волнения будет путаться, а возможно, и лгать. Основными тактическими приемами при этом выступают: демонстрация следователем своей осведомленности по обстоятельствам дела и личности несовершеннолетнего; предъявление, в случае необходимости, доказательств по делу; детализация по­казаний; постановка контрольных вопросов; приемы эмоционального воздейст­вия; средства логического убеждения; повторный допрос и др.

В ходе допроса, кроме обстоятельств по делу, следователь выясняет условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, состав его семьи, жилищные и матери­альные условия, успеваемость в школе, круг его интересов, окружение.

Наши рекомендации