Здесь мудрость правды вековая

Здесь крепость мощная сердец, Здесь то, чего душой желая, Для сына сбережет отец!

«С НАМИ БОГ!»

«Без БОГА ни до порога!»—говорит народная мудрость. Лучшие люди нашего отечества постоянно держались этого. Суворов в своем завещании потомству пишет: «Все начинайте с БЛОГОСЛОВЕНИЯ БОЖИЯ и до издыхания будьте верны Государю и отечеству». ИМЯ БОЖИЕ упоминалось и в служебной переписке суворовцев не только при его жизни, а и по смерти, что свидетельствует об естественной искренности этого явления.—Так Кульнев, донося о победном переходе по льду, как известно, пишет: «Я с войском в Гриссельгаме воспеваю: «ТЕБЕ БОГА хвалим»... а в приказе перед самым походом писал: БОГ с вами, я перед вами, а князь Багратион за вами... Море не страшно, кто уповает на БОГА!».

Багратиона и других, ему подобных, Суворов приветствовал: «БОГ на помощь!», на что они обыкновенно отвечали: «Помилуй нас БОГ!» или «ГОСПОДИ, помилуй!» «Помилуй БОГ!» было обычным восклицанием Суворова. Тетрадь «капральских бесед» начиналась советом: «Молись БОГУ: от НЕГО победа!», а далее приводилась обязательная для каждого воина МОЛИТВА: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЕ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!» и пояснялась так: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!». Плодотворность этого совета особенно выразилась в италийскую кампанию, где на семьдесят пять убитых врагов приходился убитым только один русский солдат.

Победа православного князя над богатырем Редедею, целые годы сплошных побед КОНСТАНТИНА ДУКИ, победы СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, прошедшего всю Финляндию до Норвежской границы, и

Несчетное множество побед иных вождей были одержаны воззванием к БОГОМАТЕРИ и заступничеством СВЯТЫХ БОЖИИХ Так и СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ—ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЖИВОЙ

1АСТУПНИК наш, ХОДАТАЙ об нас перед БОГОМ, а не наименование бездушного явления, называемого слепым счастьем, удачею или случайностью, чего и вовсе нет, как удар молнии не случайность для знающего. Когда при обороне Севастополя решено было загородить узкий и мелкий вход в бухту нашими судами, затопив их, то один корабль («СВ. ЕВСТАФИЙ»), весь изрешеченный выстрелами, никак не мог затонуть. Вспомнили, что на нём забыта была ИКОНА СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, и как только ЕЕ взяли с корабля, корабль затонул. СВЯТЫМ КРЕСТОМ, а не тем, что неверно именуется слепым счастьем, победил Великий Император греческий СВЯТОЙ КОНСТАНТИН врага христиан Максенция. Видение СВ. КРЕСТА и надписи на небе: «СИМ ПОБЕДИШИ!» единогласно засвидетельствовано историками, как несомненное событие, а не плод фанатического настроения.

В капральских беседах говорится: «Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть; БОЖИЯ же ПОМОЩЬ быстрее мысли воину доблестному; посему просящего в бою пощады—помилуй: кто мститель — тот разбойник, а разбойникам БОГ не помощник; воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоруженных поражать!». Воинские чертежи 3-х правил стратегии и семи законов войны указывают, как именно сокрушать мощь врага. С поразительной простотой и краткостью Суворов очертил основные три правила «стратегии на все времена». Первое: «Никаких «исключительно-демонстративных» действий не

Предпринимать». Второе: «Действовать всегда, сосредоточиваясь в быстром движении на главные силы врага, но и разбивая по пути отряды его, грозящие флангам и тылу». Третье: «Никаких обособленных коммуникационных операций для обеспечения тыла не производить».

Для неграмотных начальников правила эти изображались рисунками с пояснительными надписями для грамотных. «СТРАТЕГИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА:

Не исключайся в демонстрацию.

Сливайся быстро на врага сильного и бей путем врага обочнаго и задняго.

Коммуникация малая и токмо до боя».

Жа рогаяпу»-

«Вожка же спугжвай оеаъ облавы».

Эти четыре рисунка составляют

1-е Правило:

«Никаких исключительно демонстративных действий не предпринимать».То есть быть всегда готовым напасть, а не дразнить попустому; демонстрация же должна быть в активной боевой связи со всей операцией одного и того же боя, а не особым предприятием.

Надписи таковы: «Медведя буди на рогатину». «Волка не спугивай без облавы».Они значат, что «исключительно-демонстрирующая» часть может легко быть разбита сильнейшим врагом, не имея опоры (т. е. рогатины)

«Меду вяжж тл жоду;

Яомокъ нруть, а вцдожию

«Метла влсрсдъ ютегь, сэь божовъ пртгаалгыжадеъ ж сзадж аахвагы-

на взаимодействие прочих своих сил. либо упустить, не рассеяв, слабейшего *»*•*•• врага, имея задачей лишь демонстрирование*.

Напротив, когда демонстрация соединяется с главной операцией, она весьма полезна там, где нельзя проявить полную внезапность, и помогает охватить фланги врага, устремившегося на демонстрирующую фронтальную часть, и даже обойти в тыл, что изображено капканом и западнею на рисунке № 1. 2-е Правило:

«Действовать всегда сосредоточиваясь в быстром движении на главные силы врага, но и разбивая по пути отряды его, грозящее флангам и тылу».

Второе правило стратегии изображено метлой с надписями: «Метлу вяжи на ходу; ломок прут, а метлою человека

повалишь»... «Метла вперед *«•** метет, с боков прихватывает и

сзади захватывает!».3-е Правило:

«Никаких обособленных коммуникационных операций для обеспечения тыла не производить».

Третье правило стратегии изображено волчком с небольшим приливом, не мешающим волчку вращаться, что означало близкую,

«Кожоссалжая, дшпгааж, долгая хздшунжжацЫ--ддоэххжвостая стратегов ]

•*и1ж—цроворжаж стратеria: фрояппь аеадв».

* Неустранимо исключающее внезапность, которая есть лучший залог успеха.

временную, сливающуюся с войсками на время боя, переменную коммуникацию, а волчек с большим приливом, вовсе затрудняющим вращение, изображает собой постоянную, длинную, неподвижную коммуникацию, прикрывающую тыл. не сливающуюся с войсками на время боя.

Вот какими чертами охарактеризованы у Суворова три основы тактики: «Глазомер: Оттеснен враг — неудача; отрезан,окружен, рассеян—удача! Быстрота: Атаковать неприятеля, где бы он ни встретился; вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови; посему: где тревога, туда и дорога, где «ура», туда и пора; голова хвоста неждет! Натиск: Сам погибай, а товарища выручай! решимость у БОГАполучай,«, а как?свой пай съедай, а солдатский— солдату отдавай».

Семь законов суворовской войны, для выполнения коих и существует учение о войне и бое, также изображались рисунками.

Генерал - поручик Прево-де-Люмиан записал семь законов войны под диктовку Суворова в такой редакции:

«1) Действовать не иначе, как наступательно, 2) В походе быстрота, в атаке стремительность, холодное оружие. 3) Не нужно методизма, а верный взгляд военный. 4) Полная власть главнокомандующему. 5) Неприятеля атаковать и бить в поле, т. е. не сидя в укрепленных районах, а перемещаясь за врагом. 6) Восадах временине терять; разве какой-нибудь Майнц (случится); иногда наблюдательныйкорпус (приставить над крепостью врага), иногда блокада, а всего лучше открытый штурм. Тут меньше потерь, 7) Никогдасил нераздроблять для занятия пунктов. Обошел неприятель—темь лучше: он самидет на поражение».

Звено, например, человек вшесть, поспешив к переправе, может задержать неприятеля часа на два, дав возможность своим обойти врага в это

время или подойти на перерез.

IM.N4-

«Первый захонъ войн*: Только яаступательноеть».

«Падучая капля камень точить, вяся-

«Камежь»,

Т.е. нмалвячастьвойскъ

Полезна, когда яе беэ-

ДЬАегауетъ.

«Второй захохъ войн*: Походъ оъхстръ, атака стремительна; хшвдное opyxde».

«Походъ бьхетръ».

«Щук* дремать—-добычи не поймать».

«Атака стре-

«Водояадъ крутить скалы».

«Холодное opyxdei

«Коль же жать, почто ж серить в"ь рук*

держать»» «Кожь не жосять, почто въ дуга ходить, косу с* собой жо-

«Отдждж, срЪжь, уложм!» % «Захвати, сжосжЬ **).

«TpcTÜt : ТТожнав власть »вяогаводаждужжцену».

«Оджжх& топорохъ не рубить вдвоежъ»«

«Четвертый закхшъ войн*: Беакетодный верный взгжядь

«Которым*, ужожл» вепрь жо псу поверяется, за то ухо к поймать доведется».

Гшс М,*.

«Пятый аажожъ войн*: Драться вж* хр*постей».

«Пуаырж жа вод* ж жояотомъ же разобьешь, а в* камежь

уцргн»., рааобьешь. Посеку же упкрайсж вь хр*постж,

а гоняйся аа врагожь жа простор*».

FacJi»,

«Шестой аахожь войн*: Не брать к крепостей 6еа% жужды».

«Топоръ кажъ да удить: вежккое дерево валить! Срубжшь дерево, упадутъ ж вътвж; ужжчтожжшь жржио—~ сдадутся ж жр*лостж; жжжрь корчуетъ лучше топора? таяяц прж кря Мяостж, штурмъ лучше осадзд тут% меньше потерь».

«Седьмой аакожь войн*: Не дробиться же* ваанмо-

жыручкКй же еждвть жь кр*постяхь к же жркяяяы-

ваться хь ж*сткшгь вукктажь».

«Дождь ж прута же повержетъ» а ручей ж поя*жо ужесеть»«

шПржюшшшотзг «су «е ягжоига яжсу».

Подробное рассмотрение применения к делу семи законов войны, трех правил стратегии и трех основ тактики — не входит в состав этой книги, имеющей целью подчеркнуть главенствующее значение воспитательного отдела в армии, который «наукой побеждать» был разработан, до мельчайших подробностей и не без основания: чтобы неутомимо нападать на врага с малыми силами, извиваясь вокруг него постоянно, чтобы отрезать его по частям и рассеивать, имея только один фактор обеспеченности—быстроту передвижек, сбивающую врага с толку, зачастую имея только хлеб в обозе и ранце врага, но с твердой верой и надеждой на БОГА— необходим крепкий, глубоко разработанный дух, приученный не только к исполнительности, но, прежде всего к самодеятельности; дух единый во всей армии, с однородными воззрениями на все, и этого то именно достигал Суворов в своей «науке» изумительно просто. И «наука побеждать» не напрасно называлась наукой: она время от времени пополнялась новым материалом. Выкладки ее нередко пояснялись образными чертежами и математическими уподоблениями даже в области «духа». Был ли Суворов автором «науки побеждать» или только комбинатором чужого материала из старинных книг, судя по обороту речи, слава его не умаляется от этого. Нередко доводилось нам видеть людей умных, подмечающих сразу изъяны службы, но не имеющих стойкого духовного равновесия, необходимого для наилучшего, терпеливого использования в подчиненных преданности долгу. Это равновесие в высокой

степени отличало Суворова, который, как говорится, «сердцем чуял» не только, где что плохо, но, что гораздо важнее, — «чему и как помочь», и часто из людей, отверженных его современниками, воспитывал героев, снисходя, ободряя, поддерживая, упрощая формы и сближаясь до сердечнонепринужденной откровенности, а не угрожая только и карая. Умные люди искусны культивировать ум, но не сердце, которое подчиняется только духу, боле мощному. Развитие «духа» — первая необходимость для войск: кому не известно, что при робости духа парализуется ум и слабеет тело, и наоборот! Градации духа указаны в «табелице доблестям», составленной Суворовым *. А теперь рассмотрим те чертежи, которыми Суворов укреплял в памяти

I J ! 1 ! 1 I 1 II

«Стозшгадойдеетяой émzwaummtitëm С^оддоошжЫ* "Иыпср&ъор?т& неграмотных понятия о правдивом благородстве русского государственного строя, о ненормальности строя иных правительств, о характере отношений начальников к подчиненным своим, о служебных обязанностях и проч. Будучи раз пояснены грамотными, чертежи эти напоминали потом прочим постоянно сущность дела, распаляя в них желание совершенствоваться, а

' Будет отпечатана Военным Книгоиздательством В Жукова СПб., Знаменская, 19.

желанием упражнялось терпение в достижении умения применять знания.

«Символ доблестной благосклонности Самодержавной

Императорской власти».(Иначе: Относительность прав при Самодержавии). Треугольник АВМ,надписанный словом «богатырь», величиной площади изображает личные права солдата; трапеция ВМНГ,надписанная словом «старик», состоит из трех треугольников, равных порознь треугольнику «богатыря», что означает втрое большие права «старика-дядьки» по поговорке: «грамотей троих стоит»; трапеция ГНОД,«капрала» имеет уже пять правовых клеток; трапеция ДОПЕ, «офицера»—7; ЕПРЖ,«ротного»; ЖРСЗ,«полковника»—11; ЗСТИ,«бригадира»—13; ИТУК,«генерала»—15; КУФЛ,«вождя»—17; ЛФХЦ,«Императора»—19; далее расходящиеся в пространство стрелки Б и Ч означают бесконечно великие права БОЖИЙнадо всеми и надо всем.

Общая сумма всех правовых клеток:

Богатыря 1

Старика 3

Капрала 5

Офицера 7

Ротного 9

Полковника 11

Бригадира 13

Генерала 15

Вождя 17

Императора 19

Всего 100

Это выражается в торжественных случаях пушечной пальбой,

состоящей из ста выстрелов, к которым придается еще один в знак

бесконечной власти ЕДИНОГОБОГА над всякими правами, почему и

надпись сбоку схемы гласит: «пальба сто» и «один»,а не просто: «сто-один»;

союзом «и» оттеняется особое значение выстрела в честь БОЖИЮ!

Линия АБ, надписанная фразой: «скатность успешности восхожденияк правосудию»,означает удобство достичь восстановления нарушенных кемлибо прав, когда права высших начальников возрастают равномерно. Пунктирная линия АЩ, надписанная фразой: «начертание строгостей в восхождении»,означает, что и при строгих порядках можно добиться правосудия, подобно тому, как и на крутую гору можно взойти, когда склон ровный. Пунктирная линия АЭ, надписанная фразой: «скатность кроткая»,означает легкость достижения правосудия при кротких властях. Солдат в «треухе» изображает наглядность восхождения к правосудию.

Ниже (рис. № 12) три схемы иного рода правлений (ограниченного, кастового и деспотического) наложены одна на другую для удобства сопоставления. Внизу подписаны инстанции схем. Крестовидным пунктиром обозначена схема ограниченного правления, пунктиром точками — деспотического, а черточками — кастового. Сплошной линией аб проведен верхний край схемы самодержавного правления. Верхняя крестопунктирная линия, указывающая относительную высоту прав в инстанциях ограниченного правления, заметно вздулась над верхней линией схемы самодержавного правления, выраженной сплошной чертой. Вздутость эта получилась от надменного расширения инстантньгх прав, причем заметно такое явление, что права увеличиваются не так, как при самодержавном правлении, где каждая высшая инстанция превышает права низшей равномерно, но. как показывают крестопунктирные горизонтальные линии, чем выше власть, тем меньше вознесены ее права над непосредственно подчиненной ей инстанцией. (Так, например, линия dM, показывающая высоту власти капрала над старшим солдатом, почти втрое больше линии 3h, выражающей высоту власти генерала над полковником). Это делает слабой высшую власть в проведении доброго нового начала, если оно требует уступки со стороны подчиненных; тоже

В треугольной шляпе.

по

Il M fc IS iltl

«Дрелкшетк (т. e. *оЗаышея§е} &ОЖ1ЕЙ ВЯ4СТИ (яадъ чедсшйгшсо*}

ж* шалою жря ****** ма*вй (т, е. огриигееетюй), деснОТм яэсшраютъ

ВОЖПО ВЛАСТЬ, а пш ее габижатъ*.

следует сказать и о бессилии их вступиться за правого подчиненного.

Наконец, вздутая линия ав высоты прав ограниченного правления,

пересекаясь в точке «г» с линией аб самодержавного правления, идет уже под

последней в пространстве власти БОЖИЕЙ, свидетельствуя, что

ограниченное правление мало считается с БОЖИИМИ

УСТАНОВЛЕНИЯМИ.

Пунктиром точками изображена схема деспотического образа правления, которое представляет собой противоположную ненормальность: чем выше начальник, тем больше права его над непосредственным его подчиненным, и наоборот; вследствие этого в верхних слоях правления господствует самоуправство, а в нижних—бессилие провести доброе начало. Эта схема на чертеже только соприкасается с областью БОЖИЕИ ВЛАСТИ, свидетельствуя, что деспотический порядок правления признает лишь номинально зависимость правительства от БОЖИЕИ ВОЛИ.

Пунктиром черточками (афутсрпод) обозначена схема кастового правления. Несомненно, что этот пережиток глубокой древности приводим был Суворовым только как ненормальность, постоянно вторгающуюся в любой образ правления, что видно из надписи над линией: «касты—

спотыкание сословное».

Небезынтересно сравнить клетки личных прав при правлениях разного рода Так клетка старшого солдата при ограниченном правлении почти равновелика клетке полковника при самодержавном и вождя при деспотическом. Это не покажется странным, если припомнить, как безапелляционно (хотя, конечно, и заслуженно) деспот-султан повесил великого визиря за Прутский поход, и как, при ограниченном правлении короля Понятовского, к польскому солдату начальники обращались с выражением: «пане жолнеж» (то есть: господин солдат), тогда как при самодержавном, даже к офицеру начальники не обращаются со словом: «господин», но просто называют подчиненного по чину, что и естественно, так как в соприкосновение с начальником подчиненный может ли быть господином?

Весьма заслуживают тельной схеме:

большого внимания

надписи на сравни-

внизу написано:

«РеяуАжшка», «Ш$РСТД ВОЖ1ЯГО, путь правый ужшяужтшто, вовсе чужда. Нарох> темь саль себ* кланяется. Гежералъ тамъ» что у насъ пжрожнжхъ, а глава народа, что лажей переде Императором* РоссШскжмъ».

«Превышение (т.е. возвышение) БОЖИЕЙ ВЛАСТИ (над человеческой) не зиачно (т.е. незначительно) при власти малой (т. е. ограниченной); деспоты попирают БОЖИЮ ВЛАСТЬ, а касты ее забывают».

Действительно: кастовая линия (ауфтсрпод) даже не соприкасается с линией «хв», изображающей предел

светской власти. Верхняя надпись указывает, что ненормальности правления вытекают из индеферентного (небрежного) отношения правящих сфер к религии.

Подтверждается это и особой схемой, озаглавленной: «Республика» и

«Зло съ 1789 года».

Рже M 15.

*яс м14. подписанной так: «ПЕРСТА БОЖИЯГО,

путь правый указующаго, вовсе чужда. Народ там сам себе кланяется. Генерал там, что у нас пирожник, а глава народа, что лакей перед Императором Российским».Если скинуть дымку покладистого международного этикета, то оно так и есть. В схеме этой не десять правовых клеток, а девять: солдат, капрал, офицер, капитан, полковник, генерал, корпусной генерал, вождь,

глава. Клетка «трона»

отсутствует, а на месте ее надпись: «БОЖИЙ ПЕРСТ»,свидетельствующая, что подобное явление — кара за пренебрежение народа к БОЖИЕМУ ЗАКОНУ.

Есть и еще схема в том же роде, озаглавленная: «Зло с 1789 года»,изображающая наглядно нарушение правового равновесия во Франции перед революцией 1789 года. Тогда купцы, мещане иремесленники пользовались

фактически наибольшей высотой прав, затем: переменные власти, льстецы, царедворцы, комиссары, дворяне и войска, а королевская власть, скованная интригою, едва превышала высоту правовой клетки

«И малая

Правда

До конца

Светить»«

«И ведвэая д*вла жриводупшкегь не догорЪвая гаснуть». (То-есть дЪла криводушныхъ гибнуть, не достигнувъ полноты, какъ кривая свЪча падаетъ, не догор-ввъ, вагЬдстше перагЬщешя центра тяжести при сгоран1и).

крестьянина.

Необходимо еще обратить внимание на солдата в «треухе»*, изображающего собой восхождение к правосудию (при сравнительной схеме). Над головой его изображена стрелка с надписью: «стрела мольбы прошений»,обозначающая трудность в достижении внимания высших инстанций при ограниченном правлении: надменная вздутость линии мешает прямому полету стрелы: ее надо пустить вверх с таким рассчетом, чтобы опустилась она только на желаемую инстанцию. Линия же самодержавия прямизной способствует доставке прошения через все инстанции.—Кастовая «скатность» выступами своими еще более задерживает «стрелу мольбы прошений». Даже деспотическая «скатность» доступнее, чем кастовая.

Суворов учил пользоваться самостоятельностью смело, разумно, без произвола и пристрастия, но в духе закона, без рабской угодливости, а доблестно, стойко, свободно, чему пояснением служили следующие чертежи и рисунки:

«Подвода (то есть рычаги—ломы) управительности».С правой стороны изображен обелиск закона, с левой — скала произвола. В обелиске закона есть выбоина, означающая неполноту закона. В эту выбоину вставлен

«Подвод (то есть лом) роскошества лести»,иначе:

«Подвода управжтедьносш».

«рычаг самообольщения и ослепленности изысканной лестью подчиненных», опираясь на скалу произвола, пытается опрокинуть закон в каждом частном случае. «Поб*дж себя, будешь нелобЩщхъ».Справа «подвод законный»(то

есть рычаг закона) пытается, в свою очередь, опрокинуть скалу произвола (например, среди подчиненных), опираясь на закон. Под рисунком подпись: «Победи себя, будешь

* См. рисунок № 12.

непобедим!» В самом деле: надо победить себя, чтобы льстеца не приблизить к себе, а правдолюбивого за резкую истину не оттолкнуть.

Рисунок, изображающий собой деревенские флюгера, содержит ту же

^ мораль, но касается уже отношений

«Службе, въ шдобосгрдегЬ». подчиненного к начальнику; внизу

подпись: «Угождай начальникам верною службою, а не кривою дружбою, не по пословице куда ветер, туда и петел; куда петелок, туда и конёк!». Рисунок озаглавлен: «Служба в подобострастии».

Малая уступка чужому принципу влечет за собой полное порабощение, чему имелись характерные уподобления в «науке побеждать»: так рисунок № 18, изображающий пса, вытаскивающего из норы

«Угождай ждашльжжжамъ я*ряою служ-

бою, а же жржвою дружбою,тепосж>"

вшгккудав*теръ,ГУда«»^я*5 ****

я4теж&къ, «уд» * жоиЬйь».

Тв.ЗЛщ.

жевЪржы! ж V* большом* ке жЪреяъ».

«Не спрвяъ жшсл только хвость, н всю хжсу с I иич'ит I» пест»».

шШляжя ксхря опяежФе пл&кевя: не углядишь, куда (ее) занесет*».

Наши рекомендации