Становление раннефеодального права Западной Европы. Варварские правды. Характеристика Салической правды

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к середине I тыс. составило целостную систему особого германского типа. Это германское право стало вторым по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры. В условиях сначала протогосударств, а затем и ранней государственности обычное право германцев было записано и частично кодифицировано. Эти письменные своды получили название варварских правд. У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды поэтому различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или других правовых институтов, по соотношению с королевским законодательством своего времени.

Ни одно из известных варварских правд не дошла в своем первоначальном и подлинном виде, многие известны в разных по составу и относящихся к разному времени редакциях. Для большинства правд время их возникновения определяется примерно: Вестготская правда – конец V в., Бургередская – конец V – начало VI в., Салическая – конец V – начало VI в., Аллеманская - VI-VIII вв., Баварская – середина VIII в., Рипуарская – VI-VII вв., Лангобардские законы – середина VIII в., Тюрингская – IX в., Саксонская правда – VIII-X вв. Известно еще несколько правд более мелких племенных союзов. К тому же типу варварских правд относятся многочисленные ранние систематизации англосаксонских законов и записи исландских, скандинавских, датских правовых обычаев.

Все варварские правды сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права. Это влияние главным образом отразилось на регулировании новых социальных отношений, рабства, обязательств, а также отношений между королевской властью и подданными. Все правды были записаны на варварской латыни. Как исторический тип варварская правда – сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них заняли выдержки из королевских капитуляриев и эдиктов; многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.

Правды были записью права узко-национального применения: они не исключали того, что проживавшее на территории варварских королевств галло-римское, итальянское или испанское население будет судиться по своим законам. Поэтому крайне малое место в правдах заняло частное право: не только в силу недостаточной выраженности соответствующих отношений в быту германцев, но и потому, что наряду с германским в королевствах продолжало жить и римское право. Правды были поэтому привилегированным правом. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судебного и уголовного права. Нормы имели в подавляющем большинстве казусный характер; в более поздних правдах появляются уже и предписания общего содержания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

Во всех известных случаях оформление записи обычного права связано с инициативой королевской власти. Государственную силу правды подчеркивали специально изданные указы, сопровождавшие текст. Иногда издание было приурочено к собранию союза или объединения племен. Причина такой заинтересованности власти не вполне ясна, поскольку основой судебных порядков еще долгие века оставалось произнесение права особыми судьями – рахинбургами. Возможно это было признание обычного права юрисдикцией королевских судов, возможно – конкретные политические соображения.

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон, принятый у франков; его самая ранняя часть относится к концу V в. (486 – 496 гг.). Утвержденная приемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав – титулов, каждый из которых посвящался своему юридическому вопросу. Позднее, оставаясь основным сводом собственного права франков, Салический закон неоднократно дополнялся и расширялся; так возникли редакции, названные Эмендатс (VI-XII вв.) и Геральдия. Сохранилось предание, что первоначальная запись Салического закона была произведена специально избранными мужами от четырех франкских племен в целях "приверженности к справедливости и сохранения благочестия". Однако в целом бытование Закона тесно связано только с заинтересованностью королевской власти, санкционированием обычного права желавшей вмешиваться в сферу действия общинных и племенных судов. Появление самой ранней редакции связано также и с денежной реформой, проведенной первым из королей: заменой медных денег на серебренные и золотые и соответственно новой тарификацией судебных штрафов.

Салический закон в самой минимальной степени испытал воздействие римского права, сохранил даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других факторов.

Так, заявление о желании заключить вторичный брак сопровождалось взвешиванием монет, передача имущества – особым разбрасыванием стеблей растения, призывание родственников к помощи в обязательствах – бросанием "горсти земли" и перепрыгиванием через плетень. Поддержанием общественного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права.

Салическая правда – памятник права раннефеодального общества – составлена на рубеже 5-6 в.в., т.е. вскоре после завоевания салическими франками бывшей римской провинции Галлии и принятия христианства.

Особое значение Салической правды состоит в том, что она рисует яркую и достоверную картинуперехода от первобытнообщинного строя к классовому – феодальному.

Она представляет собой запись судебных обычаев салическихФранков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах. После завоевания Гал­лии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регули­ровать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записана «Салическая правда». В научном понимании Салическая правда не является ни кодексом, ни сводом законов.
В ней записаны нормы обычного права. В большей части она содержит предписание о сумме штрафа за различные преступления: за грабеж, воровство, поломку изгороди, телесные повреждения и оскорбления, злостную клевету, кражу чужой жены и т.д. Подробно указана ответственность. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и ма­териальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участ­вовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество.
За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.
За убийство человека положено было платить ВЕРГЕЛЬД («возмещение за жизнь»), но размеры его неодинаковы, и зависят от того, кто убий­ца и кто убитый. Кражи.
В «Салической правде» детально перечисляются конкрет­ные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коро­вах, о поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была со­вершена кража. При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и, тем не менее, каждый случай записан особо.
Сделки. Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу.

Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

Судебная власть. В эпоху «Салической правды» многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. Салическая правда является оригинальным памятником права раннего феодализма, она не испытала сколько–нибудь заметного влияния высокоразвитого римского права.
20. Возникновение феодального государства во Франции. Сеньоральная монархия. Реформы Людовика IХ.

Сеньориальная монархия во Франции обычно датируется IX–XIII вв. В этот период в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как«первый среди равных» (primus inter pares). Фактически его власть распространялась только на королевский домен. В 987 г., с избранием королем Гуго Капета(графа Парижского), прекращается династия Каролингов. При первых Капетингах выборность короля сохраняется,но будущий преемник избирался еще при жизни правящего короля; в XIIв. утверждается порядок передачи королевского трона по наследству.

Королевский двор, осуществлявший правление, состоял из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов), главную роль в королевской администрации до конца XIIв. играл сенешал, также влиятельными придворными были коннетабль (глава королевской конницы), королевский казначей, королевский канцлер. Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов – курии короля{curia Regis). Органы местного королевского управления (прево– выполняли административные функции, бальи – судебные) создавались лишь в королевском домене, в крупных сеньориях действовала своя система местного управления, замкнутая на соответствующего феодала (герцога, графа, барона).

Значительно повысили эффективность королевской власти реформы короля Людовика IX Капетинга(XIII в.):

1. Военная реформа – феодальное ополчение в значительной степени было заменено отрядами наемников и городской милиции.

2. Значительное ограничение (фактически запрет) частных войн между вассалами короля.

3. Из королевской курии выделяются специализированные центральные ведомства (например, счетная палата, ведавшая королевскими финансами). В 1260 г. на базе королевской курии был создан высший судебный орган – Парижский парламент.

4. Введение единых денег во всей Франции (до этого каждый крупный феодал чеканил собственную монету).

Преобразование сеньориальной монархии в сословно-представительную во Франции обычно датируется 1302 г., когда король Филипп IVсозвал Генеральные штаты(правда, название этого верховного французского сословно-представительного органа появилось позже).

Наши рекомендации