Она была прекрасна и огромна
Все те года, пока мой мальчик рос, -
Жизнь облаков, аэродромов, комнат,
Оркестров, зимних вьюг и летних гроз…
…Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.
Чащобы в снежных шапках до бровей.
Холодный дым кочевья. Запах горя.
Всё неоглядней горе, всё мертвей.
Передний край. Восточный фронт Европы-
Вот место встречи наших сыновей.
Не интимная лирика, а высокий гражданский пафос, социально-философские раздумья определяют звучание военной поэзии В.Инбер. Уже в первой главе « Пулковского меридиана» заключено кредо всего произведения:
Избавить мир, планету от чумы-
Вот гуманизм! И гуманисты- мы.
В поэтическом арсенале Н.Тихонова порох эпохи гражданской войны не отсырел. В чеканных строках поэмы « Киров с нами» образ руководителя города на Неве встаёт как символ несгибаемого мужества героических ленинградцев:
Разбиты дома и ограды, ,
Зияет разрушенный свод, ,
В железных ночах Ленинграда
По городу Киров идёт.
« Пусть наши супы водяные,
Пусть хлеб на вес золота стал, -
Мы будем стоять , как стальные.
Потом мы успеем устать.
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого вовеки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут- не сдадутся врагу.
Поэма военных лет отличалась разнообразием стилевых, сюжетно-композиционных решений. Строго выдержанным балладно-повествовательным построением отмечена поэма Н.Тихонова « Киров с нами». « Россия» А.Прокофьева создана средствами народной поэтики, напевного и раздольного русского стиха:
Сколько звёзд голубых, сколько синих.
Сколько ливней прошло, сколько гроз.
Соловьиное горло-Россия,
Белоногие пущи берёз.
Да широкая русская песня,
Вдруг с каких то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье,
По- родному, по-русски- взахлёб…
Лирико-публицистическая поэма синтезирует принципы и приёмы повествовательного и возвышенно-романтического стиля. Поэма М.Алигер « Зоя» отмечена удивительной слиянностью автора с духовным миром героини. В ней вдохновенно и точно воплощены нравственный максимализм и цельность, правда и простота.
Московская школьница Зоя Космодемьянская без колебаний, добровольно выбирает суровую долю; более того в нелёгкой солдатской судьбе- участь разведчицы- партизанки. В чём истоки подвига Зои, её духовной победы? А.Твардовский, размышляя над тем, что формировало мироощущение людей 30-х годов, заметил: « Не та война, какая бы она ни была… породила этих людей, а то большее, что было до войны. А война обнаруживала, выдавала в ярком виде на свет эти качества людей» ( из дневника поэта 1940г., содержавшего первоначальный замысел « Василия Тёркина»).
Поэма « Зоя» не столько жизнеописание героини. Сколько лирическая исповедь от имени поколения , юность которого совпала с грозной и трагической порой в истории народа. Вот почему в поэме столь часто ведётся задушевный разговор с юной героиней:
Девочка, а что такое счастье?
Разве разобрались мы с тобой…
Вместе с тем трёхчастное построение поэмы передаёт основные этапы становления духовного облика героини. В начале поэмы лёгкими .но точными штрихами только намечен облик девочки- длинноножки». Постепенно в прекрасный мир её юности (« Жилось нам на свете светло и просторно…») входит большая социальная тема, чуткое сердце вбирает тревоги и боль «потрясённой планеты» . Здесь в лирический строй поэмы вторгаются открыто публицистические строки:
Тревожное небо клубится над нами.
Подходит война к твоему изголовью,
И больше нам взносы платить не рублями,
А, может быть, собственной жизнью и кровью.
Апофеозом короткой, но прекрасной жизни становится завершающая часть поэмы. О нечеловеческих пытках , которым подвергают Зою в фашистском застенке сказано скупо, но сильно, публицистически остро. Имя и образ московской школьницы, жизнь которой так трагически рано оборвалась, стали легендой:
И уже почти что над снегами,
Лёгким телом устремясь вперёд.
Девочка последними шагами
Босиком в бессмертие идёт.
Вот почему в финале поэмы столь закономерно отождествление облика Зои с античной богиней победы - крылатой Никой.
«Василий Тёркин» А.Твардовского - крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. Если у А.Прокофьева в лиро-эпической поэме «Россия» на первом плане образ Родины, её поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица ( братья минометчики Шумовы) изображены в символически-обобщённой манере, то у Твардовского достигнут синтез частного и общего; индивидуальный образ Василия Тёркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.
В бессмертном образе Василия Тёркина воплотились с особой силой черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народнопоэтического творчества, его строй мыслей и чувствований родствен миру образов русского фольклора.