Игра «Родимая сторонушка, родная сторона— это Родина моя»

Чему учится ребенок: понимать значение слов; подбирать однокоренные (родственные) слова; усвоит правила словообразования.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 8).

Ход игры: покажите ребенку первую картинку. Скажите: «Это Маша». Покажите вторую картинку: «Это мама и папа — Машины ... (родители)». Покажите третью картинку — «Это Машины мама, папа, дедушка, бабушка и братик — Машины ... (родственники)». Покажите четвертую картинку: «Это улица, на которой живет Маша,— ее родная сторона». Продолжите: «Все эти слова — родители, родственники, родная сторона, родня, родичи — очень похожи, потому что связаны с одним словом — род»,

Проверьте, как ребенок понял ваше объяснение, задав ему вопросы: «Как назвать одним словом папу и маму? (Родители.) Как назвать одним словом папу, маму, тетю, дядю, бабушку, дедушку? (Родственники.) Как называется самый любимый праздник у детей и взрослых? (День рождения.)» Повторите, что в основе всех этих слов одно и то же слово— род. Произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень). Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.

Лексический материал: Родная — народ — родители. Солдаты — солдатский — солдатик. Танки — танкист — танковый. Морской — морячка — моряки. Летчики — латный — полат — летать. Кораблик — корабли — корабельщик. Самолетный — самолетик — самолаты.

Игра «Отгадай»

Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 9).

Ход игры: предложите ребенку послушать словосочетания: отважный пограничник; отважная собака; отважные солдаты. Попросите его угадать, о ком (или о чем) вы сейчас говорите — отважный ..., отважные .... отважная ... Затем предложите ребенку послушать словосочетания: солдатские сапоги; солдатская каска; солдатский котелок. Предложите ему угадать, о чем вы сейчас говорите: солдатские ..., солдатская ..., солдатский ...

Игра «Покажи картинку»

Чему учится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 10).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку и показать того, кто входит в палатку, выходитиз палатки, подходит к палатке, отходит от палатки, обходит палатку. Затем попросите его рассказать, кто что делает, правильно употребляя глаголы с приставками.

Игра «Слушай команду!»

Чему учится ребенок: образовывать из неопределенной формы глаголов глаголы 1-го лица единственного или множественного числа.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: скажите ребенку, что вы — командир, а он — рядовой и должен выполнять ваши команды. Предложите ему варианты команды и ответа на нее: «Стрелять!» — «Есть, я ... (стреляю!)» Отдавайте ребенку команды по образцу: «Ползти!» — «Есть, я ... (ползу!)» «Встать!» — «Есть, я ... (стою!)».

Играй Юнь 1Й помощи ик»

Чему учится ребенок: составлять рассказ по картинкам; правильно употреблять имена существительные в винительном падеже; подбирать синонимы и антонимы.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Солдат вел машину, но в дороге она сломалась. Солдат стал ремонтировать машину. Мимо проезжал Миша на велосипеде. Он остановил свой велосипед, подошел к солдату и стал ему помогать— подавать водителю нужный инструмент. Вскоре машина была починена. Солдат поблагодарил Мишу. Мальчик поехал домой. Дома его встретила мама. Она испугалась, увидев его таким грязным. Но Миша объяснил маме, что помогал солдату чинить машину».

Спросите: «Что случилось с машиной? Что стал делать солдат? Кто помог солдату? Как Миша помогал солдату? Каким Миша пришел домой? Как он объяснил маме, почему такой грязный?» Предложите ребенку вспомнить и назвать, какие инструменты Миша подавал солдату. (Гаечный ключ, молоток, отвертку, плоскогубцы.) Предложите ребенку к выделенным слова подобрать сначала синонимы, а затем антонимы: ремонтировать — чинить, ремонтировать — ломать, грязный — чумазый; грязный — чистый.

Игра «Родимая сторонушка, родная сторона— это Родина моя» - student2.ru

Игра «Защитники Древней Руси»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 11).

Ход игры: спросите у ребенка, как называется страна, в которой он живет. (Россия.) А знает ли он, как раньше называлось Русское государство? (Русь.) Предложите ребенку рассмотреть картинки. Объясните, что люди всегда защищали свою Родину от врагов, но назывались они по-другому. Менялось вооружение, одежда была не такой, как сейчас. Предложите ребенку объяснить происхождение некоторых слов, вслушиваясь в их произношение. Как он думает, что такое дружина? Какое слово близко по произношению слову «дружина»? (Дружба, дружить.) Расскажите, что так называлось войско в Древней Руси, состояло оно из людей, отличавшихся воинской доблестью. Во время битв в помощь дружине собиралось пешее ополчение из трудового народа.

Спросите ребенка: «Что такое стрелецкое войско? Какое слово близко по произношению к слову «стрелец»? (Стрела, стрелок, стрелять.) Расскажите, что стрельцы составляли первое постоянное войско в Русском государстве, это слово происходит от слова «стрелок». Предложите ребенку, глядя на картинки, ответить, у кого какое оружие? У кого конь, кольчуга и пика? У кого щит и меч? У кого пищаль, сабля и топор?

Игра «О ком рассказ!»

Чему учится ребенок: знать имена представителей русского воинства.

Оснащение: портреты А. Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова.

Ход игры: предложите ребенку послушать фрагменты характеристик славных представителей русского воинства; задача ребенка — запомнить их имена.

Александр Невский. Новгородскому князю было 20 лет. По словам современников, он напоминал собой былинного богатыря. Это был высокий, красивый и необыкновенно сильный юноша. Руководя русским войском, он выиграл крупные сражения на Неве и Чудском озере со шведами и немцами. В честь его учрежден орден, которым награждены многие мужественные воины. Православной Церковью Александр Невский причислен к лику святых.

Александр Васильевич Суворов. Современники писали о нем, что он «положил руку на сердце русского солдата», т. е. удостоился безграничного обожания и преданности своих солдат. За ним были готовы идти в огонь и воду. Он автор новой системы обучения и воспитания защитников Отечества, которая называется «Наука побеждать». Он говорил своим солдатам, что «смерть бежит от пули и штыка храброго», «тяжело в ученье, легко в бою». В 1794 году Суворов получил звание фельдмаршала, позднее был произведен в генералиссимусы.

Михаил Илларионович Кутузов. Русский полководец, генерал-фельдмаршал, ученик А. В. Суворова. Участвовал в русско-турецкой войне, отличился при штурме Измаила. Командовал русскими войсками в Бородинском сражении во время Отечественной войны 1812 года, одержал много побед.

После прочтения каждого отрывка спросите ребенка: «О ком этот рассказ?»

Игра «По порядку рассчитайсь!»

Чему учится ребенок: использовать в речи порядковые числительные; уметь разделиться на две команды для игры (например, в «выбивалы»).

Оснащение: игрушки.

Ход игры: объясните ребенку, что каждый военный человек должен уметь рассчитаться по порядку, это нам помогут сделать игрушки. Расставьте игрушки вряд. Покажите ребенку, как это делается. Для этого надо, дотрагиваясь до каждой из них, произносить: первый — второй, первый — второй... Если играет группа детей, то игрушки не потребуются.

Игра «Фамилия»

Чему учится ребенок: узнает историю русских фамилий,

Оснащение: не требуется.

Ход игры: прочитайте ребенку стихотворение:

Кем был твой прадед на Руси, Свою фамилию спроси... Ты слышишь часто: Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов — Отец отца отцова... С пилою Пильщиков дружил,

В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. Звучат как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись — и ты увидишь в них Историю России... (Г. Гаубнн)

Предложите ребенку вслушаться и объяснить, откуда произошли такие фамилии: Хлебников, Пушкин, Стрелков, Саблин, Матросов, Воинов.

Игра «Родственные слова»

Чему учится ребенок: понимать значение слов; усвоит правила словообразования; подбирать однокоренные {родственные) слова; совершенствовать слуховое внимание.

Ход игры: предложите ребенку послушать стихотворение и найти в нем слово, родственное слову «Родина»:

На широком просторе Предрассветной порой Встали алые зори Над родимой страной.

С каждым годом все краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья! (С. Прокофьев)

Затем предложите послушать небольшой текст и найти в нем слова, родственные слову «Родина»: «Мы зовем нашу страну Родиной потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное» (по К. Ушинскому).

Произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень). Попросите ребенка определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.

Лексический материал: Победить — победный — победитель. Мирный — мировой — перемирие. Море — лукоморье — заморский — Приморье. Стрелять — стрелок — застрелить — стрелец. Смелый — смельчак — посмел — смелее.

Игра «Замени слово»

Чему учится ребенок: употреблять местоимения 3-го лица в косвенных падежах; изменять глаголы неопределенной формы на глаголы 2-го лица единственного числа. Оснащение: не требуется.

Ход игры: прочтите ребенку текст, голосом выделяя слово «Родина». Предложите ребенку заменять выделенные существительные соответствующими местоимениями. «Родина огромна и прекрасна. Мы любим Родину.А любить Родину — значит жить с Родиной одной жизнью» {Ю. Яковлев). Предложите ребенку объяснить пословицу: «Родина — мать, умей за Родину постоять».

Скажите ребенку, что некоторые пословицы записаны неправильно, в неопределенной форме; их надо изменить. Поспешить — людей насмешить. Надо: поспешишь — людей... (насмешишь). В одиночку не одолеть и кочку. Надо: в одиночку ... (не одолеешь и кочку). Одному и камень не сдвинуть. Надо: один и камень ... (не сдвинешь).

Игра «Военные загадки»

Чему учится ребенок: употреблять имена прилагательные в сравнительной степени.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).

Ход игры: предложите ребенку отгадать загадки и объяснить, как он догадался.

1. Летит птица перната, 2. Ползет черепаха —

Без глаз, Стальная рубаха,

Без крыл,Враг в овраг.

Сама свистит,Черепаха— куда враг. (Танк.)

Сама бьет. (Стрела.)

3. Стоят три старушки: 4. Петушок без глаз,

Наши рекомендации