Переживание судьбы как лирическая основа поэзии Есенина. Основные темы: родина, родная природа, любовь, революция. Философские мотивы. Эволюция лирического героя. Поэтический мир стихотворений.

О.Э. Мандельштам – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «На бледно-голубой эмали», «Мы живем, под собою не чуя страны…»

Своеобразие поэтической манеры Мандельштама. Историко-Литературные и культурные источники поэзии Мандельштама. Философское звучание лирики Мандельштама. Поэтический мир стихотворений.

Б.Л. Пастернак – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме», «Снег идет»

Основные мотивы лирики Пастернака: человек, творчество, природа, любовь. Художественная пластичность и музыкальность лирики Пастернака. Специфика образов. Эволюция творческой манеры. Поэтический мир стихотворений.

М.И. Цветаева – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Жанна де Арк», «Кто создан из камня…»

Личностное как основа лирического мироощущения в поэзии Цветаевой. Самостоятельность творческой манеры. Традиционное и парадоксальное. Драматическое и трагическое звучание лирики Цветаевой. Поэтический мир стихотворений.

Проза

И.А.Бунин. Рассказы. М.А.Горький. Рассказы – 2 часа

Пути развития русской прозы в начале XX в. Своеобразие проблематики, тип героя. Актуализация изученного ранее.

М.А. Шолохов – 5 часов

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение)

История создания романа. Своеобразие жанра. Историческая основа сюжета произведения. Человек и история как основная тема романа. Главные герои романа. Проблема выбора. Тема любви. Мастерство Шолохова-романиста.

Б.Л. Пастернак– 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Роман «Доктор Живаго» (обзор)

Роман Пастернака в контексте времени. Образ главного героя. Проблема жизненного выбора. Эпическое и лирическое в романе. Символическое в романе. Особенности языка и стиля. Традиции и новаторство в романе.

М.А. Булгаков – 4 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Роман «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» как нравственно-философский и социальный роман. Своеобразие художественного времени романа: современное (1920-е – 1930-е гг.), прошлое и вечное. Многослойность сюжета. Специфика стиля: эпическое, сатирическое, лирическое. Своеобразие системы образов. Традиция русской и зарубежной литературы в романе и новаторство Булгакова.

А.П. Платонов – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

«Усомнившийся Макар»

Творчество Платонова в контексте времени. Проблема героя. Поиск истины. Естественное и социальное в человеке. Особенности стиля и языка Платонова.

Драматургия

А.П.Чехов. «Вишневый сад». М.А.Горький. «На дне» – 2 часа

Своеобразие отражения эпохи в пьесах Чехова и Горького. Актуализация изученного ранее.

В.В.Маяковский. «Клоп» – 2 часа

Историческая обусловленность сюжета и проблематики пьесы. Жанрово-стилевое новаторство Маяковского. Сатира и утопия в пьесе. Система образов. Своеобразие художественного мира пьесы: реализм и фантастика. Система образов. Приемы комизма. Особенности языка пьесы.

Русская литература середины – конца XX века.

Поэзия

А.Т. Твардовский – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем». Поэма «По праву памяти»

Своеобразие лирического голоса Твардовского: исповедальность и гражданственность. Война и мир в лирике Твардовского. Традиции русской классической поэзии в творчестве Твардовского. Поэтический мир произведений.

Особенности поэзии второй половины XX века – 4 часа

Особенность мироощущения лирического героя второй половины XX в. Поиск новых средство и форм в лирике и поэтическая традиция. Актуализация изученного ранее.

Б.А.Ахмадулина. Стихотворения «По улице моей который год…», «Городской пейзаж» (1997). И.А.Бродский. Стихотворения «Топилась печь. Огонь дрожал во тьме», «Стансы». А.А.Тарковский. Стихотворения «Мы шли босые, злые», «Голуби». Г. Айги. Стихотворение «Что забредает в сломанную флейту».

Проза

А.И. Солженицын – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Своеобразие лагерной темы в повести: историческое и философское в произведении. Традиции русской классической прозы и житийной литературы в повести. Образ главного героя и проблема русского национального характера. Сюжетные ситуации и типология образов героев. Особенности повествования и авторская позиция.

В.Т. Шаламов – 2 часа

Этапы жизни и творчества.

«Колымские рассказы» («Сгущенное молоко», «Стланик»)

Цикл «Колымских рассказов» как трагический документ эпохи. Своеобразие стиля и повествовательной манеры.

В.П.Астафьев – 2 часа

Повесть-притча «Пастух и пастушка»

Стилевое многообразие повести-притчи «Пастух и пастушка». Конкретно-историческое и вечное в произведении. Любовь и война как трагическое противоречие жизни. Традиции русской классической литературы в повести.

Понятие о деревенской прозе.

В.Г.Распутин – 2 часа

Повесть «Прощание с Матерой». Повесть «Нежданно-негаданно» (1997)

Национально-историческая и нравственная проблематика произведений Распутина.

«Прощание с Матерой». Смысл названия. Проблема родовой памяти как условие непрерывности национальной жизни. Образы героев. Легендарное и символическое в повести. Своеобразие языка.

«Нежданно-негаданно». Новое время в повести Распутина. Проблема истинных и ложных ценностей.

Понятие о городской прозе.

Ю.В.Трифонов – 2 часа

Повесть «Старик»

Социально-психологические основы сюжетной ситуации в повести. Нравственная проблематика. Проблема героя. Смысл названия.

Драматургия

Наши рекомендации