Особенности культурной жизни в УССР в послевоенный период.

Важной составной частью послевоенного восстановления Украины было возобновление культурной жизни. В условиях, когда на первом плане стояло восстановление большой промышленности и наращивание военного потенциала, на развитие культуры не хватало средств. Поэтому расходы на культуру и культурную сферу жизни концентрировались на важнейших - школах, высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.

Новые исторические условия не изменили курса на русификацию, который начался в Украине еще из второй половины 30-х годов, а потом продолжался в следующие десятилетия.

Образование

После освобождения территории Украины от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление разрушенных во время войны школ, учреждений культуры, научных учреждений.

Распространение получило движение за восстановление разрушенных и строительство новых школьных помещений силами самого населения – «Методом народной стройки». В 1944-1945 гг. в республике было восстановлено и построено 1669 школ. В 1950 г. довоенная сеть школ была практически восстановлена, но для налаживания нормальной системы образования этого было недостаточно: в середине 50-х годов 16 тыс. школ (33,2% от их общего числа), которыхучилось 1,67 млн. детей, вынуждены были организовывать занятия в две, а то и в три смены. Значительное количество этих заведений, особенно в сельской местности и в рабочих поселках, была расположена в помещениях, мало приспособленных для учебы.

Школы постоянно испытывали острую нужду в учебниках, тетрадях и учебном оборудовании. Для материальной поддержки тех, кого родители не могли обеспечить минимумом необходимого для обучения, создавался фонд всеобуча.

Трудности, стоявшие перед системой образования, вызвали необходимость введения сети вечерних школ. Были учреждены также учебные курсы для взрослых, профессиональные заочные школы.

Но реалии времени требовали все больше образованных людей. В 1953 г. был осуществлен переход к обязательномусемилетнему образованию. Это, в свою очередь, создало дополнительные трудности - нехватки помещений, учителей, учебных пособий.

В течение четвертой пятилетки была воспроизведена и систему высшего образования. Вследствие проведенной после войны реорганизации количество высших учебных заведений в СССР уменьшиласьпо сравнению с довоенным периодом, тогда как количество студентов выросло с 99 до 325 тыс. (на 1956 г.). Правда, почти половина из них училась на заочных и вечерних отделениях.Преподавание в большинстве вузов велось русском языке.


Развитие науки в Украине

В послевоенные годы возобновилась работа научно-исследовательских учреждений Украины, был внесен ряд изменений в организацию научных исследований.

Если в 1945 г. в республике насчитывалось 267 научно-исследовательских учреждений, то в 1950 г. уже 462, в том числе более 30 академических институтов. Укреплялась, хотя и медленно, их материально-техническая база, рос кадровый потенциал. Количество ученых в Украина достигла в 1950 г. 22,3 тыс. человек.

Главным научным учреждением Украины оставалась Академия наук УССР, которую возглавлял А. Палладин.

Ученые Украина достигли значительных успехов в исследованиях по фундаментальным наукам, их приближении к потребностям хозяйства. В республике в 1946 г. был запущен первый в СССР атомный реактор. В 1956 г. Генеральным конструктором строительства космических кораблей в СССР стал выходец из Житомирщины С.Королев. Под руководством С. Лебедева в Киеве в 1948-1950 гг было изготовлено первую в Европе цифровую вычислительную машину.

Значительным техническим достижением была построение в 1953 г. крупнейшего тогда в мире цельносварного моста через Днепр длиной более 1,5 км(МостПатона в м. Киеве). За короткое время благодаря новой автоматической технологии сварки был построен газопровод Дашава - Киев.


Литература

В сложных условиях работали деятели литературы и искусства, но вопреки обстоятельствам, в 40-50-е годы было создано многие произведения, которые оставили заметный след в художественной культуре украинский народа.

Особую популярность в послевоенные годы получила творчество О. Гончара,автора трилогии «Знаменосцы», повести «Земля гудит». Плодотворно творили также прозаики В. Козаченко, В. Совки, писатель и режиссер А. Довженко, юмористОстап Вишня (П. Губенко), поэты М.Рильський, П. Тычина, В. Сосюра, А. Малышко. Л. Первомайский.

Победоносное завершение войны способствовало укреплению личного авторитета И. Сталина. Но реалии послевоенной жизни требовали смицнення идеологического обеспечения сталинского режима. Осознавая себя победителем, народ хотел лучшего, зажиточной и свободного жизнь.Все чаще стали проявлятьсясвободомыслие и национальные чувство, Выразителями которых была в первую очередь интеллигенция. Именно против них и было направлено острие сталинских репрессий.

Так в СССР возникло явление, получившее название по имени его главного проводника, официального теоретика и организатора А.Жданова. «Ждановщина» (1946-1949 гг) означала усиление вмешательства сталинского режима в сферу идеологии, культуры, науки, литературы, искусства с целью установления жесткого контроля над духовным развитием советского общества.

Кино

Большие задания на завершающем этапе войны появились перед работниками украинского киноискусства. В июне в 1944 г. вернулась из эвакуации и сразу же развернула свою деятельность Киевская студия художественных фильмов. Восстановительные работы начались на Одесской студии художественных фильмов. Творческим успехом кинематографистов был выход на экраны фильмов "непокоренные" за повестью "Родители и дети" Б. Горбатова — о борьбе шахтеров Донбасса против фашистских оккупантов, "Зигмунд Колосовський "В далеком плавании" по мотивам "Морских рассказов" К. Станюковича, "Украденное счастье", "Судьба Марины", "Командир корабля" и др.

Развернула работу Украинская студия хроникальных фильмов, какая вернулась в Киев из эвакуации летом 1944 года.

Киностудиями Украины в 1951 г. было выпущено лишь 9 фильмов.

Вывод: "Ждановщина" привела к торможению развития науки, литературы и искусства в стране, породила негативные явления в среде советской интеллигенции. Сталинский режим окончательно противопоставил себя народу, ликвидировал патриотический подъем лет войны, подавил ростки возрождения украинского культуры. В международном плане "ждановщина" усилила оторванность советских художников от достижений мировой культуры, способствовала усилению конфронтационного характера внешней политики СССР.

Билет 8

Билет 8

1. Распад Австро-Венгерской империи и образование новых государств в Европе.

Первая мировая война ускорила внутренние процессы государственно-политического распада двух наднациональных империй в Европе – Австро-Венгрии и России. Поражения и вызванные войной хозяйственно-экономические сложности спровоцировали мощные социальные конфликты, стимулировали идейно-политические стремления к национальному обособлению народов, разными путями вошедшими в состав этих государств. Итог оказался однотипным для обеих империй: на месте Австро-Венгрии полностью и западной части Российской империи сформировались около десяти новых национальных государств, причем некоторые из этих народов ранее не имели собственной исторической традиции государственности.

Австро-Венгерская империя (сохранявшая неизменный государственный строй в виде полуабсолютистской монархии с 1867 г., после предоставления Венгрии государственной автономии) в Первой мировой войне выступила на стороне Тройственного союза (вместе с Германией). Поражение в войне и значительные для страны военные потери подтолкнули к революционным выступлениям на демократической основе в Австрии (октябрь-ноябрь 1918 г.). Результатом стало свержение монархии Габсбургов и провозглашение республики (12 ноября 1918 г.). Одновременно с падением централизованной монархии произошло раздробление единого государства, в котором большинство населения принадлежало к славянским народам и не пользовалось политическими правами наравне с доминирующими австрийцами и немцами. Национальные противоречия стали дополнительным ускорителем стремления к возрождению собственной государственности. Созванное в октябре 1918 г. Национальное собрание провозгласило самоопределение Чехии и Словакии, в ноябре 1918 г. – Народное вече югославянских народов декларировалоихполное отделение от империи и присоединение к восстановившей свою независимость Сербии; тогда же обособилась самостоятельная Венгерская республика.

Австрия окончательно конституировалась в отдельное государство в 1919 г., после решений созванного на основе всеобщего избирательного права Учредительного собрания. Принятая вскоре Конституция 1920 г. закрепила широкие демократические права и свободы граждан, государственный строй в виде президентско-парламентской республики, в которой глава государства избирался парламентом. Австрийская республика была преобразована в территориальную федерацию, в которой интересы земель представляла верхняя палата парламента; отдельные земли получили свои правительства и свои ландтаги.

Венгрия была провозглашена республикой в 1918 г., однако в обстановке гражданской войны, инициированной просоциалистическими и коммунистическими рабочими организациями, произошла эволюция в сторону антидемократического режима. В 1920 г. там была провозглашена своеобразная парламентская монархия без монарха; временным регентом поставил себя контр-адмирал М. Хорти (спустя год Хорти преобразовал свою власть в пожизненную и несменяемую). Конституционный строй определялся законами, принятыми с 1848 г. (о правительстве) по 1926 г. (об учреждении двухпалатного Государственного собрания). Политический режим, установленный Хорти, довольно скоро преобразовал монархию в особую форму военной диктатуры.

Чехословакия (как стала называться страна после присоединения в 1918 г. к исторической Чехии словацких областей) на протяжении 1918 – 1920 гг. оформилась в демократическую республику. Здесь было введено всеобщее избирательное право, проведены социально ориентированные аграрные и трудовые законы. Конституция 1920 г. (принятая после Временной конституции 1918 г.) установила строй президентской республики – с сильной властью избираемого обеими палатами парламента президента, полномочия которого сходствовали с правами президента США. Государственные институты Чехословакии, сформированные Конституцией 1920 г., отличались высокой степенью демократических гарантий строя, в частности здесь впервые в европейском парламентаризме вводилась действеннаяконституционная юстиция (в виде Конституционного суда, правам которого был посвящен особый закон). Высокой степенью самоуправления отличалась и организация местной администрации.

Вокруг Сербии (образовавшейся как самостоятельное государство в 1829 г. и в период Первой мировой войны оккупированной Австрией) объединились области Хорватии, Словении, Боснии и др. Образовалось Королевство сербов, хорватов и словенцев (1918) под главенством сербской династии Карагеоргиевичей. Соответственно Видовданской конституции 1921 г. Королевство сталоконституционной монархией по образцу предвоенной Германии – с сильной правительственной властью короля. (В 1929 г. королевство было преобразовано в Югославянское.)

Вследствие развала Австро-Венгрии и раздела России возродилось Польское государство (1918). Основу территории государства образовали области, входившие в состав России, Австро-Венгрии, а также западные русские области, отторгнутые от Советской России после неудачной для нее советско-польской войны 1920 г. (как входившие в состав Речи Посполитой до разделов XVIII в.). Лидером возрождения стал видный военный деятель Ю. Пилсудский, который закрепил свой статус «начальника государства» в переходной Малой конституции 1919 г. Согласно новой Конституции 1921 г. Польша конституировалась как президентская республика – с двухпалатным парламентом и президентскими полномочиями по образцу германской конституции 1919 г. Польская конституция закрепила высокий уровень демократии граждан, политических и социальных свобод, особую социально-регулирующую роль государства (также по образцу германской конституции – см. § 81).

Бывшие прибалтийские губернии Российской империи, входившие в ее состав с начала XVIII в., в обстановке германской оккупации и революционной смуты в России, провозгласили образование собственных национальных государств. В 1920 – 1921 гг. Советская Россия признала независимость и суверенитет этих государств – первых исторически для восточно-прибалтийских народов. Литва и Эстонияконституировались (соответственно в 1920 г. и в 1922 г.) как парламентские республики – с однопалатными парламентами и ответственными перед ними правительствами. Хотя поначалу в Литве были попытки учредить монархию с приглашением на престол германского принца. (Попытки, видимо, не были случайными и вылились в установление в Литве с 1926 г. режима военной диктатуры). Латвия (образовавшаяся в феврале 1918 г.) установила у себя строй президентской республики, использовав конституционный опыт Польши и других западных государств.

Вывод: Важнейшим последствием распада империи стал рост национализма в новых государствах и, как следствие, замена имперской идеологии национальной, появление культурных и идеологических различий между народами бывшей империи. Многие народы так и не добились самоопределения. Это были украинцы, государство которых было ликвидировано, а его территория включена в состав Польши. Чехи, словаки и русины жили в едином государстве. Таким образом, положение многих народов только ухудшилось. Если в составе Австро-Венгрии они имели какое-то самоуправление и право на своих представителей в парламенте, то в составе новообразованных государств были ликвидированы их последние органы самоуправления. В дальнейшем каждая новая страна пошла своим путём развития, и различия между ними постоянно росли.

Наши рекомендации