СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (теоретические аспекты)
Берг Т.Н
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (теоретические аспекты)
Учебное пособие
Рекомендовано при подготовке студентов по направлениям
«Психология», «Социальная педагогика», «Педагогическое образование».
Владивосток 2012
УДК 159.9
Берг Т.Н. Суицидальное поведение военнослужащих (теоретические аспекты): Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. – 67 с.
Работа представляет собой теоретический анализ основных научных подходов в исследовании суицидов. Описывается модель суицидального поведения, а так же особенности суицидального поведения военнослужащих. Большое внимание уделяется содержанию психолого-педагогической деятельности по предупреждению самоубийств военнослужащих. Учебное пособие адресовано студентам психологических и социально- педагогических факультетов, а так же специалистам, работающим в силовых структурах.
Рецензенты: кандидат психологических наук, Сахарова В.Г.,
кандидат психологических
наук, Данченко С.А.
© Берг Т.Н. 2012
© Морской государственный университет
им. адм. Г.И. Невельского, 2012
Оглавление
Введение. 4
Глава 1. Суицид как научная проблема. 6
1.1.Основные теоретические подходы к исследованию проблемы суицида в психологии 6
1.2.Современное состояние суицидологии. 14
Глава 2. Теоретическая модель суицидального поведения. 18
2.1. Типы и формы суицидов. 19
2.2.Факторы риска суицидального поведения. 28
2.3. Индикаторы суицидального риска. 32
Глава 3. Особенности суицидального поведения военнослужащих. 33
3.1.Структура и динамика суицидального поведения. 33
3.2 Особенности динамики суицида у военнослужащих. 40
3.3.Факторы, влияющие на формирование суицидального поведения военнослужащих 47
3.4. Социально-психологическая дезадаптация военнослужащих. 50
Глава 4. Основные направления психолого-педагогической деятельности по предупреждению самоубийств военнослужащих. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 61
Список литературы.. 63
«Самоубийство – психологическое явление и чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды».
Н.А. Бердяев
Введение
Проблема самоубийства – едва ли не древнейшая человеческая проблема. В самом наивном изложении она заключается в том, что мы не только смертны, но в отличие от прочих живых существ имеем устойчивую и вполне вероятную возможность самостоятельного прекращения своей жизни.
В истории человечества проблема самоубийства оценивалась по-разному: от резкого осуждения до признания самоубийства, как достойного способа ухода из жизни. Отношение к этому акту зависело от философских, религиозных, правовых и научных воззрений.
На протяжении всей истории человечества проблему самоубийства ученые решали вначале с технологических, позже с философских и нравственных позиций[35]. С середины прошлого столетия, к решению этой задачи привлекались знания из области психиатрии, антропологии, психологии, правоведения и социологии. Проблема самоубийств – одна из самых беспокойных и мучительных в истории развития человечества.
Термин «суицид» впервые был введен Г.Дэзэ (итальянским психологом) в 1947 году, он означал «намеренное лишение себя жизни». Отечественная наука трактует суицид как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные, психологические и психофизиологические факторы. Во второй половине XX века начался резкий рост числа самоубийств во всем мире, к сожалению актуальна эта проблема и для России. Наибольший уровень самоубийств был отмечен в середине восьмидесятых годах, однако сегодня количество суицидов постоянно растет.
Суицидальные проявления современного человека остаются одной из наиболее острых социально-психологических проблем нашего общества. Наблюдающийся рост числа самоубийств, особенно среди молодежи, делает эту проблему актуальной для Вооруженных Сил Российской Федерации [8]: значительная часть погибающих в мирное время российских военнослужащих – это самоубийцы. Быстро изменяющиеся условия жизни, кризис духовной сферы общества, социальная незащищенность тяжело отражаются на настроении и поведении военнослужащих. В результате этого аномального социального явления армия и общество не только теряют людей, но и несут существенный моральный ущерб. Факты суицидов негативно сказываются на морально-психологическом климате в воинских частях и подразделениях, формируют в обществе одиозное представление о военной службе, являются поводом для многих молодых людей уклониться от призыва.
Самоубийства военнослужащих на протяжении последних лет являются одной из острейших проблем Вооруженных Сил Российской Федерации. Серьезной проблемой являются и покушения на самоубийство (суицидальное поведение), число которых значительно превышает количество случаев завершенных самоубийств. Они влекут за собой необратимые нарушения здоровья военнослужащих, неспособность выполнять служебные обязанности и более чем в 50% случаев приводят к повторной попытке или завершению.
Опыт Вооруженных сил России в период проведения военной реформы свидетельствует об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей развития психолого-педагогических условий предупреждения суицидальных проявлений в армии.
Типы и формы суицидов
Социологическое направление, идущее от Э. Дюркгейма (1897), объясняет самоубийство как коллективный феномен, как функцию разобщенности социума и оперирует в связи с этим терминами: «альтруистический», «эгоистический», «анемический» и «фаталистический» суициды.
Психоаналитические трактовки порождают такие типы суицидов, как: «сообщение», «фантазия преступления», «неосознаваемое бегство», «магическое воскрешение», «возрождение и восстановление».
Примат рациональных оснований привел к выделению «логического» (при физической боли и неповрежденном разуме), «палеологического» (при расстройствах психики) и «каталогического» (при семантических ошибках и расщеплении мышления) типов самоубийств (Е. Shneidman).
В ряде классификаций обнаруживается отсутствие единого принципа: суициды коллективные – индивидуальные; пассивные – активные; искренние – рассчитанные на привлечение внимания; запланированные – импульсивные и проч.
В других – попытки создать синтетическую систему, например, «эгоистические», «диадические» и «агенеративные» суициды (Е. Shneidman).
Неоднозначность понятий и пестрота классификаций в еще большей степени выступают при определении границ тех явлений, которые служат предметом суицидологи .
Выдвинутое Э. Дюркгеймом [19] деление суицидальных проявлений на суицидальные тенденции, попытки и завершенные суициды, подвергается многочисленным модификациям и дополнениям. Предлагаются термины: «незавершенный суицид», «парасуицид» (М. Кreiman); «возможный суицид», «суицид-игра» и «суицид через провокацию агрессии на себя» (Сh. Neuringer); «серьезные» и «несерьезные» суициды (А. Rosen); «субсуицидальные феномены» (К Menninger), которые подразделяются на «хронический суицид» (аскетизм, наркомании), «фокальный суицид» (самокалечения, импотенция), «органический» суицид (органические заболевания) и примыкающие к ним «саморазрушающие самоубийства» (Сh. Neuringer) и «скрытые суициды» I. Мееrloo (переедание, чрезмерное курение, неосторожное вождение машины, скалолазание).
Расширение круга суицидальных феноменов сопровождается ревизией одного из основных положений Э, Дюркгейма, согласно которому самоубийство есть намеренное (осознанное) лишение себя жизни. В противоположность ему вводятся понятия «субнамеренного», «двусмысленного» суицида (А. Weisman) и т. д.
В отечественной науке принята типологическая модель, построенная на основе психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и концепции суицида как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых микросоциальных конфликтов А. Г. Амбрумовой.
С точки зрения Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева внутренние и внешние формы суицидального поведения подчинены общим закономерностям строения человеческой предметной деятельности.
Психологический анализ «макроструктуры» человеческой деятельности выделяет, во-первых, отдельные деятельности – по критерию побуждающих их мотивов; во-вторых, – действия, подчиняющиеся сознательным целям; и, в-третьих – операции, которые непосредственно зависят от задач, т. е. условий достижения конкретных целей.
Благодаря отношениям, складывающимся между целью и мотивом, формируется личностный смысл– существенная характеристика сознания и личности.
Появление суицидальной цели и дальнейшее ее превращение в самостоятельный мотив, обладающий побудительной силой, по мнению А. Г. Амбрумовой [2],обуславливается ситуацией конфликта у дезадаптированных лиц, то есть препятствием к удовлетворению актуальной ведущей потребности. Субъект переживает особую, непереносимую конфликтную ситуацию, единственный выход из которой (или возможность влияния на которую) он видит в самоубийстве, поскольку иные пути удовлетворения потребности блокируются.
В гораздо более редких случаях суицидальное поведение выступает не на уровне действий, а как самостоятельная деятельность, т. е. цель и мотив самоубийства сливаются. Такие случаи относятся преимущественно к области психопатологии.
Что же касается конкретных способов самоубийств, то они представляют собой операции, отвечающие их задачам, направленным на достижение цели в заданных условиях.
Исходя из общей структуры суицидальных актов, ниже приводятся типологические схемы, применимые как к внутренним, так и к внешним формам суицидального поведения.
Первая из них основана на категории целии дает возможность, с одной стороны, отграничить суицидальное поведение от внешне сходных вариантов самоповреждений, а с другой стороны, внутри суицидальной сферы дифференцировать истинные суициды от демонстративно-шантажных.
Целью истинных самоубийств, покушений и тенденцийявляется лишение себя жизни. В качестве конечного результата предполагается смерть, однако, степень действительной желаемости смерти чрезвычайно различна, что отражается на условиях и способах реализации суицидальных тенденций.
Демонстративяо-шантажное суицидальное поведениесвоей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения. Такая демонстрация подчас оканчивается завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств.
В отличие от суицидального поведения, самоповреждения (или членовредительства) вообще не направляются представлениями о смерти. Цель их ограничивается лишь повреждением того или иного органа. Это находит свое выражение и в способах реализации и в особенностях поведения субъекта.
Вторая типологическая схема основана на категории личностного смысла, как отношения не совпадающих между собой цели действия – (суицида) – и мотива деятельности, в которую он включен.
Неоднозначность личностного смысла суицидального поведения очевидна и в общем виде может быть представлена следующими типами:
1) Протест, месть.
2) Призыв.
3) Избежание (наказания, страдания).
4) Самонаказание.
5) Отказ.
I. «Протестные» формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть – это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.
II. Смысл суицидального поведения типа «призыва» состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна.
III. При суицидах «избежания» (наказания или страдания) суть конфликта – в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида заключается визбежании непереносимой наличной угрозы путем самоустранения.
IV. «Самонаказание»можно определить как «протест во внутреннем плане личности»; конфликт, по преимуществу внутренний при своеобразном расщеплении «Я», интериоризации и сосуществовании двух ролей: «Я – судьи» и «Я – подсудимого». Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях «уничтожения в себе врага» (так сказать, «от судьи», «сверху») и «искупления вины» (от «подсудимого», «снизу»).
V. Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах «отказа»обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью – лишение себя жизни.
Похожие наименования данной типологии встречаются и в классификациях других авторов, так например, В. А. Тихоненко предлагает 5 основных личностных смыслов самоубийства:
- Протест. Смысл суицида выражает последнее возражение, несогласие со сложившимися обстоятельствами, условиями существования.
- Призыв. Смысл суицидального поведения состоит в активации реакций окружающих для изменения ситуации в желательную сторону.
- Избежание. Смысл суицидального поведения заключается в устранении себя от непереносимой угрозы своему существованию как личности, социальному и биологическому индивиду, от ожидаемых неизбежных мук, потерь, физических и душевных страданий.
- Самонаказание. Смысл суицидов имеет разные оттенки – «уничтожение в себе врага» или «искупление вины».
- Отказ. Смыслом суицидального поведения является полная капитуляция перед обстоятельствами, отказ от существования в невыносимой ситуации, нередко с глобальным переосмыслением отношения к миру как источнику всяческого зла, избавление от бытия в котором есть благо [41].
Таким образом выделенные типы суицидального поведения представляют собой аналоги общеповеденческих стратегий в ситуациях конфликта. Более того, при продольном анализе индивидуального поведения суицидентов в течение предшествующих лет их жизни выявляется предпочтительность реагирования по определенному типу, совпадение поведенческих реакций в конфликте с суицидальными по их личностному смыслу. Это подтверждает основные теоретические положения концепции суицида (А. Г. Амбрумова), в частности, роль личностного звена в генезе суицидального поведения.
Кроме указанных выше, выделяют так же аффективный типсуицида и рациональный тип суицида.
Аффективный тип суициды характеризуется остротой и напряженностью внутренних эмоциональных переживаний, охваченностью ими, импульсивностью принятия решения, быстротой перехода к суицидальным действиям.
Рациональный тип суицида – результат длительной внутренней переработки, осознанного решения уйти из жизни, выношенного намерения, последовательной реализации продуманного плана, учета обстоятельств, нередко с принятием мер, исключающих оказание помощи, оставление записок, реабилитирующих близких [2; 27].
Как отмечают некоторые суицидологи, даже когда речь не идет о совершении суицида в состоянии ситуационно вызванного аффекта, в последние несколько минут перед этим у суицидента имеет место значительное сужение сознания с чувством автоматизма действий и последующей ретроградной амнезией данного периода.
Глубина охваченности аффектом, содержание и интенсивность внутренних переживаний и доминирующих идей, степень рациональности при принятии и осуществлении решения о самоубийстве позволяют выделить 4 варианта актуального состояния сознания непосредственно до и в момент совершения самоубийства [8; 27].
1. Выраженное аффективное сужение сознания. Типично для суицидентов аффективного типа. Развивается обычно остро как реакция на неожиданно актуализированный межличностный или внутриличностный конфликт. Содержание сознания заполняется переживаниями нестерпимой обиды, гнева, протеста. Решение о совершении суицида возникает внезапно, принимается импульсивно, без сколько–нибудь развернутой оценки аргументов и последствий. Окружающее начинает восприниматься только под этим углом зрения, попадающие в поле зрения объекты, приобретают значение средств самоубийства. Исчезает страх перед болью, смертью, способность представить реакцию близких лиц, последствия для детей, родителей. Все переживания центрируются только вокруг собственного «Я».
2. Переживание острой генерализующейся психалгии. Состояние сознания характеризуется развивающейся на высоте отрицательных переживаний нестерпимой душевной болью. Суицидная мотивация возникает как один из вариантов решения проблемы и постепенно овладевает сознанием.
3. Переживания негативных интерперсональных отношений. На фоне протрагированной стертой дистимии, связанной с конфликтом. Содержание сознания заполняется неотступными мучительными переживаниями, отражающими отрицательные взаимоотношения с высокозначимым для человека лицами. Возникает стремление посредством суицида напугать, привлечь к себе внимание, выразить протест.
4. Переживание отрицательного баланса жизни. Содержанием сознания является рациональное «подведение жизненных итогов», оценка пройденного пути, определение реальных перспектив существования, сравнение отрицательных и положительных моментов продолжения жизни. Постепенно в сознании личности складывается итоговая пессимистическая оценка настоящего и будущего, общий отрицательный жизненный баланс достижений и проигрышей, прогнозируется дальнейшее ухудшение ситуации и своего положения, из которых вытекает решение о самоубийстве [2; 8; 27 ].
Итоговые позиции в кризисных конфликтных ситуациях В. А. Тихоненко подразделяет на адаптивные и неадаптивные, или «проигрышные».
1. Фиксированность позиции субъекта не в состоянии изменить образ ситуации, свободно манипулировать его элементами в пространственно – временных координатах.
2. Вовлеченность, то есть не способность отстраниться от конфликтной ситуации.
3. Сужение смыслового поля сознания и самосознания за счет ограничения представлений о собственных ресурсах и возможностях, а также за счет нарастающей изоляции от окружающих.
4. Изолированность и замкнутость позиции. В структуре осознания конфликтных отношений место адаптивного противопоставления «Мы – Они» имеет место гораздо более уязвимая конфронтация «Я – Они», свидетельствующая об отчуждении личности, утрате связи с референтными группами, нарушениях социальной идентификации.
5. Пассивность позиции. Представляя себе активно направленные на него воздействия участников конфликта, субъект не может противопоставить им конструктивные тактики поведения (нападение, защита, уход и т.д.) в связи со снижением побудительной привлекательности ценностей, нормативными барьерами, недостаточной актуализацией знаний и опыта.
6. Сужение (неразвитость) и инвариантность временной перспективы. В смысловом образе ситуации отсутствует позитивное будущее, надежда. Будущее представляется только как продолжение или усугубление наличной тяжелой ситуации [41].
Бухановский А.О. [11]. предлагает классификацию в зависимости от причин и мотивов индуцирующих самоубийство:
· по причинам (E.Durkheim, 1987):
– аномичное – в результате процесса аномии – дезорганизации в обществе, “серьезной социальной встряски”
– альтруистическое – “жертвенное”, “во имя блага иных людей”
– эгоистическое – противопоставление себя обществу, при завышенной самооценке и неприемлемых для субъекта социальных требований и общественных норм наказание
· по мотивам
Истинное самоубийство
Мотив:лишение себя жизни
Демонстративно-шантажное
Мотив:
– рентный – установка на выгоду
–призыв о помощи – актуализация мотивации окружающих на решение личных проблем суицидента
Аффективный суицид
Мотив
–покушение на свою жизнь в состоянии сильного душевного волнения
Обобщая вышесказанное можно выделить аффективный тип суицида и рациональный тип суицида. Аффективный тип суицида характеризуется остротой и напряженностью внутренних эмоциональных переживаний, охваченностью ими, импульсивностью принятия решения, быстротой перехода к суицидальным действиям. Рациональный тип суицида – результат длительной внутренней переработки, осознанного решения уйти из жизни, выношенного намерения, последовательной реализации продуманного плана, учета обстоятельств, нередко с принятием мер, исключающих оказание помощи, оставление записок, реабилитирующих близких.
Таким образом, на настоящий момент в суицидологи нет однозначных понятий описывающий такой сложный психологический феномен как «суицидальное поведение». Множество классификаций в большей степени размывают границы тех явлений, которые служат предметом суицидологи. Современная военная психология ориентируется на типологию которая выделяет формы суицидального поведения в зависимости от цели и мотива, а именно, истинный и аффективный суицид и демонстративно-шантажное поведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российское общество переживает в настоящий момент один из самых сложных этапов своего исторического развития. Трансформация существовавших ранее общественных отношений, ценностей, изменение приоритетов привело к «размытости» жизненных ориентиров. А строительство новой экономической, социальной и политической модели нашего государства не дали ожидавшегося скоротечного эффекта, и страна оказалась в затяжном кризисном состоянии. Сложившаяся ситуация негативно повлияла практически на все сферы жизни общества, что в свою очередь способствовало повышению суицидальной мотивации и увеличению суицидальных поступков.
Вооруженные Силы, являясь неотъемлемой частью социальной системы общества, также оказались подвержены этому негативному явлению.
В настоящее время суицидальное поведение является одним из наиболее дестабилизирующих факторов, негативно воздействующих на результаты служебной деятельности. Самоубийство, особенно в закрытом воинском коллективе, где военнослужащие постоянно находятся на виду друг у друга, объединены решением совместных задач, вызывает ухудшение морального состояния в коллективе, потерю уверенности в своих силах, снижает уровень оптимизма, что в целом негативно отражается на боеспособности и боеготовности подразделений.
В связи с этим руководители органов управления, как государственных, так и военных считают снижение уровня суицидов одним из приоритетных направлений в работе всех специалистов системы «человек-человек».
Список литературы
1.Амбрумова, А.Г. Психология самоубийства [Текст] / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – М., 1997. – № 4.
2.Амбрумова, А.Г., Тихоненко, В.А. Диагностика суицидального поведения. [Текст] / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко //Методические рекомендации. – М., 1980. – 55 с.
3.Амбрумова, А. Г., Тихоненко, В. А. Суицид как феномен социально – психологической дезадаптации личности [Текст] / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологии. – М., 1978. – С. 6-8
4.Амбрумова, А.Г., Тихоненко, В.А., Бергельсон Л.Л. Социально-психологическая адаптация личности и профилактика суицида.http://www.voppsy.ru
5.Анцупов, А. Я., Федотов, В. В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов, В.В. Федотов. – М.: ГАВС, 1992.
6.Берг, Т.Н. Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота. Дис. на соискание уч. степени канд.псих. наук [Текст]
/ Т.Н.Берг. – Москва-2003г. – 202 с.
7.Берг, Т. Н. Нервно – психическая неустойчивость и способы ее выявления. [Текст] / Т.Н. Берг. – Владивосток: МГУ, 2005. – 63 с.
8.Боенко, А.В. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика [Текст] / А.В.Боенко // Военная психология: теория, методология, практика. – М., 1998.
9.Бондаренко, А. С. Личностные доминанты у лиц с суицидальными тенденциями: Автореф. дис. канд. псих. Наук [Текст] / А.С. Бондаренко.
– Красноярск: СибГТУ., 2004. – 40 с.
10. Буранов, С. Методика работы сержантов по профилактике отклоняющегося поведения у подчиненных [Текст] / С. Буранов //Ориентир. – 2005. – № 2.
11. Бухановский, А.О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей [Текст] / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин., М. Е. Литвак. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. – 416 с.
12. Военная психология [Текст] / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
13. Военная психология: методология, теория, практика [Текст]
/ Под ред. П.А. Корчемного. Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. – М.: ВУ, 1998.
14. Войцех, В. В. Факторы риска повторных суицидальных попыток [Текст] / В.В. Войцех // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. – № 3. – С. 14 – 21.
15. Вроно, Е. М. Суицидология в России – немного истории [Текст] / Е.В. Вроно //Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – №1-2.
16. Гроллман, Э. Суицид: первенция, интервенция, поственция [Текст] / Э. Гроллман // Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах/ Составитель А. Н. Моховиков. – М.: Когито – Центр, 2001.
17. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации [Текст] – М., 1980. – С. 12–14.
18. Дмитриков, С. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика [Текст] / С. Дмитриков
// Ориентир. – 2005. – № 9.
19. Дюркгейм, Эмиль. Самоубийство. Социологический этюд. [Текст] / Э. Дюркгейм. – СПб., 1998.
20. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности [Текст] / О.П. Елисеев; под ред. В.Н.Панферова. – Псков: Издательство Псковского института усовершенствования учителей, 1994. –280с.
21. Зиновьев, С. В. Суицид. Попытка системного анализа [Текст] / С.В. Зиновьев. – СПб.: СОТИС, 2002. – 144 с.
22. Калита, А.Н. Профилактика самоубийств среди военнослужащих [Текст] / А.Н. Калита. – М.: ГАВС, 1992. – 28 с.
23. Карамзин, Т. Психология отклоняющего поведения. Суициды и их предупреждение [Текст] / Т. Карамзин //Ориентир. – 1998. – № 4.
24. Караяни, А.Г., Сыромятников, И.В. Прикладная военная психология [Текст] / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.
25. Корчемный, П.А. Военная психология : методология, теория, практика [Текст] / П.А. Корчемный. – М.: ВУ, 1998.
26. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] / В.Т. Кондрашенко. – М., 1988.
27. Кудрявцев, И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза [Текст] / И.А. Кудрявцев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. – С. 416 – 441.
28. Кузнецов, В.Е.Истоки междисциплинарного подхода в отечественной суицидологи [Текст] / В.Е. Кузнецов // Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. тр. – М., 1996.
29. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] / А.Е. Личко. – Л.: Медицина. 1977. – 208 с.
30. Малкина – Пых, И. Г. Экстремальные ситуации [Текст] / И.Г. Малкина – Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
31. Методика работы командиров по профилактике суицидальных происшествий среди военнослужащих: Пособие для офицеров ВСРФ. [Текст] – М., 2000. – 15 с.
32. Моховиков, А.Н. Введение к клинико-психологическому разделу [Текст] / А.Н. Моховиков // Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах. – М.: Когито-центр, 2001.
33. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств [Текст] / Ред. Д. Вассерман/ Пер. Е. Ройне. – М.: Смысл, 2005. – 310 с.
34. Острогорский, А.Н. Самоубийства и их причины [Текст] / А.Н. Острогорский //Северный вестник. – 1998. - № 5. – С. 23 – 56.
35. Паперно, И. Самоубийство как культурный институт [Текст] / И. Паперно. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. -256 с.
36. Работа должностных лиц управления округа, объединений, соединений и частей по профилактике суицидальных происшествий: Методическое пособие [Текст]. – Ростов н/Д, 1999.
37. Соловьева, С. Л. Психология экстремальных состояний [Текст] / С.Л. Соловьева. – СПб.: ЭЛБИ – СПб, 2003. – 128 с.
38. Суицидология. Прошлое и настоящее [Текст] / Составитель А. Н. Моховиков. – М., 2001.
39. Сыромятников, И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск: Дис…канд. психол. наук [Текст] / И.В. Сыромятников. – М., 1997.
40. Сыромятников, И.В., Чайка, В.Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика [Текст] / И.В. Сыромятников, В.Г. Чайка. – М., 2001, С. 75–76.
41. Тихоненко, В.А. Классификация суицидальных проявлений [Текст] / В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологи. – М., 1978.
42. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. [Текст] / К. Хорни. – М., Мысль, 1994.
43. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл,
Д. Зиглер. – 3 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с.
44. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл // Сб. /Пер. с англ. – М., 1990
45. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы [Текст] / Э. Шнейдман. –Человек. – М., 1992. – № 6.
Позиция № 83
в плане издания
учебной литературы МГУ на 2012 г.
Берг Т.Н.
Суицидальное поведение военнослужащих (теоретические аспекты)
Учебное пособие
4,4 уч.-изд. л. Формат 60ґ841/16
Тираж 100 экз. Заказ №
Отпечатано в типографии МГУ им. адм. Г. И. Невельского
Владивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а
Берг Т.Н
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (теоретические аспекты)
Учебное пособие
Рекомендовано при подготовке студентов по направлениям
«Психология», «Социальная педагогика», «Педагогическое образование».
Владивосток 2012
УДК 159.9
Берг Т.Н. Суицидальное поведение военнослужащих (теоретические аспекты): Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. – 67 с.
Работа представляет собой теоретический анализ основных научных подходов в исследовании суицидов. Описывается модель суицидального поведения, а так же особенности суицидального поведения военнослужащих. Большое внимание уделяется содержанию психолого-педагогической деятельности по предупреждению самоубийств военнослужащих. Учебное пособие адресовано студентам психологических и социально- педагогических факультетов, а так же специалистам, работающим в силовых структурах.
Рецензенты: кандидат психологических наук, Сахарова В.Г.,
кандидат психологических
наук, Данченко С.А.
© Берг Т.Н. 2012
© Морской государственный университет
им. адм. Г.И. Невельского, 2012
Оглавление
Введение. 4
Глава 1. Суицид как научная проблема. 6
1.1.Основные теоретические подходы к исследованию проблемы суицида в психологии 6
1.2.Современное состояние суицидологии. 14
Глава 2. Теоретическая модель суицидального поведения. 18
2.1. Типы и формы суицидов. 19
2.2.Факторы риска суицидального поведения. 28
2.3. Индикаторы суицидального риска. 32
Глава 3. Особенности суицидального поведения военнослужащих. 33
3.1.Структура и динамика суицидального поведения. 33
3.2 Особенности динамики суицида у военнослужащих. 40
3.3.Факторы, влияющие на формирование суицидального поведения военнослужащих 47
3.4. Социально-психологическая дезадаптация военнослужащих. 50
Глава 4. Основные направления психолого-педагогической деятельности по предупреждению самоубийств военнослужащих. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 61
Список литературы.. 63
«Самоубийство – психологическое явление и чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды».
Н.А. Бердяев
Введение
Проблема самоубийства – едва ли не древнейшая человеческая проблема. В самом наивном изложении она заключается в том, что мы не только смертны, но в отличие от прочих живых существ имеем устойчивую и вполне вероятную возможность самостоятельного прекращения своей жизни.
В истории человечества проблема самоубийства оценивалась по-разному: от резкого осуждения до признания самоубийства, как достойного способа ухода из жизни. Отношение к этому акту зависело от философских, религиозных, правовых и научных воззрений.
На протяжении всей истории человечества проблему самоубийства ученые решали вначале с технологических, позже с философских и нравственных позиций[35]. С середины прошлого столетия, к решению этой задачи привлекались знания из области психиатрии, антропологии, психологии, правоведения и социологии. Проблема самоубийств – одна из самых беспокойных и мучительных в истории развития человечества.
Термин «суицид» впервые был введен Г.Дэзэ (итальянским психологом) в 1947 году, он означал «намеренное лишение себя жизни». Отечественная наука трактует суицид как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные, психологические и психофизиологические факторы. Во второй половине XX века начался резкий рост числа самоубийств во всем мире, к сожалению актуальна эта проблема и для России. Наибольший уровень самоубийств был отмечен в середине восьмидесятых годах, однако сегодня количество суицидов постоянно растет.
Суицидальные проявления современного человека остаются одной из наиболее острых социально-психологических проблем нашего общества. Наблюдающийся рост числа самоубийств, особенно среди молодежи, делает эту проблему актуальной для Вооруженных Сил Российской Федерации [8]: значительная часть погибающих в мирное время российских военнослужащих – это самоубийцы. Быстро изменяющиеся условия жизни, кризис духовной сферы общества, социальная незащищенность тяжело отражаются на настроении и поведении военнослужащих. В результате этого аномального социального явления армия и общество не только теряют людей, но и несут существенный моральный ущерб. Факты суицидов негативно сказываются на морально-психологическом климате в воинских частях и подразделениях, формируют в обществе одиозное представление о военной службе, являются поводом для многих молодых людей уклониться от призыва.
Самоубийства военнослужащих на протяжении последних лет являются одной из острейших проблем Вооруженных Сил Российской Федерации. Серьезной проблемой являются и покушения на самоубийство (суицидальное поведение), число которых значительно превышает количество случаев завершенных самоубийств. Они влекут за собой необратимые нарушения здоровья военнослужащих, неспособность выполнять служебные обязанности и более чем в 50% случаев приводят к повторной попытке или завершению.
Опыт Вооруженных сил России в период проведения военной реформы свидетельствует об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей развития психолого-педагогических условий предупреждения суицидальных проявлений в армии.