Последовательность изложения учебного материала.
На занятиях по технической подготовке учебный материал рекомендуется излагать в такой последовательности:
- общее устройство машины:
название и марка;
назначение и условия применения;
комплектность (состав);
технические характеристики;
основные элементы (узлы, агрегаты, механизмы) и их размещение в машине, назначение и взаимодействие между собой;
кинематическая, гидравлическая и другие схемы;
обязанности номеров расчета;
подготовка машины к применению в зависимости от условий эксплуатации, принцип работы;
контрольный осмотр, порядок проведения ЕГО;
вместимость заправочных емкостей, применяемые топлива, масла и жидкости;
способы транспортирования;
состав комплекса ЗИП и его использование, показ в действии;
- технические характеристики:
техническая производительность применительно к различным условиям (прочности грунта, скорости течения реки, глубине реки, уровню залегания грунтовых вод, высоте над уровнем моря, ширине преграды и др.);
эксплуатационная производительность при выполнении определенной инженерной задачи (установке минного поля, оборудовании ротного опорного пункта и др.);
максимальная скорость движения;
средняя скорость движения;
масса, габаритные размеры в транспортном положении;
состав расчета (экипажа) с указанием специальностей (например, старший механик-водитель, механик-водитель, оператор, и др.);
время подготовки к боевому применению;
класс защиты, группа обитаемости;
средняя наработка на отказ, среднее время восстановления;
периодичность и трудоемкость технических обслуживании № 1 и 2;
расход топлива на 100 км пути и за 1 час работы;
размеры разрабатываемых выемок (траншей, котлованов), перекрываемых препятствий и т.п.;
- устройство узлов, агрегатов, механизмов:
название;
расположение и крепление на машине;
назначение, техническая характеристика;
устройство (общее устройство, физический принцип действия, устройство составляющих элементов и деталей) и принцип работы;
эксплуатация (правила пользования);
неисправности, их признаки и причины, меры предупреждения неисправностей и способы их устранения;
регулирование;
порядок технического обслуживания в процессе работы, эксплуатационные материалы, регламентированное техническое обслуживание;
подготовка к хранению и снятию с хранения;
- устройство системы машины:
название (гидравлическая, электрическая, комбинированная и т.п.);
назначение;
техническая характеристика;
принцип устройства и работы;
общее устройство и расположение элементов в машине;
устройство элементов (узлов, агрегатов и механизмов) системы;
работа системы;
эксплуатация (правила пользования);
неисправности, их признаки и причины, меры предупреждения и способы устранения;
регулирование;
объем технического обслуживания в процессе работы;
подготовка к хранению и снятие с хранения.
Объяснять устройство деталей целесообразно в такой последовательности:
название;
материал, способ изготовления, обработки и контроля качества (для наиболее ответственных деталей);
основные элементы и их назначение;
способ замены или восстановления при ремонте узла, в состав которого они входят.
При объяснении назначения узлов, агрегатов и механизмов необходимо дать точную формулировку, какие функции они выполняют в машине, и объяснить необходимость этих функций.
В связи с тем, что основное внимание при освоении машин должно обращаться на изучение устройства узлов, агрегатов и механизмов, которые обучаемые должны уметь разбирать (собирать) или регулировать при техническом обслуживании, предусматривается различная степень (глубина) изучения составных частей машины: принцип устройства, общее устройство и устройство.
Принцип устройства и работы узлов, агрегатов и механизмов изучается только по их принципиальным схемам, без изучения конструкции.
Общее устройство составных частей машины изучается на материальной части методом показа и объяснения назначения и основ взаимодействия, только основных их устройств (без детализации).
Устройство узлов, агрегатов и механизмов изучается на материальной части методом показа и подробного объяснения назначения, конструктивного исполнения и взаимодействия всех их деталей в процессе работы.
Изучение неисправностей рекомендуется проводить в следующем порядке:
признаки неисправности (определяются осмотром, на слух, по контрольным или диагностическим приборам, по характеру работы машины);
причины и последствия неисправностей;
способы обнаружения и устранения;
меры предупреждения.
Материал при изучении вопросов регулировки целесообразно излагать в такой последовательности:
технические требования на регулировочные параметры узла, агрегата, механизма или привода управления;
причины нарушения нормального состояния регулирования, последствия, к которым приводят эти нарушения;
последовательность проверки регулирования;
восстановления исходного состояния регулирования (порядок выполнения регулирования, применяемый инструмент).
ВОЖДЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН
Общие положения.Подготовка по вождению инженерных машин - это составная часть полевой выучки личного состава инженерных войск.
Задача обучения вождению состоит в том, чтобы научить механиков-водителей (водителей) полностью использовать высокие технические возможности инженерной техники при выполнении инженерных задач в различных дорожных и климатических условиях. Б результате обучения вождению личный состав должен уметь:
быстро ориентироваться и уверенно водить машину по пересеченной и труднопроходимой местности на максимально возможных скоростях, в различное время года, суток и при любой погоде;
четко действовать в походных порядках подразделений, выполняющих задачу в сложных дорожных условиях, характерных для ТВД;
своевременно и в полном объеме готовить машину к выполнению инженерных задач с учетом условий ее боевого применения;
самостоятельно выполнять инженерные задачи в различной тактической обстановке;
преодолевать различные препятствия, ограниченные проходы, водные преграды, а также зоны радиоактивного заражения;
осуществлять самовытаскивание при застревании машины и ее буксировку в случае повреждения;
соблюдать технику безопасности и умело действовать в аварийной ситуации (при отказе машины под огнем, пожаре, затоплении и др.);
не допускать перегрузки и повреждения машин;
правильно производить погрузку машин на железнодорожные платформы, трейлер, паром и другие средства транспортирования.
Процесс обучения вождению - это совместная творческая деятельность обучающих (командира, начальника) и обучаемых (солдат, курсантов). Цель обучения вождению в том, чтобы личный состав твердо усвоил сумму военно-технических знаний, приобрел навыки и умение работать на технике.
Знания- способность воспроизвести в памяти полученную при обучении информацию (учебный материал).
Умение- способность осознанно применять накопленные знания на практике, правильно выполнять какую-либо операцию, прием.
Навык- это умение, доведенное упражнениями до автоматизма.
Знания и умения приобретаются в процессе прослушивания обучаемыми объяснения и просмотра упражнений; навыки - только тренировками (упражнениями).