Пятисотенное келейное правило
Устав Флорищевой пустыни
Во Флорищевой пустыни, основанной в XVII веке во Владимирской губернии святителем Иларионом, митрополитом Суздальским, им было введено следующее правило, разделенное по времени на три части. На повечерии читались каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю и акафист Божией Матери. Через некоторое время братия совершали правило в храме. Кроме семи кратких молитв, читаемых в начале правила по Псалтири, святитель ввел обращения к разным святым и целым ликам святых, а также семь молитв, составленных святыми отцами. Затем совершалось 300 поклонов, 600 Молитв Иисусовых и 100 Богородице (что соответствует правилу в Псалтири) по следующему чину: возглас, обычное начало по “Отче наш”, псалом 50-й, Символ веры, 30 земных поклонов с Молитвой Иисусовой (вместе вся братия), после этого стоя, шепотом или умом читали 70 Иисусовых Молитв, “Слава и ныне”, Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, “Слава Тебе, Боже” (трижды, с поклонами земными) и вновь полагали 30 земных поклонов и т. д., с чтением “Слава и ныне” после каждой сотни молитв (или сотницы.Сотница —100 умных молитв, совершаемых по четкам.)Затем читали Помянник с поклонами по Псалтири, Достойно, Трисвятое, тропари “Помилуй нас, Господи, помилуй нас”, “Господи, помилуй” (40 раз), Честнейшую, “Боже, ущедрины” и молитву преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” с земными поклонами, “Богородице Дево, радуйся” (трижды, с поклонами), Честнейшую и отпуст. Затем— обычное взаимное прощение братии. После того в кельях братия читали Псалтирь. Новоначальные— по 3 кафизмы, средние — по 4 кафизмы, совершенные — по 7 кафизм. Кто не мог это исполнить, те должны были читать в келье “Отче наш” по 30 и 50 раз с поклонами или больше. Кроме того читали с поклонами “Богородице Дево, радуйся” (50 раз новоначальные, 100 раз средние и совершенные 150 и больше). Для немощных и юных это келейное правило отменялось. Впоследствии правило Флорищевой пустыни было заимствовано Саровской обителью, но в несколько сокращенном виде. Из Саровской пустыни келейное правило перешло в Новгородский Юрьев монастырь с сокращением начала и конца правила, но увеличением на повечерии канонов, с добавлением канонов седмичным святым. В разных монастырях сотницы умных молитв исполнялись в разном количестве и в разное время суток: утром после сна, вечером после ужина или в полночь. Разнообразие в исполнении келейного правила произошло потому, что правило, данное в Псалтири, для многих трудноисполнимо, изложено кратко и неопределенно, что давало повод к разным пониманиям и толкованиям. В Псалтири указано, что полное правило обязательно не для всех и сокращается для немощных и новоначальных. В обителях многое в отношении келейного правила было предоставлено воле настоятелей, духовников и старцев, руководствующих новоначальных. Поэтому разности в келейных правилах монастырей допустимы.
Устав монастырей Саровского и Юрьева Новгородского
По Саровскому уставу: после повечерия, не выходя из храма, братия слушали вечернее правило с тремя канонами: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице с акафистом и Ангелу Хранителю. По Юрьевскому уставу: в конце повечерия положено совершать определенные (в Следованной Псалтири) каноны, а именно: в субботу вечера канон Господу Иисусу Христу, ему же ирмос: “Помощник и покровитель”; параклисис Богородице, канон Ангелу Хранителю. Потом “Достойно есть”, Трисвятоепо “Отче наш”, тропари обычные и молитву: “Нескверная, неблазная”, “И даждь нам Владыко” и отпуст (сотниц под воскресенье не полагалось). В прочие дни В вечер недели (воскресенья) тот же канон Господу Иисусу, Богородице параклисис, ему же ирмос: “Воду прошед”; тропарь же: “Многими содержим напастьми”; канон Архангелам и потом поклоны (т. е. пять сотниц, как показано ниже) и прочее*. В вечер понедельника тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, каноны святому Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. Во вторник вечера тот же канон Господу Иисусу Христу, канон Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В среду вечера тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, святым Апостолам и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В четверток вечера канон Животворящему Кресту, ему же ирмос: “Отверзу уста моя”, параклисис Богородице и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В пяток вечера канон Иисусу Сладчайшему, ему же ирмос: “Во глубине постла иногда”; акафист Богородице неотложно, каноны Ангелу Хранителю и Всем святым, поклоны и прочее.
Пятисотенное келейное правило
· Боже, милостив буди мне, грешному.
· Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
· Создавыймя Господи, помилуй.
· Без числа согреших, Господи, прости мя.
· Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго.
· СвятииАрхангели и Ангели и всисвятии, молите Бога о мне, грешнем.
· Ангеле Хранителю мойсвятый, от всякаго зла сохрани мя.
· Святый апостоле или преподобне отче или мучениче (имя), моли Бога о мне.
Затем иеромонах говорил возглас: “Благословен Бог наш”, чтец: “Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. “Царю Небесный”.Трисвятое по “Отче наш”, “Господи, помилуй”, 12. “Слава и ныне”. “Приидите, поклонимся” (трижды). Псалом 50-й. “Помилуй мя, Боже”. “Верую во Единаго Бога” . Затем по Саровскому уставу чтец (по Юрьевскому— настоятель), став посреди храма, начинал полагать 30 земных поклонов. Сказав вслух молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, полагал поклон, и с ним вся братия. Каждый читал умом ту же молитву и полагал поклоны вместе со всеми. Молитва с поклонами совершалась неспешно и чинно. Каждый инок прежде произносил молитву, потом полагал поклон. По исполнении же с молитвой 30 поклонов, после небольшой паузы, предстоятель произносил трижды вслух молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”; потом в уме ту же молитву каждый повторял сто раз. Затем предстоятель возглашал: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже” (трижды). “Господи, помилуй” (трижды). “Слава и ныне”. И опять говорил молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, и полагал вновь 30 поклонов, и затем творили 100 Молитв Иисусовых. Затем—“Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее. Потом опять молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, и полагали с ней 20 поклонов, и опять читали 100 молитв (“Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”), “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее; затем читали молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, и с ней полагали 20 поклонов. После того читали молитву ко Пресвятой Богородице вслух, трижды: “Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго”, затем в уме ту же молитву творили сто раз. “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее, затем произносили молитву вслух: “Богородице Дево, радуйся” (по Саровскому пять раз с поклонами, по Юрьевскому однажды). По уставу Флорищевой пустыни после поклонов и умных молитв читали с земными поклонами Помянник по Псалтири. В Юрьевском уставе о чтении Помянника не говорится. После “Богородице Дево, радуйся” два лика вместе пели со сладкопением “Достойно есть” и совершали поклон. Затем — Трисвятоепо “Отче наш”. Определенные тропари канонов (по Саровскому и Флорищевскому:“Помилуй нас, Господи, помилуй нас”). Затем, по Юрьевскому, молитва: “Ненавидящих и обидящих нас” (вместо Помянника) и 16 поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего”. “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе” и отпуст. Затем—обычное взаимное прощение настоятеля и братии. По Флорищевскому после “Милосердия двери отверзи нам” — “Господи, помилуй” 40, “Честнейшую Херувим”, “Боже, ущедрины” и молитва преподобного Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего” с поклонами земными. “Богородице Дево, радуйся” (трижды) с земными поклонами. “Честнейшую Херувим”, отпуст и взаимное прощение братии. В Саровском после пятикратного “Богородице Дево, радуйся” чтение из книги преподобного Ефрема Сирина, затем: “Достойно есть”, Трисвятоепо “Отче наш”. Тропари: “Помилуй нас, Господи” и прочее. “Господи, помилуй” 40. Молитвы: “Иже на всякое время и на всякий час...”, “Господи, помилуй” (трижды), “Слава и ныне”, “Честнейшую Херувим”, “Именем Господним благослови, отче”, “Молитвами святых отец наших”, “Нескверная, неблазная”, “И даждь нам, Владыко, на сон грядущим”. Затем читали Помянник по Псалтири. Потом из молитв на сон грядущим—преподобного МакарияВеликого Богу Отцу: “Боже Вечный и Царю всякого создания”, молитву святого Антиоха Господу Иисусу Христу: “Вседержителю Слово Отчее”. Молитва Святому Духу: “Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, умилосердися”. Молитва Пресвятой Богородице: “Благаго Царя благаяМати”. Молитва Ангелу Хранителю: “Ангеле Христов, Хранителю мой святый”. “Взбран-ной воеводе” и прочее. “ПреславнаяПриснодево, Мати Христа Бога нашего” и прочее, молитва святого Иоанникия: “Упование мое Отец”. Наконец предстоятель делал малый отпуст и произносил ектению. Затем—взаимное прощение братии. (О молитве преподобного Ефрема Сирина не сказано.)