Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я

Речевой материал

По дифференциации твёрдых и мягких согласных,

Посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.

Добрынина Э. Г., учитель-логопед высшей категории МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» , пгт. Яя, Кемеровской обл.

В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у младших дошкольников и плохого различения твёрдых и мягких согласных при речевом диагнозе ФФНР (фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи). Например, дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой, такие как «мишка-мышка», «Дина-дыня», «рад-ряд», «нос-нёс», «лук-люк» и т. д. В их восприятии эти слова звучат одинаково. Это грубое нарушение фонематического слуха требует целенаправленной коррекции.

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдельный блок. Столкнулась с проблемой недостатка речевого материала по данной теме. Разработала материал в виде слоговых и словесных таблиц, который поможет детям справиться с этой речевой проблемой.

Твёрдые и мягкие согласные, посредством Ы – И

1.1. Произношение слогов по таблице:

Примечание: 1) произношение слогов со звуком Ы; 2) произношение слогов со звуком И; 3) произношение слогов парами Ы-И; 4) произношение слогов парами , начиная с И, затем Ы.

3) 4)

1)БЫ – 2) БИ 5) Произнесение слоговых "троек":

ПЫ – ПИ БЫ – БИ - БЫ

ДЫ – ДИ ДИ – ДЫ - ДЫ

ТЫ – ТИ ТИ – ТИ – ТЫ …

МЫ – МИ

НЫ – НИ

СЫ – СИ

ЗЫ – ЗИ

ЛЫ – ЛИ

РЫ - РИ

ГЫ – ГИ

КЫ – КИ

ВЫ – ВИ

ФЫ – ФИ

1.2. Произношение парами слов, введение их в предложения:

Примечание : 1) – сначала произносим слова с гласным Ы; 2) – затем произносим слова с гласным И; 3) – произнесение слов парами)

были – били лыжи – лижи

быль – бил лыко – липа

пыль – пил лысый – лисий

пыжик – пижама лысина – лисья

дым – Дима лыжник - лишний

тыква – текла[тикла] дыши – держи [диржи]

тын – тина дыня – Дина

нытик - нити слоны - кони

ныть - нить сын - синий

тысяча – тишина мыши – Миша

мыть – Митя мышка – мишка

мыло – милый сыч - ситец

сынок – синяк сытый – сито

сыр – синь зыбко – синий

сыпь – осип язык – Тузик

1.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

Их трубы идёт дым. Дима нарисовал дым, идущий из трубы.

Дина ела дыню. Дима гвозди не забил, потому что молоток забыл.

У сынка синяк. Тузик высунул язык.

Зина молчит, словно проглотила язык. На липе липовое лыко.

Этот лыжник на лыжне лишний. В тишине шуршат тысячи листьев.

Мой милый, мой руки с мылом. Бегут мои лыжи и снег лижут.

Стали зубы ныть, надо взять зубную нить. Рысь не ест рис.

Мишка лапкой ловил мышку, а мышка убежала.

Баба с дедом жили-были и яйцо от курицы-рябы били, били, не разбили.

1.4. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки Ы – И:

Сыны, пылинка, пыхтит, кипятит, дымит, забыл, лысый, плыли, пили, мыши,

алиби, хилые, камыши, тигры, винтик, рисовый, пилили, сидим, личный, отличный, чистый, малыши, вымочить, рыжик, красивый, пушистый, сырые, душистый, киты, вытащил, пупырышки, вишнёвый, свинина, выскочил, дышит, выбыл, выбил, выкинул, выкипел, выбросил, выбежит

1.5. Картинный материал:

Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я - student2.ru

РИС - РЫСЬ

Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я - student2.ru Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я - student2.ru

В ЛЕСУ РЫСЬ.

Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я.

2.1 Произношение слогов по таблиц е (см. Примечание 1.1.):

3) 4) 5) произнесение слоговых "троек":

1)БА – 2) БЯ БА – БЯ - БА

ПА – ПЯ ПЯ – ПА - ПЯ

ДА – ДЯ ДА – ДА – ДЯ …

ТА – ТЯ

МА – МЯ

НА – НЯ

СА – СЯ

ЗА – ЗЯ

ЛА – ЛЯ

РА - РЯ

ГА – ГЯ

КА – КЯ

ВА – ВЯ

ФА – ФЯ

2.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):

БАС – БЯЗЬ РЫБА - ТЕБЯ

ТРУБА – ТРУБЯТ РУБАХА – РУБЯТ

ПАР – ПЯТЬ ПАШЕТ – ПЯЛИТ

ПАШТЕТ – ПЯТНЫШКО ПАЛЕЦ – ПЯТНИЦА

ТАНЯ – ТЯНЕТ ТАНЕЦ – ТЯГАЧ

ТАЩИТ – ТЯНЕТ МАТЬ – МЯТЬ

МАША – МЯСО НАДЯ – НЯНЯ

ВАННА – БАНЯ ИННА – ВАНЯ

САД – СЯДЬ САНИ – СЯДУ

КОСА – КОСЯТ ЗАЙКА – ЗЯБКО

КОЗА – ХОЗЯИН ВАНЯ – ВЯЖЕТ

ЛАПУ – ЛЯГУ ЛАПУШКА – ЛЯГУШКА

РАЯ – РЯДОМ РАД – РЯД

ПАРАД – НАРЯД ВАТА - ВЯЖЕТ

ФЛАГИ – ФЛЯГИ ТАПКИ – ТЯПКИ

2.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

На Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова.

На платьишке от паштета пятнышко. Сяду только в свои сани.

Под щёку лапу и в берлогу лягу. Маша ест мясо.

Косари косами косят. Пойди в сад, на скамейку сядь.

Инна, Ваня, Надя зовут няню. Ваня рад, что попал в первый ряд.

Меня просила мать рубашку не мять. Рая, будь рядом.

Зайке зимой не зябко. Из ваты одежду не вяжут.

Наряд для парада. Наша Таня время тянет.

2.4. Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки А – Я:

котята, телята, волчата, жеребята, цыплята, лисята, воронята, ежата, бельчата, девчата, одеяло,

2.5. Картинный материал:

Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я - student2.ru

Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я - student2.ru

Наши рекомендации